- Что подготовили для туристов
- Спрос рушат цены на билеты
- Россияне хотят в Батуми
- Аджария vs Турция
- Цены европейские, но сервис хромает
- Не только пляжный отдых
Что подготовили для туристов
3 июня в Аджарии – главном пляжном регионе Грузии – официально открылся летний туристический сезон, девизом которого снова стала фраза «Лето начинается здесь». Открытие было приурочено к традиционному Летнему фестивалю, который прошел в Батуми на выходных.
По традиции в начале сезона глава правительства Аджарии Торнике Рижвадзе лично провел смотр спасателей и оценил их готовность к работе. «Для нас в особенности важно провести сезон безопасно и успешно, и в этой общей цели велика роль МВД и всех других ведомств», – подчеркнул он.
Неделей ранее Рижвадзе заявлял, что в этом году регион ожидает более четырех миллионов гостей, для приема которых была проделана колоссальная работа. Среди туристических новинок, с которыми Аджария встречает летний сезон, – зиплайн в Батумском ботаническом саду, каньоны в Капниставе и Учхо, горная трасса для велосипедистов в Кеда-Шуахеви, туристические лагеря и инфраструктура для пикников в Джвариминдори, Чирухе и Капнистави. Кроме того, появилось 25 новых маркированных туристических маршрутов. В следующем сезоне на территории Шуахевского муниципалитета планируют установить двухполосный зиплайн, который, как утверждается, будет самым длинным в Европе – 1752 метра.
Особые надежды в этом туристическом сезоне в Грузии возлагают на россиян. После того как 19 мая первый за четыре года прямой рейс связал Москву и Тбилиси, в Грузии рассчитывают на приезд рекордного числа туристов из России – называются цифры полтора или даже два миллиона туристов. Для сравнения: в 2018 году (последнем полном сезоне перед прекращением прямого авиасообщения в июле 2019-го) Грузию посетили 1,4 млн россиян.
Велосипедный зиплайн в Алгетском национальном парке
Sputnik/РИА НовостиСпрос рушат цены на билеты
Впрочем, перспективы приезда россиян не такие радостные, как рассчитывают в Грузии. Виной тому цены на авиабилеты, которые на рынке называют неадекватными. Например, в июне билеты из Москвы в Тбилиси и обратно невозможно купить дешевле 65–70 тыс. руб. И это при том, что с пересадкой в Ереване добраться до грузинской столицы можно почти вдвое дешевле.
В итоге картина следующая: феноменальный интерес у россиян к Грузии (по данным билетных агрегаторов, после запуска прямых рейсов он вырос втрое), но полупустые самолеты. В конце мая в интервью грузинским СМИ владелец и глава грузинской авиакомпании Georgian Airways Тамаз Гаиашвили признался, что заполняемость российских рейсов небольшая: «Пока мы выполнили лишь несколько рейсов [между Москвой и Тбилиси]. Заполняемость 40–50%. Может быть, нужно время для наращивания».
Прямые полеты между Грузией и Россией сейчас выполняют лишь две авиакомпании – Georgian Airways и российская «Азимут»: по одному рейсу в день они совершают между столицами двух стран. Но скоро список перевозчиков расширится благодаря российской Red Wings: с 15 июня она начнет полеты из Сочи в Тбилиси, а с 16 июня – из Москвы в Кутаиси.
Изменит ли выход Red Wings на грузинское направление ситуацию с ценами на билеты, покажет время. Несмотря на скорый запуск рейсов, авиабилетов в продаже до сих пор нет.
Россияне хотят в Батуми
«После открытия прямых рейсов продажи в Грузию выросли сильно, – отмечает Анна Филатовская, представитель туроператора «Русский Экспресс». – Но из-за дорогих авиабилетов туры с перелетами на прямых рейсах бронируют не очень активно».
В «Интуристе» также говорят о хорошем спросе, но признаются, что продажи от спроса пока отстают. «Туристы не готовы отдавать такие деньги за авиабилеты и ждут снижения стоимости», – рассказала представитель туркомпании Дарья Домостроева.
Президент Грузии призвала ввести правовые ограничения для прибывших в страну россиян
Кроме того, по ее словам, россиян смущают недружественные действия со стороны некоторых активистов в Грузии: первые рейсы из Москвы противники восстановления прямого авиасообщения встречали в аэропорту пикетами. Из-за этого многие россияне пока предпочитают другие, более предсказуемые направления.
У тех клиентов, кто сейчас рассматривает для отдыха именно Грузию, спросом в туркомпаниях пользуется в основном подбор так называемого наземного обслуживания – проживание и экскурсии. За дорогу туристы отвечают сами: либо летят с пересадками, либо едут на машине.
К тому же, по словам Филатовской, многих интересует отдых именно в Батуми. «Поэтому мы очень ждем прямые рейсы в Батуми», – добавляет она.
Аджария vs Турция
Планы на иностранных туристов в Батуми поистине наполеоновские: Аджария решила конкурировать с самой Турцией. В конце марта министерство финансов и экономики региона презентовало проект по строительству в элитном пригороде Батуми сразу четырех отелей более чем на тысячу номеров, которые будут работать в формате «все включено».
Как писал Forbes Georgia, гостиничные комплексы будут построены в партнерстве с одним из мировых лидеров отельной индустрии. А масштаб проекта можно оценить по цитате из пресс-релиза: «Комплекс станет одним из самых значимых проектов Wyndham Hotels & Resorts в Восточном полушарии». Инвестиции оцениваются в $111 млн, а реализация запланирована на 2024–2026 годы.
Удастся ли Грузии в будущем бросить серьезный вызов Турции, вопрос дискуссионный. «Сейчас Батуми с Турцией вообще нельзя сравнивать, потому что если в Турции вся жизнь протекает на территории отеля, то в Батуми вся жизнь в городе, – объясняет Анна Филатовская. – У отелей там, включая сетевые Sheraton, Hilton, Marriott и т.д., практически нет территорий. Это а-ля городские отели рядом с морем, инфраструктуры минимум».
Но при этом, по словам эксперта, в Батуми с наступлением темноты «отличная тусовка» – ночные клубы, казино, пенные вечеринки, концерты. «Я бы не сказала, что в Батуми возможен тихий спокойный отдых, город по ночам не спит, а гудит», – добавляет она.
Кроме того, отдельно эксперты предупреждают о сервисе в Грузии, советуя россиянам, привыкшим к турецкому сервису, не ждать аналогичного качества в Грузии. «Нужно быть готовыми к тому, что сервис в Грузии очень медлительный, – предупреждает глава туркомпании Mayel Travel Майя Котляр. – Да, в Грузии душевно, люди прекрасные, вы получите массу тепла и шикарное гостеприимство, но никогда не получите сервис уровня Турции, в какой бы отель ни поехали».
Даже в новых сетевых отелях Грузии сервис оставляет желать лучшего, утверждает она. «Взять тот же Hilton, он соответствует четверке в Турции, – говорит Котляр. – На мой взгляд, лучше основной отдых провести в окрестностях Батуми, а в город заезжать погулять на пару-тройку дней».
«Побережье Грузии летом напоминает российский юг пятнадцать лет назад: шумно, ярко, громко и алкогольно», – описала местные курорты в разгар сезона Диля Демиденко, руководитель отдела туров онлайн-агентства «Тревелбелка». По ее словам, туристическая инфраструктура Грузии на побережье «очень стихийна, нет единого стиля и стандартов». «А сервис во многом оставляет желать лучшего. Это не то, к чему привыкли туристы, регулярно отдыхающие на турецких курортах», – добавила Демиденко.
Цены европейские, но сервис хромает
Еще одна особенность, о которой предупреждают турагенты, – Грузия за последние несколько лет перестала быть дешевой страной. «Да, в отдельных регионах еще можно найти приемлемые цены, но в курортной части Грузии, особенно в популярных местах, низких цен ждать не нужно», – говорит Майя Котляр. – Если мы говорим про отели в Грузии высокого уровня, то цены в стране сопоставимы с европейскими. Например, двухнедельный отдых в Paragraph Shakvetili недалеко от Батуми на семью обойдется в 500–600 тыс. руб. без перелета», – уточнила она.
В среднем забронировать хороший отель в Грузии на побережье можно за 220–250 тыс. руб., но с питанием «завтрак-ужин». «За такие деньги в Турции можно себе позволить пакетный тур, включающий перелет в обе стороны, проживание в комфортной «пятерке» с высоким рейтингом, питанием «ультра все включено», трансфером от аэропорта и обратно и медицинской страховкой на все время путешествия», – обращает внимание Диля Демиденко.
Что же касается пакетных туров, которые сейчас можно встретить у российских туроператоров, то цены начинаются от 150–200 тыс. руб. за двоих на неделю. «Не думаю, что с такими ценами можно хоть как-то конкурировать с Турцией и отелями на Средиземном или Эгейском море с питанием все включено», – считает Демиденко.
Майя Котляр сомневается, что Грузия на российском рынке сможет занять существенную долю как «пакетное» направление. «До 2015-го в России был бум пакетных туров в Грузию. Туристы набрали контакты гидов, водителей, владельцев семейных отелей и потом начали ездить сами. А после того как в 2019 году запретили прямые рейсы и реализацию турпродукта, Грузия и вовсе стала страной исключительно для самостоятельных путешественников», – пояснила она.
Не только пляжный отдых
Огромный плюс Грузии, говорят эксперты, в отличных экскурсиях. «Страна компактная, но очень колоритная и богатая на природные красоты. Кроме того, почти везде говорят на русском», – рассказывает Диля Демиденко. Из обязательного в Грузии она советует попробовать местную кухню в глубинке, посетить винодельни, побывать в гостях у местных жителей.
«Сейчас для таких туров предлагают самые разные, уникальные форматы. Все пытаются креативить, удивить, потому что "стандартная" Грузия уже мало кому интересна – многие там были и всё видели», – соглашается Майя Котляр. По ее мнению, туризм в Грузии будет развиваться именно в этом направлении, а не «аэропорт – пляж – аэропорт».
«Людям хочется больше домашнего, большей аутентичности, и многие регионы Грузии уже сейчас предлагают это гостям. Осталось только дождаться снижения цен, потому что пока они неприемлемые. И полупустые самолеты тому подтверждение. Грузия должна быть дешевле Турции, иначе летом она провиснет», – говорит Котляр.