24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Обгон разрешен
Автомобили

Обгон разрешен

Кто лидирует в сегменте LCV. Станет ли «Волга» грузовичком. Какие модели легких коммерческих автомобилей уходят из России. Что надо сделать автопроизводителям, чтобы зарабатывать больше. Какой пикап предпочитают российские водители.

По итогам 2016 года рынок легких коммерческих автомобилей вышел в «зеленую зону» и в начале 2017‑го показывает стабильный, устойчивый рост. Основным ньюсмейкером выступил ГАЗ, отметивший свое 85‑летие как раз 1 января. Завод расширил линейку моделей, работающих на природном газе, запустил (в присутствии Владимира Путина и Олега Дерипаски) серийное производство газового двигателя, а в конце марта Зигфрид Вольф, совладелец корпорации «Русские машины», куда входит «Группа ГАЗ», выступил с заявлением о намерении возродить марку «Волга», причем не в сегменте легковых автомобилей, а как модель LCV (от англ. Light Commercial Vehicle – легкий коммерческий автомобиль).

Что касается класса будущей коммерческой Volga, Вольф привел в пример Volkswagen Caddy. Однако ни немецкий «каблучок», ни любой другой зарубежный автомобиль в этом сегменте не пользуются у россиян таким спросом, как Lada Largus, то есть перелицованный Dacia MCV первого поколения, выпускаемый в Тольятти. Франко-российский автомобиль занимает почти 95% сегмента легких LCV в первую очередь благодаря низкой цене, которая достигнута из-за высокой степени локализации.

Между тем сам сегмент легких LCV переживает не лучшие времена, и резкий рост прежде всего за счет Lada Largus в начале года не должен вводить в заблуждение. Во‑первых, свое дело сделали скидки на машины прошлого года выпуска – в этом смысле легкие LCV живут почти по тем же законам, что и легковые машины. Во‑вторых, сработал отложенный спрос: те, кто два-три года откладывал обновление парка, наконец-то решились купить новые автомобили. В‑третьих, на Largus обратили внимание и те, кто за время кризиса перестроил свой бизнес. Собственно, главное конкурентное преимущество Lada заключено в выражении «разобью – не жалко». Кроме того, обслуживать локализованную модель существенно дешевле, чем импортную, а поскольку легкие LCV зачастую работают круглосуточно, эта эксплуатационная статья расходов становится определяющей. Да и модельный ряд легких LCV сильно сократился: в прошлом году закончилась распродажа складов сразу трех моделей: Renault Kangoo, Mercedes-Benz Citan (перелицованной версии «француза») и Fiat Doblo.

Фото: Ford Motor Company
©Фото: Ford Motor Company

Депрессивные пикапы

Сегмент пикапов логично определить как самый депрессивный, поскольку здесь очень сильно падают ключевые игроки, а бывший лидер – Mitsubishi L200 – при таких темпах и вовсе рискует вылететь с рынка. Не далее как в январе директор российского отделения японской марки Накамуро Наоя объяснял «Профилю» падение продаж пикапа: «Мы просто не рассчитали спрос на 2016 год, фактически у нас не хватило стоков – мы сделали маленький заказ на заводе в Таиланде». Однако это не более чем фигура речи, потому что в начале нынешнего года L200 показывает совсем уж неприличные минус 78%. Еще одна интересная деталь: более 60% проданных в России пикапов Mitsubishi идут отнюдь не частникам, а юридическим лицам – в «нефтянку» и «газ», то есть на Урал и в Сибирь, для обслуживания трубопроводов и прочей инфраструктуры. И это симптом тревожный: частники практически перестали покупать некогда любимый ими грузовичок.

Однако за последние несколько месяцев в сегменте пикапов появились три новых игрока, один из которых уже с апреля начнут собирать в России. Импортируемый из Китая Foton Tunland начали продавать еще в марте прошлого года – реализовали четыре экземпляра. В апреле дилерам передали 11 машин, а вот в мае, к примеру, ни одной! Затем отгрузки возобновились: до конца года дилеры общими усилиями «толкнули» 70 шт. Между тем еще прошлым летом китайцы собирались наладить сборку пикапов на заводе DerWays в Черкесске, однако в нынешнем году планы кардинально поменялись. В Ставропольском крае близ города Михайловска спешно возводят завод, который должен заработать уже в конце весны, причем собирать пикапы здесь будут по полному циклу.

Тем временем продажи Volkswagenрасти несколько месяцев назад – после обновления модели, положительная динамика сохранилась и в начале этого года. Он уже занимает твердое третье место, и простая арифметика показывает, что если все тренды в сегменте сохранятся, то к концу года «немец» станет вторым и обойдет УАЗ, на который в начале года действуют весомые скидки по программам утилизации и трейд-ин. Интересно, что у отечественного автомобиля нет автоматической коробки, которая вполне могла бы увеличить спрос, ведь подавляющее большинствов России с автоматической 8‑ступенчатой коробкой.

©

Фото: Volkswagen AG
©Фото: Volkswagen AG

директор дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили» «Группы ГАЗ»«Рынок LCV стабилизировался на уровне 2016 года, рост наблюдается только в отдельных сегментах. В частности, активное увеличение спроса идет в области пассажирских перевозок, и техника ГАЗ здесь успешно конкурирует с иностранными моделями. Продажи микроавтобусов семейства NEXT увеличились в первом квартале 2017 года более чем на 50%. В этом году мы продолжим выпуск новинок, которые дают дополнительные возможности для актуализации спроса в период стагнации. Стратегия «Группы ГАЗ» направлена на выход в новые сегменты по функциональности и грузоподъемности, с тем чтобы максимально использовать потенциал рынка. Уже в IV квартале мы впервые представим «ГАЗель NEXT» в классе тяжелых LCV (полная масса 4,6 т). В дальнейшем этот автомобиль станет основой для создания фургона с увеличенным объемом кузова и нового микроавтобуса. В конце года появится также новая модификация среднетоннажника «ГАЗон NEXT» увеличенной грузоподъемности, полной массой 10 т. Новый грузовик займет нишу, оставленную ЗИЛом, в том числе и в сегменте спецтехники. Еще одно важное направление работы – создание экспортных модификаций, прежде всего для эксплуатации в условиях жаркого климата и высокогорья. Восстановление российского рынка коммерческих автомобилей будет зависеть от общего развития макро-экономической ситуации, в первую очередь – от стоимости кредитов. В условиях стагнации и снижения инвестиционной активности потребителей государственные программы будут оставаться важным элементом поддержки спроса со стороны малого и среднего бизнеса».

Главное – локализация

Если не брать ГАЗ «Соболь», у которого в средних LCV положение главенствующее, недосягаемое для иностранных конкурентов, и который покупают в основном для доставки коммерческих грузов, ситуацию с иностранными автомобилями наиболее ярко иллюстрирует картина по продажам Volkswagen T6. Грузовая модификация VW Transporter и дешевая пассажирская VW Caravelle падают, а набирают ход дорогие – Multivan и California, обе – повышенной комфортности. В гору идет и Mercedes-Benz V–Class, который покупают для перевозки VIP-пассажиров или собственных сотрудников богатые компании. Прочие игроки не делают кассы, к примеру, на Ford Turneo Custom за два первых месяца 2017 года нашелся только один покупатель.

Что касается самого главного, исходя из объемов продаж, сегмента LCV – полноразмерных моделей, здесь в начале 2017 года развиваются и крепнут все тенденции‑2016. Именно за счет этого сегмента все LCV показывают сильный устойчивый рост. Интересно, что четыре модели, на которые приходится 97% (!) продаж, собирают в России по полному циклу. Это сигнал всем участникам рынка: хотите зарабатывать – создавайте производства в России. Однако очередь из желающих невелика.

В числе первых – французский PSA Peugeot Citroen, который, хотя и не планирует открывать в России сборку Citroen Jumper и Peugeot Boxer, все же намерен в этом году начать модернизацию калужского завода для запуска на его мощностях сборки по полному циклу среднеразмерных моделей Citroen Spacetourer (название Jumpy сохранят для грузовой версии) и Peugeot Traveller (здесь для грузовой версии сохранят нынешнее название Expert).

Важность этого проекта для французов трудно переоценить, поскольку сейчас локализованные в Калуге седаны продаются плохо, а старт сборки новых моделей, к примеру Peugeot 3008, напрямую увязан с запуском коммерческих. Дело в том, что элементы платформы EMP2, на которой спроектирован тот же Peugeot 3008, лежат и в основе упомянутых грузопассажирских моделей Citroen и Peugeot.

Среди полноразмерных LCV наибольший рост показал Ford Transit. Компания не без гордости сообщает: «Более 50% российских покупателей Transit отказались от моделей конкурирующих иностранных брендов». Кроме того, в 2016 году Ford Sollers увеличил экспорт в четыре раза, и ключевую роль здесь опять же сыграл Transit, на который пришлось 26% всех экспортных поставок.

Что касается лидера, точнее, двух лидеров в одном лице – нижегородских «ГАЗель NEXT» и классической «Газель Бизнес», они выросли только на 10%. Эффект новизны уже не так силен, как в прошлом году, хотя менеджеры ГАЗа продолжают развивать модельную линейку.

К примеру, под конец 2016 года в серию пошел 17‑местный автобус NEXT, созданный на базе цельнометаллического фургона. Неожиданной и приятной его особенностью стала опциональная принудительная блокировка заднего дифференциала. Это значит, что региональные российские власти могут еще долго не улучшать качество дорог.

Имеются и в этом сегменте как отставники, так и новобранцы. В декабре 2016 года были проданы последние экземпляры добротного Renault Master – импортируемый автомобиль не выдержал конкуренции с локализованными. С апреля 2016 года по февраль 2017‑го зафиксировано четыре сделки по Foton Aumark . А вот Hyundai с фургоном HD35 подошел к делу более основательно: если в июле прошлого года было реализовано две машины, то в декабре – уже 33.

В ближайшие месяцы сегмент LCV продолжит умеренный набор аудитории, причем во всех секторах, исключая пикапы, будет наблюдаться одна и та же тенденция: продажи локализованных моделей будут расти, импортированных – либо падать, либо оставаться на низких абсолютных значениях.

Что касается глобальных изменений, они возможны не ранее конца 2017‑го – начала 2018 года, когда правительство приоткроет завесу тайны над условиями «промсборки‑3», а также иными способами поддержки тех участников рынка, которые разместили в России свое производство.

©

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».