29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Третья педаль и пятое колесо
Автомобили

Третья педаль и пятое колесо

Десять автомобильных устройств и явлений, которых не будет через десять лет

Пока нас уверяют, что из машины вот-вот исчезнет водитель, целый ряд привычных объектов, устройств и систем готовятся покинуть автомобильный мир – быстро, решительно и навсегда.

1. Запаска

Нужно, как телеге пятое колесо, – этой поговоркой еще наши предки предсказали судьбу запаски. Вспомним: сначала автомобилисты, боясь выпавших подков, гвоздей и прочих неприятных предметов, возили с собой пару шин (и несколько камер), потом – два колеса в сборе, потом – одно, потом – тонкую «докатку», и вот уже сегодня во многих машинах в Европе предусмотрен лишь ремкомплект, да и у нас все чаще можно увидеть в багажнике тоненький блин, а не полноценное колесо.

Кстати, если запаска большого размера, но отличается по рисунку протектора или какому-либо размеру от основных, – это не более чем докатка, ехать можно не быстрее 80 км/ч и только до первой мастерской шиномонтажа.

Собственно, в этом вторая причина, почему от пятого колеса отказываются: оно нечасто нужно, а если используется – только временно. А первая? Конечно, дополнительное место. Все-таки запаска съедает в багажнике или под ним 40–50 литров. Учитывая, что гвоздей на наших дорогах сегодня намного меньше, чем на заре автомобилизма, а шины стали заметно прочнее, полагаю, к четвертому десятилетию ХХI века у автомобилей останутся всего четыре колеса. Возможно, их оснастят шинами, которые не боятся проколов (ран-флэт или что-то подобное), рано или поздно появятся и безвоздушные колеса, работающие за счет упругости материалов, а не воздуха. Жалко? Напрасно, ведь заодно в прошлое уйдут баллонные ключи и домкраты.

Благодаря развитию мобильных девайсов даже магнитола в машине перестала быть вещью первой необходимости

Lev Dolgachov/Vostock Photo

2. «Корочки» и прочие бумаги

Забыть дома (в другой куртке, забрать у жены, потерять) документы на машину и права – страшный сон российского автомобилиста. Именно в этот день вас остановит гаишник (природу их чутья еще предстоит изучить), которого ни фотография свидетельства о регистрации, ни пробитое по базе данных водительское удостоверение не устроят…

Ничего, скоро бумажным и пластиковым документам дадут отставку. Собственно, уже сегодня в некоторых странах не рекомендуют возить с собой автомобильное свидетельство, да и вместо прав достаточно копии. Но еще лучше шагнуть дальше в цифровую эру и перейти на электронные документы. Если что, можно распечатать бумажные дубликаты, но зачем, если у каждого инспектора будет доступ к базе данных?

В России уже потихоньку внедряют электронные паспорта транспортных средств (ПТС), в которых будет храниться информация от рождения до утилизации автомобиля. Дополнить е-ПТС информацией о владельце, включая его права, элементарно.

А с другой стороны, учитывая, что управлять можно не только своим автомобилем, имеет смысл объединить все «человеческие» документы в одном, от медицинской страховки до водительского удостоверения, от свидетельства о браке до дисконтных карт… При том, как быстро идут вперед технологии распознавания лиц и как уменьшаются носители информации, мы уже скоро будем выбирать, по какому параметру нас идентифицировать. Анфас? Профиль? А еще у меня вот тут, в мочке, военный билет зашит и сотня других «корочек», будете считывать?

3. Журналы

Мне грустно об этом думать, но, похоже, автомобильных журналов в том классическом виде, к которому мы привыкли, через 10 лет не останется. Миллионные тиражи «За рулем» в прошлом, ломящиеся от рекламы страницы «Клаксона» там же, а «Автомир» и вовсе закрыт – не в будущем, а в этом году!

©Interfoto/Vostock Photo

Читаем, а точнее, смотрим мы все больше электронные СМИ и соцсети, а что касается бумажных журналов, я думаю, они продолжат процесс разделения на два лагеря. Общие, с широким кругом тем, от политики до хобби, от спорта до автомобилей, от экономики до кино, – с аналитикой, прогнозами, лучший пример у вас перед глазами – образуют первый. Во втором – узкоспециализированные, практически клубные издания для любителей истории, фанатов той или иной марки или направления, строителей приземленных «жигулей» и прочие интересные источники знаний, которые возникнут на базе нынешних.

Интернет оперативнее, бумага глубже. Они зачем-то между собой спорят, при этом первые становятся медленнее, а вторые мельче. Хватит уже, займите свои места, меняйтесь и меняйте нас: летим в будущее!

4. Свет мой, зеркальце, прощай!

Не покидая поля информационных технологий, скажем «прощай» автомобильным зеркалам. Причем в первую очередь внешним, которые принесем в жертву аэродинамике. Когда экология – наше всё, а производителей заставляют сокращать выхлоп по зернышку, зеркала, пусть и самые обтекаемые, пойдут в расход. В расход топлива, разумеется. Ведь камеры, которые придут им на смену, намного меньше, а картинку дают не хуже. Собственно, мы их уже вовсю применяем – в системах парковки, в круговом обзоре; «Кадиллак» первым научил и салонное зеркало транслировать потоковое видео с задней камеры, за ним следуют и другие. Немного непривычно видеть расширенную картинку, но ведь удобно!

Дело за наружными зеркалами, причем на сегодня камнем преткновения является размещение вместо них экранов. Ведь надо, чтобы глаза находили картинку на привычном месте, не косить же нам в центральный монитор перед обгоном! Вариантов пока просматривается два. Можно размещать экраны по бокам передней панели или отдавать под «зеркала» боковые секции большого, вытянутого от двери до двери монитора. То есть проекция будет примерно на месте нынешних дефлекторов вентиляции или чуть выше. Так сделала «Хонда» на своем электромобиле «е» – между прочим, он идет в серию уже в этом году!

А можно проецировать вид с камеры заднего вида прямо на боковое стекло – тогда аналогия с привычным зеркалом будет полной. Выводят же цифры и всякую навигацию на лобовое, так чем боковое хуже? Впрочем, здесь угол зрения и прозрачность самого стекла могут помешать… Хотя наверняка можно что-то изобрести, использовать передовые технологии, вплоть до того, чтобы часть самого стекла сделать активным дисплеем.

Внешние зеркала уступят место камерам заднего вида с проекцией на боковое стекло, под капот лезть не придется – он будет плотно закреплен болтами, а на смену ключу зажигания придет вмонтированный чип или технология распознавания внешности

Shutterstock/Fotodom

5. Закрытие капота

Вспомните, когда вы последний раз открывали капот своей машины. И зачем. Я поймал себя на мысли, что, с детства обожая автомобили, не пропуская ни одной новинки, самостоятельно перебрав несколько двигателей, не говоря уже о смене свечей и масла, поднимаю капот своего «Степвея» несколько раз в год, когда доливаю «незамерзайку» или воду в бачок. А еще дважды менял лампочки. Так что предреку скорое появление машин, у которых капот будет закреплен не на петлях, а на болтах. Как крыло, например, – не то чтобы совсем намертво, при ремонте снять можно, но не чаще.

Где-нибудь в районе горловины бензобака появится еще одна – для стеклоомывающей жидкости. И всё, при нынешней надежности и сложности силовых агрегатов (и всей прочей) механики-электрики-электроники большего не нужно.

Тут уместно будет отметить, что вся эта уходящая натура, уже названная и ждущая своей очереди, по идее, должна несколько удешевить автомобиль. В рублях, долларах, биткоинах цена, понятно, будет только расти, но отказ от некоторых устройств или замена их более дешевыми этот рост несколько нивелирует. Посчитаем петли, замок, привод, упор – тысяч пять (беру розничные цены), а цена комплекта болтов – сто рублей. Сэкономим?

6. Автосалон уходит в Сеть

Под салоном я в данном случае понимаю выставку автомобилей, будь то у дилера или международный форум во Франкфурте. Площади дороги, и держать такой «гараж» ради праздной публики накладно.

Первыми уже становятся дилеры, которые организуют онлайн-шоурумы. Когда современные средства визуализации уже позволяют посидеть и даже виртуально поездить в любом автомобиле марки, зачем занимать место реальными машинами? Тест-драйв? Пожалуйста, вам доставят автомобиль прямо к дому, такая услуга уже есть в столице. Так что покупать машины, как и другие продукты прогресса (да и продукты питания), скоро будем в интернет-магазине. Салон дилера останется местом выдачи и обслуживания, но не выставки машин.

А что касается собственно выставок, шоу – у них определенный кризис, который непонятно чем закончится. Премьеры новинок принято теперь справлять отдельно, дилерские деревни во многом подменяют крупные экспозиции, специалистам проще общаться на конференциях онлайн, из чего-то особенного остаются разве что концепт-кары. И вот уже недавняя выставка во Франкфурте недосчиталась половины своих обычных экспонентов. Не говоря уже о московском международном (хочется поставить кавычки) салоне… Публика идет, пока есть на кого. А потом утекает в соцсети.

7. Гаражное братство

Его уже почти нет в столице, а скоро и совсем не будет. Провести субботу в ряду кирпичных или жестяных коробочек наедине с четырехколесным другом или, что чаще, в компании таких же любителей этого дела – такой досуг остается в прошлом.

Сами гаражи активно сносят, заменяя многоэтажными паркингами или территориями во дворах и на улицах. Парк машин растет, сами они становятся современнее, сложнее и надежнее – гаражи как место стоянки и ремонта становятся не столь нужны, как прежде. А место под ними дорого, особенно если речь идет о крупных городах.
Это будет небыстрый и довольно болезненный процесс, ведь частные гаражи – это целый мир, в котором находилось место не только машинам, но и домашним припасам, и мастерским, и много чему еще. Мы будем скучать!

8. Где мой ключ?

Поразительно, как простой и предельно функциональный предмет сделали и продолжают делать настоящим модным аксессуаром, чтобы не сказать фетишем. Ключ от современного автомобиля спрятал жало, стал, по сути, радиопередатчиком, но при этом приобрел функции брелока. При всех возможностях миниатюризации ключи (будем для простоты называть так все устройства) остаются массивными, солидными, даже статусными. На дорогих автомобилях обязательна кожа – давайте ее и в ключ. Сверху эмблему. Все это заключим в тяжелый корпус, можно металлический. И положим в карман только для того, чтобы вовремя достать и… похвастаться.

А ведь для выполнения защитной функции – а какая еще нужна ключу, не убивать же им! – давно пора вовсе отказаться от механики. Если речь о чипе, его можно вмонтировать куда угодно, хоть в банковскую карту (или в некий единый документ, см. выше), хоть в браслет, хоть в трость, если кому-то нужен вес.

А еще – посмотрите в зеркало. Вот он, лучший ключ, – технология распознавания внешности! Убежден, что скоро ее применят и в автомобилях.

Возможностей много. Уже сейчас мы открываем и заводим автомобили с помощью смартфона и мобильного приложения. Каршеринг, конечно, нуждается в хорошей батарейке и сотовой сети, но ведь и современный массивный радиоключ – тоже! Связка ключей уходит в прошлое. Только не потеряйте ее в настоящем!

©Sven Fuchs/Vostock Photo

9. Человек-оркестр

Пластинки, катушки, кассеты, компакт-диски, флешки – все эти носители информации нуждались в проигрывателе, точнее, в плеере. Его совмещали с приемником, дополняли навигацией и всем прочим, в результате мультимедиа в автомобиле стала едва ли не главной системой. Но в ближайшее время это изменится и главным (как и в других сферах нашей жизни) станет смартфон. Автомобиль будет предоставлять периферию: подключение, хороший звук, большой экран, но не более того. Станет такой большой зарядной станцией, как бы грустно это ни звучало.

И это довольно удобно, ибо многие уже сейчас в своем телефоне имеют собственный плей-лист, закладки с интернет-радио, я уж не говорю про общение и всякие соцсети.
Один молодой коллега недавно объяснил, почему выбирает в каршеринге «Яндекс», хотя рядом могут стоять машины дешевле или престижнее. «Мне не важен сам автомобиль, – говорит он, – мне важно, что весь мой смартфон будет тут же в него интегрирован». Воистину торжество информационных технологий. Подключаемся!

10. Каждой ноге по педали

Несмотря на любовь многих автомобилистов со стажем к механической коробке передач, дни ее сочтены. Ноги две, и педалей останется столько же. Автоматические трансмиссии стремительно наступают. Россияне открыли их для себя позже, чем многие другие страны, зато сейчас наверстывают упущенное. Даже в самом доступном сегменте «солярисов», «поло», «рио» доля автоматов достигает половины! То есть мы готовы экономить на размере, престиже, но не на удобстве. Думаю, что через 10 лет любую машину «на ручке» придется заказывать отдельно и ждать ее производства несколько месяцев. Раритет!

Это касается и других органов управления – тумблеров, ручек, рукояток, рычажков станет меньше. Переключатель света и дворников окончательно уступит место датчикам дождя и света. Кнопки, за исключением аварийной сигнализации, перейдут в меню. Настраивать микроклимат и звук мы уже привыкли посредством меню на сенсорном экране – привыкнем и ко всему остальному. Заодно сэкономим: датчики и нарисованные на экране кнопки намного дешевле механических переключателей!
Главное, чтобы все это работало в мороз и откликалось на прикосновение в перчатке.
_ _ _

Я намеренно не затрагивал в этом обзоре большие агрегаты и глобальные системы. Им, к счастью, потребуется значительно больше 10 лет, чтобы сойти со сцены. Бензиновый и дизельный двигатели, настоящие круглые рули и живые таксисты еще поборются за нас. А мы – за них.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама