Главный способ экономии известен: позаботиться о покупке всех составляющих путешествия заранее, например, за полгода. Правда, это делают не все – в наше время непросто заглянуть в будущее так далеко. Но даже если вы спохватились в начале лета, еще остаются способы отдохнуть по средствам. Они созвучны нынешним трендам в туриндустрии – расцвету индивидуальных, детально спланированных и не ограниченных традиционными маршрутами туров. «Профиль» с помощью travel-экспертов собрал известные рекомендации, позволяющие свести затраты на отдых к минимуму.
Бедность не порог
В туристическом сезоне‑2019 список популярных направлений не претерпит изменений, прогнозируют в Российском союзе туриндустрии. Почти 70% отдыхающих выберут внутренний туризм – в лидерах Сочи и Крым. Остальные путешественники отправятся за рубеж, в основном в Турцию, которая примет треть выездного турпотока. Притом доля россиян, выбирающих для отдыха заграницу, стабильно растет.
Эту тенденцию подтверждают сервисы онлайн-бронирования, предоставившие «Профилю» статистику продаж. Так, в UFS. Travel отмечают, что интерес к поездкам за рубеж по сравнению с 2018 годом вырос, а самыми популярными направлениями стали Италия, Грузия, Испания, Франция и Черногория. В компании «Связной.Трэвел» ведущими странами для туризма назвали Болгарию (13% забронированных авиабилетов) и Грузию (11%).
Соцопросы также свидетельствуют, что туристическая активность россиян как минимум не снижается. Большинство граждан страны по-прежнему предпочитают далеко не ездить, но их доля стабильна. Так, 44% опрошенных ВЦИОМ намерены провести отпуск дома, 26% – на даче (в 2018 году – 45% и 34% соответственно). При этом доля тех, кто едет за границу, за год выросла с 4% до 10%, а поездки в другие регионы РФ практикуют 43% (в 2016 году – 35%).
По словам экспертов, российские туристы готовы поступиться на отдыхе многим – экскурсиями, бытовыми удобствами, развлечениями. Но отказываться от самой поездки явно не хотят.
«Люди не отменяют отпуск, но стремятся его удешевить, – комментирует главный редактор Telegram-канала «Мир, гамарджоба» Тимур Юсупов. – Во‑первых, сокращают количество поездок: если раньше ездили трижды в год, то теперь дважды. Урезают длительность отдыха – с 10 дней до недели. Во‑вторых, изменился сам подход к планированию. Раньше городской туризм был отпуском номер два: летом ехали на море, осенью – на экскурсии. Сейчас ради экономии стараются совместить и то, и другое. Люди приобретают тур и самостоятельно добавляют к нему отели в соседних городах, арендуют машину. Получается пляжный отдых плюс 2–3 дня экскурсионного. В целом путешественники поняли, что, если уж покупаешь турпакет, не обязательно платить сразу за всё. Можно взять перелет и проживание, а культурную программу организовать своими силами, передвигаясь на общественном транспорте, без гида. Так всегда дешевле».
Несгораемые туры
Главным способом сэкономить при покупке пакетных туров считается раннее бронирование: за несколько месяцев до поездки встречаются скидки 15–20%, а то и в половину стоимости. Для тех, у кого не получается «готовить сани летом», остается противоположный вариант – позднее бронирование, «горящие» туры. Их удобно ловить на сайтах, аккумулирующих предложения от туроператоров (самый известный – sletat.ru). Такой ресурс позволяет сопоставить цены и показывает адреса агентств, продающих выбранный тур. Приглянувшийся вариант стоит бронировать без промедлений: через несколько минут он может пропасть из системы.
Риски «горящих» туров очевидны: даты отпуска все ближе, планов до сих пор нет и, если с выгодным предложением не повезет, можно вовсе остаться дома. «Это вариант для авантюристов, готовых сорваться куда-то на следующий день, – считает Юсупов. – Плюс требуется определенная невзыскательность, потому что в самых привлекательных по стоимости турах может быть не слишком удобный или близкий к морю отель. Некоторые параметры поездки вы просто не контролируете, но предполагается, что готовы смириться с этим ради цены».
Но в последние годы «горящих» туров на рынке все меньше. Причина – в его стагнации, уверен главный редактор журнала «Туринфо» Федор Иванов. По его словам, «горящий» формат стал популярен в докризисные годы, когда туристический спрос увеличивался, вынуждая операторов заказывать все больше чартеров и отелей и иногда промахиваться в расчетах. Результат – большое количество невостребованных туров, которые приходилось сбывать по символической цене.
Сейчас же все по-другому. «Остались только жаркие туры, в смысле очень дорогие, – иронизирует Иванов. – Скидок ждать трудно: турпоток стабилизировался, спрос легко просчитать. Массовых зарубежных направлений осталось немного: Турция, Греция, Кипр, Болгария. И везде конъюнктура понятна – например, по Турции ожидается прирост потока, но он вполне прогнозируем по раннему бронированию. Те операторы, которые выжили на рынке, умеют в этом ориентироваться, значит, и нечему «подгорать». В то же время аккуратнее стали авиакомпании. Уже нет перевозчиков, которые могут демпинговать, как некогда «Трансаэро», потому что все находятся в тяжелой ситуации и соизмеряют свои силы».
Куда глаза глядят
Таким образом, в большинстве случаев курс на экономию предполагает самостоятельное планирование маршрута, подбор путешествия по частям. Чтобы преуспеть в этом туристическом «конструкторе», необходима изначальная установка на гибкость. По мнению Тимура Юсупова, из трех параметров поездки – цена, сроки и направление – как минимум один должен быть варьируемым. Иными словами, если заданы жесткие даты и маршрут, то о минимизации затрат говорить трудно.
Другое дело, если в приоритете задача съездить экономно: тогда нужно «двигать» дни отпуска, подстраиваясь под выгодные предложения. Либо, что проще, не замыкаться на одной локации, выбирая из нескольких направлений по цене.
Такой подход обогащает туристическую карту мира. Именно индивидуальные путешественники наносят на нее нестандартные маршруты, где еще не успели взвинтить цены для приезжих, и в результате можно получить массу впечатлений за разумные деньги.
«Нет смысла самостоятельно планировать поездку на турецкий курорт – в любом случае организованный туризм будет иметь преимущество за счет дешевых чартеров, особых договоренностей с отелями, – объясняет Федор Иванов. – А если взять, например, поездку на прибалтийские озера, то чартеров тут нет и не будет, ведь направление не массовое. Зато туда можно съездить самостоятельно и притом сравнительно дешево. То же самое касается, например, скандинавских стран – летом туда самое время лететь, потому что в эти месяцы перелеты на север дешевеют. По каждому из таких мини-направлений устремляется маленький ручеек российских туристов. В сумме ручейки дают приличную долю выездного турпотока».
Своеобразная диверсификация маршрутов идет на пользу и внутреннему туризму в России, добавляет Тимур Юсупов. «Есть любители курортного отдыха, которые уже не могут потянуть Бали с Таиландом и начинают рассматривать Сочи. Некоторые из них в итоге предпочтут поездку по России в ином, экскурсионном формате, – говорит он. – Пусть с точки зрения сервиса в нашей провинции пока не все здорово, зато упрощается транспортная логистика – уже сдвиг. Например, рейсами авиакомпании «Победа» можно улететь из Москвы на Кавказ за пару тысяч рублей, авиаперевозчик «Азимут» всего за тысячу доставит москвичей в Псков. Становятся популярными поездки по железной дороге, ведь РЖД повсюду вводит удобные поезда «Ласточка». Например, путь в Иваново раньше занимал всю ночь, а теперь можно доехать буквально за три часа и 500 рублей. Благодаря этому россияне стали чаще выбираться в небольшие поездки выходного дня – почувствовать атмосферу соседнего региона, погулять».
Безбарьерная среда
При выборе зарубежного направления стоит учитывать и визовый аспект: порой на планирование отпуска времени совсем не остается, и тогда свободный въезд в ту или иную страну становится решающим фактором в ее пользу. По последним данным, «зеленый свет» перед россиянами горит в 147 стран мира (список постоянно пополняется). Правда, большинство из них составляют государства Африки, Латинской Америки и Океании, куда что с визой, что без нее ехать весьма накладно.
Главными бенефициарами безвизового режима с Россией стали закавказские республики, считает сооснователь проекта Lowtrip.ru Руслан Ибрагимов. «C началом кризиса россияне облюбовали сравнительно недорогие Грузию, Армению, Азербайджан, – рассказывает он. – Интересно, что грузинский рынок до этого был нацелен на европейского туриста, ведь отношения Москвы и Тбилиси были натянутыми. Но новая реальность заставила страну изменить приоритеты, теперь россиянам снова рады. Также отмечен рост индивидуальных поездок по Азии: виза не требуется в Корею, Монголию и некоторые районы Китая, что актуально для жителей Сибири и Дальнего Востока».
При этом Тимур Юсупов призывает не пугаться процедур, связанных с получением шенгенской визы: этот барьер взять совсем не трудно. «Для Европы без визы не обойтись, в обозримом будущем это не изменится, – говорит он. – Но хорошая новость заключается в том, что можно получить Шенген один раз, а ездить регулярно. Дело в том, что европейские страны, в первую очередь Испания и Франция, стремясь удержать российских туристов, в последние годы стали гораздо охотнее давать визы на год, два, пять лет. Жители Санкт-Петербурга также могут легко получить финскую мультивизу. Кстати, у ряда стран хорошо отлажена процедура оформления визы в генконсульстве, минуя визовый центр, а это экономия более 20 евро».
Бюджетное далёко
Какими лазейками можно воспользоваться при сборке туристического «пазла»? Самые заманчивые авиабилеты предлагают лоукост-перевозчики. В России их развитие затруднено по разным причинам: большие расстояния, отсутствие второстепенных аэропортов вблизи крупных городов, сложные авиационные правила, не позволяющие самолету быстро вылететь после посадки. Тем не менее сеть европейских маршрутов «Победы» расширяется: порядка 15 направлений доступно по цене от 10 тыс. рублей в обе стороны. Из европейских лоукостеров рейсы в Россию выполняют венгерский WizzAir, латвийский Air Baltic, турецкий Pegasus Airlines и некоторые другие. Также промотарифы по принципу лоукостеров предлагают S7, UTair и «Уральские авиалинии», в основном на недавно открывшиеся маршруты.
«Лоукост-модель медленно приживается в России, – комментирует Руслан Ибрагимов. – Ведь наш менталитет таков, что к посадочному месту обязательно должны прилагаться багаж и питание. Если все это добавить, то стоимость перевозки на лоукостере просто сравняется с обычной авиакомпанией. Но как раз возможностью отказаться от части услуг и интересны эти перевозчики. В Европе, Северной Америке так летают давно. По сути, россиянам достаточно добраться до крупного пересадочного узла – в Ригу на Air Baltic, в Стамбул на Pegasus и так далее. Там подключаются другие лоукостеры – Vueling, Ryanair, – и можно продолжать маршрут в разных направлениях».
Как правило, составной полет в Европу обходится вдвое дешевле, чем прямой рейс. Конечно, стыковка «утяжеляет» дорогу. Но это можно обратить себе на пользу: зачем сидеть в транзитной зоне Стамбула, Будапешта или Берлина, если можно отправиться в город? Причем билеты можно подобрать так, чтобы пересадка длилась сутки: хватит и на осмотр достопримечательностей, и даже на ночевку.
Доступные авиабилеты можно найти и другими способами. Так, ресурс Сo.clickavia.ru находит свободные места на чартерных рейсах – получается еще дешевле лоукостеров. Правда, время отправления чартера может колебаться, поэтому его нельзя рассматривать как часть сложного маршрута (есть риск опоздать на следующий рейс). Letituda.com, Aviasales.ru и другие поисковики разработали опцию «Куда угодно» – при ее выборе сервис покажет самые дешевые билеты по всем направлениям на определенную дату.
Также можно вступить в сообщества в соцсетях, собирающие информацию о распродажах авиаперевозчиков (самое известное – Travelhacks), – мимо вас не пройдет ни один соблазнительный вариант. Если же дата и маршрут не подлежат изменению, стоит подписаться на Telegram-бота Travel Radar, чтобы вас известили об удешевлении билетов на конкретный рейс.
«Сейчас все авиакомпании практикуют динамическое ценообразование, то есть автоматически корректируют стоимость билетов в зависимости от спроса, – говорит Ибрагимов. – Есть интуитивно понятные критерии: полеты в праздничные дни и по выходным стоят дороже, в ночные часы – дешевле. Но иногда цена меняется по нескольку раз в день, причем в обе стороны – нам причина непонятна, но так настроены алгоритмы компании. В этом случае нужно настроить оповещения и ловить наилучший момент для покупки».
Практикум по логистике
Свои уловки есть и при покупке билетов на наземный транспорт. Европейские операторы железных дорог (а вслед за ними – РЖД) тоже перешли на динамическое ценообразование: время отправления, количество дней до поездки, число пассажиров – все имеет значение для итоговой цены. Поезда считаются самым удобным способом передвижения по Европе (билеты на них можно найти в русскоязычных агрегаторах, например, OneTwoTrip), но по цене существенно проигрывают автобусам. Поэтому, если требуется бюджетный междугородний трансфер, стоит присмотреться к Flixbus – крупнейшему автобусному оператору, охватившему маршрутной сетью всю Европу.
Если требуется бюджетный междугородний трансфер, стоит обратить внимание на автобусы. В России этот рынок традиционно был «серым», билеты продавались только на автовокзале. Сейчас появляются сайты с расписанием рейсов и возможностью покупки билетов онлайн
Shutterstock/FotodomВ России автобусные перевозки только начинают развиваться, рассказывает Руслан Ибрагимов: «До недавних пор автобусный рынок был «серым», билеты продавались только в кассах на автовокзале. Сейчас появляются агрегаторы вроде «Яндекс.Автобусы», «Басфор» с понятным расписанием, возможностью онлайн-бронирования. Но они действуют лишь на части маршрутов в европейской части страны, в Поволжье и на юге. За Уралом пока все по старинке».
Не стоит игнорировать и C2C-маркетплейсы (площадки для коммерческих сделок между физлицами –Для междугородних поездок таким является Blablacar – «дальнобойное» такси, объединяющее водителей и пассажиров, которым вместе ехать в одном направлении. «Такие «попутки» стоят не дороже, чем автобус, и при этом комфортнее, – поясняет Ибрагимов. – Правда, для далеких расстояний они подходят меньше – в основном на Blablacar ищут поездки длительностью не более пяти часов».
В любом случае сумма транспортных расходов зависит не столько от способа передвижения, сколько от общей логистики поездки. Желательно стремиться к компактности маршрута, избегая перепробега и «технических остановок» – так, чтобы каждый транзитный город представлял интерес сам по себе. Сочиняя «многоходовочку», можно обратиться за помощью к онлайн-планировщикам вроде Rome2Rio: они прокладывают оптимальный путь с учетом всех видов транспорта, подчас предлагая путешественнику неожиданные маневры.
Пойти в подселенцы
Следующий этап планирования связан с поиском гостиниц. Здесь советы давать сложнее: в каждом городе можно найти размещение на любой кошелек, а экономия напрямую связана с готовностью к лишениям. Компромисс между ценой и комфортом каждый определяет для себя сам, но есть и универсальные рекомендации.
Если путешествуете компанией или семьей, можно арендовать комнату в хостеле на несколько человек и разместиться в ней без посторонних. Другой вариант – снимать апартаменты
Shutterstock/FotodomТак, Руслан Ибрагимов считает, что вначале стоит определиться с типом жилья. «Здесь главный критерий – сколько человек путешествуют вместе, – говорит он. – Мы в Lowtrip исследовали этот вопрос, и оказалось, что для одного-двух человек экономнее снять номер в отеле, но если вы путешествуете компанией или семьей, то на первый план выходят апартаменты. Либо можно арендовать комнату в хостеле на несколько человек и разместиться в ней без посторонних. Все это ищут на одних и тех же ресурсах:Trivago, Agoda. В Сети можно встретить мнения за и против каждого из них, но, по сути, они используют один поисковый движок. Предложениечаще всего будет дешевле, поскольку это крупнейший игрок рынка, умеющий договориться с отелями о скидках».
Тимур Юсупов выступает за C2C-ночлег: наем жилья у местных жителей. Правда, в этом случае придется побороть стеснительность и пожертвовать личным пространством. Например, на Airbnb можно сэкономить, выбрав вариант с подселением к хозяевам. «В Европе 2 тыс. рублей за ночь – это койка в хостеле, – рассказывает эксперт. – За эти же деньги на Airbnb можно найти размещение в доме с приятным ремонтом – да, в нем придется делить кухню и душ, но хотя бы комната у вас своя. Издержки понятны: нужно налаживать с хозяевами диалог. Кого-то смущает языковой барьер, кому-то просто хочется, нагулявшись весь день, побыть в одиночестве. Сходить ночью в клуб и вернуться под утро навеселе тоже не получится: невежливо. Также есть Couchsurfing – социальная сеть для путешественников, где можно «вписаться» к одному из местных жителей и вовсе жить бесплатно. Но приватности здесь еще меньше: прямо подразумевается, что вы находитесь в гостях. С другой стороны, если вы готовы посвятить часть поездки тому, чтобы пообщаться с человеком, узнать про его жизнь, рассказать про свою, это идеальный вариант».
Маленькие хитрости
Когда все забронировано, осталось продумать культурную программу. Здесь на помощь приходит izi.Travel – приложение с аудиоэкскурсиями. Им охвачены все популярные музеи: можно заранее скачать аудиогид и сэкономить на услугах экскурсовода. Кроме того, ощутимый бонус дает «музейная карта» – абонемент в местные музеи, встречающийся едва ли не в каждом европейском городе. Впрочем, перед ее покупкой следует рассчитать свои силы, ведь пропуск действует в течение определенного времени: сможете ли за три дня охватить все музейное меню?
«Что хорошо в музейных картах – это проход без очереди: часто в лучшие музеи нужно стоять по 30–40 минут, а по карте пускают через отдельный вход, – делится Юсупов. – Альтернатива карте – приобретение музейных билетов в интернете. В Испании, Италии онлайн-билеты стоят дешевле, чем купленные в кассе. Но это тоже требует планирования: в местах вроде Саграды Фамилии в Барселоне нужно выбрать на сайте время посещения, жесткий слот в 20–30 минут, не успели – не пропустят».
Тонкий расчет нужен и при передвижениях по городу. Почти везде за границей городской транспорт дороже российского. Чтобы не разориться на метро и трамваях, можно выбрать тот или иной вариант проездного, установив, сколько примерно требуется поездок. Также при передвижениях по городу помогают сэкономить прокаты велосипедов, автомобилей, мопедов.
«Зачастую велошеринг работает по принципу «первые полчаса бесплатно», то есть можно зарегистрироваться в системе и ездить по городу бесплатно на короткие расстояния, – советует Юсупов. – Каршеринг хорош для поездок в удаленные районы, в окрестности. Это чуть дороже городского транспорта, но всегда дешевле такси».
Наконец, расходы на связь. Вечный вопрос: как избежать ощутимых списаний за роуминг? Собеседники «Профиля» уверены: если время пребывания в одной стране превышает неделю и в дороге регулярно нужен интернет, то местная SIM-карта себя окупит. Если же поездка короткая, можно рассмотреть международную SIM-карту для путешественников («Дримсим»). «Ее тарифы отличаются от страны к стране, но обычно 100 мегабайт стоят 1 евро, – уточняет Юсупов. – Как правило, за 2–3‑дневную поездку выходит 5 евро. Главное – доступность мессенджеров для связи по работе. А загрузить видео, полистать картинки можно в отеле». Самый бюджетный вариант – обойтись публичными Wi-Fi точками (находя их через приложения Wi-Fi Map, Free Wi-Fi finder), а карты и путеводители заранее сохранить в памяти смартфона…