24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Отпускные цены: какой туристический кешбэк получат россияне в 2022 году
внутренний туризм Путешествия

Отпускные цены: какой туристический кешбэк получат россияне в 2022 году

Ассоциация туроператоров России (АТОР) выступила с инициативой продлить действие туристического кешбэка на 2022 год. Соответствующее предложение организация направила премьеру Михаилу Мишустину и главе Ростуризма Зарине Догузовой.

Кешбэк предлагается выплачивать за речные круизы в мае, июне и сентябре

© Александр Чиженок/Коммерсантъ/Vostock photo

Данная программа более чем актуальна для отрасли, оказавшейся в сложной ситуации в связи с пандемией COVID-19, и для развития рынка внутреннего туризма в целом. В ее пролонгации объективно заинтересованы многие регионы, поскольку удалось увеличить турпоток примерно на 25%, а это подразумевает приток дополнительных доходов в бюджеты всех уровней.

Представители АТОР предлагают правительству скорректировать сроки действия акции, фактически отказавшись от существующего подхода. Первый этап провести с 10 января по апрель включительно, второй – с 1 октября до конца декабря 2022 года. За речные круизы, по мнению организации, кешбэк целесообразно выплачивать только три месяца – за туры в мае, июне и сентябре.

За инициативой АТОР стоит опыт полуторагодичной работы. Программу туристического кешбэка активировали летом прошлого года в рамках антикризисной поддержки отечественной туриндустрии. На сегодняшний день реализовано три этапа, при этом правила уже несколько раз корректировались с учетом выявленных недостатков, пожеланий граждан, рекомендаций бизнеса и субъектов Федерации.

Однако до сих пор неизменными остаются базовые условия получения кешбэка – денежные средства перечисляются только на карту «Мир», с которой был оплачен тур по России. Вернуть можно 20%, но не более 20 тыс. рублей потраченных средств, зато по количеству поездок в год лимита нет.

Весной 2021 года для поддержки семей с детьми ввели дополнительную опцию – стало возможным вернуть 50% (опять-таки не более 20 тыс. рублей) стоимости путевок в российские детские лагеря. Для этого покупку следовало совершить до 25 мая, а прием заявлений на кешбэк истек 21 октября.

Кешбэк за детские путевки составлял 50%, но не более 20 тыс. рублей (на фото: Всероссийский детский центр "Орленок")

Дмитрий Феоктистов/ ТАСС

Третий этап программы в текущем году первоначально планировали провести с 16 июня по 31 августа, но потом с подачи руководства Ростуризма срок действия продлили до 14 сентября. Это позволит тысячам россиян компенсировать часть затрат на туристические поездки по стране, которые состоятся в период с 1 октября по 24 декабря.

Для государства финансирование программы предполагает увеличение расходов бюджета. Правда, выделенные средства не всегда получается использовать в полном объеме. Уместно напомнить, что в прошлом году на эти цели было направлено 15 млрд рублей. Однако целевая аудитория по разным причинам оказалась не готова воспользоваться заманчивым предложением. Едва ли не самая распространенная – отсутствие карты «Мир». В итоге программой воспользовались около 300 тыс. человек. В общей сложности они потратили на турпутевки примерно 6,5 млрд рублей. Соответственно, кешбэк составил 1,2 млрд рублей.

Остаток, 13,8 млрд рублей, перешел на следующий год. В апреле к этой сумме Ростуризму добавили еще 4,7 млрд рублей. Кроме того, на выплату кешбэка за детские путевки правительство в мае и июне двумя траншами выделило почти 10 млрд рублей.

Несмотря на скромные итоги прошлого года, эффективность программы туристического кешбэка, как представляется, можно признать высокой. По оценке профильного ведомства, участники потратили на поездки по стране более 34 млрд рублей и смогли вернуть около 6,7 млрд рублей.

Долгая дорога к дому: благодаря ковиду российские туристы открыли свою страну

Это стало одним из инструментов поддержки отечественного гостиничного и ресторанного бизнеса, индустрии развлечений в восстановлении после коронакризиса. Россияне, которые ранее никогда не задумывались о летнем отдыхе в своей стране, с учетом закрытых по карантинным соображениям границ изменили предпочтения, отправившись в путешествия по городам и весям России.

При этом многие посчитали возможным увеличить общие расходы на отдых. Статистика по среднему чеку внутреннего туризма такая: в 2020 году стоимость 47% туров на человека была выше 25 тыс. рублей, в 2021-м этот показатель составляет 65%. Логично предположить, что граждане рассматривают кешбэк как своего рода дисконт на оплату железнодорожных и авиабилетов, проживания в гостиницах, развлечений. Поэтому психологически они готовы платить больше, считая, что могут позволить сервис более высокого уровня.

Вместе с тем надо понимать, что эффект программы для разных территорий существенно отличается. Однозначно выигрывают южные регионы страны, экономика которых традиционно ориентирована на пляжный и оздоровительный отдых. Например, за 9 месяцев текущего года в Сочи побывало 5,8 млн туристов – на 30% больше, чем за весь 2020 год, и на 6,3% больше, чем в допандемийный 2019-й. Город на них заработал до 1 млрд рублей в виде налогов с гостиниц, ресторанов и других бизнесов, обслуживающих приезжих.

Что касается оздоровительного туризма, то, по оценкам экспертов отрасли, российские санаторно-курортные предприятия к концу текущего года способны вплотную приблизиться к показателям 2019 года, когда их выручка превысила 150 млрд рублей. Причина роста спроса в этом сегменте рынка очевидна – люди из-за пандемии всерьез задумались о собственном здоровье. Среди них не только пенсионеры, но и представители более молодого поколения, которые еще недавно российским здравницам предпочитали зарубежные курорты. И туристический кешбэк здесь тоже имеет большое значение.

Вместе с тем в профессиональном сообществе сегодня существуют разные точки зрения на то, какой должна быть программа туристического кешбэка и кто ее главный выгодоприобретатель. В частности, Ассоциация туроператоров России исходит из того, что опция должна быть доступна не летом, в период массовых отпусков, а с октября по апрель включительно, когда курортные города пустеют.

В таком подходе вроде бы есть резон – в регионах, ориентированных на пляжный, рекреационный (оздоровительный), культурно-познавательный или экскурсионный туризм, загрузка отелей традиционно носит ярко выраженный сезонный характер. Однако для территорий, сделавших ставку на развитие бизнес-туризма, именно март–апрель и октябрь–ноябрь самое благодатное время. Именно в эти месяцы проводится большая часть выставок, форумов, конференций и прочих мероприятий, на которых местные отельеры и рестораторы, что называется, делают кассу. Налицо конфликт интересов, устранить который, как представляется, достаточно просто – надо устанавливать сроки действия программы туристического кешбэка для каждого региона в отдельности, так сказать, с учетом их «туристической специализации».

В том, что программу продлят, а правила участия изменят, сомнений нет. На днях президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть варианты увеличения предельного размера туристического кешбэка до 40 тыс. рублей при поездках на Дальний Восток. Срок выполнения поручения – до 1 ноября.

Кешбэк за турпоездки на Дальний Восток может быть увеличен до 40 тыс. рублей

Shutterstock/FOTODOM

Для государства такой подход, рыночный в своей основе, явно предпочтительнее прямых трансферов из казны на поддержку бизнеса или на дополнительные социальные выплаты отдельным категориям населения. Регионы и муниципалитеты зарабатывают приличные деньги в виде фискальных платежей с тех же отельеров и рестораторов. Кроме того, в Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях все отдыхающие и командированные уже несколько лет оплачивают так называемый курортный сбор.

Дополнительными доходами региональные власти могут распоряжаться самостоятельно, направляя средства на социально-экономические проекты, например, для поддержки действующих и создания новых предприятий туриндустрии. Все это важно для развития территорий, сохранения занятости, повышения качества жизни и роста реальных доходов населения.

Автор – профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им. Г.В. Плеханова

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».