С небес – на землю
Последние годы классическая загрузка крымских гостиниц и санаториев в сезон с апреля по октябрь (в зависимости от месяца) колебалась от 50% до 80%. Сейчас ситуация изменилась в худшую сторону. Так, на июнь, если судить по «живым» бронированиям, загрузка многих объектов не превышает 40% против стандартных 85%, а июль и август заполнены примерно на 60% вместо привычных 90%.
Курс на Восток: летний сезон-2022 может стать для россиян непохожим на предыдущие
Впрочем, сами по себе предварительные заявки еще ничего не гарантируют. Они не более чем декларация о намерениях, отражение надежд потенциальных клиентов на скорую стабилизацию ситуации в зоне проведения специальной операции российских войск по защите Донбасса. Тем самым будут сняты многие риски и ограничения, в частности, возобновится пассажирское авиасообщение с Крымом.
Пока этого не произошло, местные отельеры с тревогой фиксируют возрастающее количество отмен раннего бронирования. «Потери» на текущий момент не в полной мере компенсируются входящим потоком. Массовая волна аннуляций в конце апреля и начале мае была связана с рассылками авиакомпаний информации об отмене рейсов на лето.
Уместно напомнить, что аэропорт Симферополя в 2021 году обслужил 6,83 млн человек – на 2,2 млн больше, чем годом ранее. Воздушная гавань Крыма в общей сложности приняла и отправила свыше 42 тыс. регулярных рейсов. Перевозки осуществлялись по 64 маршрутам.
Основной пассажиропоток формировали Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Казань. В полном объеме компенсировать вынужденное прекращение воздушного сообщения Крыма и Севастополя с другими регионами РФ за счет наземного транспорта пока не получается. Более того, в ряде случае такая альтернатива не всегда экономически целесообразна, но об этом скажем ниже.
Колеса диктуют вагонные
К началу мая практически все билеты на поезда на ближайшие месяцы были распроданы. В наличии остались места лишь в плацкартных вагонах. Такой вариант явно не интересен россиянам, готовым приобретать турпутевки по цене выше средней. К слову сказать, путешествие по железной дороге не дешевле, а подчас дороже авиаперелета. Так что сэкономить в данном случае определенно не получится.
Турсезон встал на паузу: как планировать отпуск в условиях неопределенности
Существует несколько путей решения проблемы. Самый простой и очевидный – увеличить количество пассажирских поездов, расширить географию маршрутов, одновременно повысить и класс обслуживания. Были бы в резерве локомотивы и вагоны. Над этим сейчас работает руководство РЖД.
Стоит задача – превратить поездку на юг на поезде в увлекательное путешествие всей семьей. По предварительным оценкам, на лето, даже с учетом сниженного турпотока, необходимо добавить более 100 вагонов, чтобы перевезти как можно больше пассажиров на черноморские курорты России.
Справочно: на майские праздники в этом направлении было назначено 130 дополнительных поездов. В итоге прибавка составила около 140 тыс. мест, 53 тыс. из них – в Крым. Но этого оказалось недостаточно, чтобы полностью удовлетворить потребности в железнодорожных пассажирских перевозках к местам отдыха. Севастопольские гостиницы, например, были загружены всего на четверть.
Причина и следствие: туризм не справился с господдержкой из-за COVID-19
Как представляется, РЖД следует скорректировать географию железнодорожного сообщения с полуостровом. Сейчас она, мягко говоря, ограничена. Пассажирские поезда отправляются из двух столиц. До Севастополя также можно добраться напрямую из Мурманска и Архангельска, до Евпатории – из Пскова, до Симферополя – из Смоленска, Белгорода, Астрахани и Кисловодска.
Жителям Уральского федерального округа повезло меньше – они могут воспользоваться всего одним поездом, который ходит из Перми. Сибирякам еще сложнее. Есть два поезда в Крым из Омска, которые отправляются всего два раза в неделю. Время в пути – более трех суток. С учетом обратной дороги почти неделю придется провести в вагоне.
Очевидно, что терять столько дней отпуска на поездку согласен далеко не каждый. Такой вариант не удобен особенно тем, кто путешествует с маленькими детьми. Он вообще неприемлем для работающих граждан, предпочитающих дробить ежегодный отпуск на несколько частей, допустим, по 14 дней каждая.
В связи с этим назначать на лето дополнительные поезда из регионов, расположенных за Уралом, едва ли целесообразно. Из Сибири в Крым проще добираться на перекладных. Например, самолетом – до Москвы, далее поездом – на курорт. Правда, расходы на поездку к морю заметно возрастают, но выбирать не приходится.
Автодорожная грамота
Для жителей европейской части России интересным может быть вариант путешествия к Черному морю на личном автомобиле. Привлекать клиентов могут сами отельеры, разработав предложения, рассчитанные на разные целевые аудитории. Так, для семейного сегмента напрашивается бонус в виде комплементарной ночи – это будет своего рода компенсация гостям за время, потерянное в пути.
Во что обойдется Европе прекращение туристического потока из России
Отметим, что автопутешествие из Москвы в Крым, если не «гнать лошадей», составляет в среднем от полутора до двух суток. Для молодежи, активной, жаждущей новых знаний и открытий, при принятии решения о месте проведения летнего отдыха своеобразным магнитом могут стать скидки на проживание в отелях-партнерах по пути в Крым, а также предложения, включающие wellness-составляющую (от здорового питания до фитнеса и экологии).
Регулярное автобусное сообщение между Крымом и российскими регионами – еще один бюджетный способ добраться на курорты полуострова, пока небо из соображений безопасности закрыто, а мест в пассажирских поездах на всех желающих не хватает. От Москвы время в пути в среднем занимает 25−26 часов, все зависит от загруженности трассы. Если автобус со всеми удобствами – от туалета и кондиционера до телевизора и WiFi, то такая поездка будет достаточно комфортной.
Ставка на автотранспорт для привлечения туристов в Крым может оправдать себя не только в текущей ситуации, но и после снятия ограничений. По этой причине сейчас важно расставить приоритеты. Думается, что ключевой задачей в среднесрочной перспективе станет развитие дорожной сети и связанной с ней инфраструктуры (АЗС, мотелей, многоуровневых парковок).
Есть смысл смещать сроки плановых ремонтных работ и строительства новых участков, чтобы в высокий сезон не перекрывать автомагистрали, создавая тем самым пробки. Затевать масштабные инфраструктурные проекты летом – ошибка. Они затрудняют междугородное транспортное сообщение, становятся раздражающим фактором для туристов, путешествующих за тысячи километров на машинах и автобусах.
Это касается не только дальней дороги к морю и обратно – домой, но и коротких локальных поездок на групповые и индивидуальные экскурсии. Чего-чего, а объектов культурных и исторических в Крыму множество, вход почти везде платный, поэтому в интересах местных властей создавать гостям максимальные удобства для свободного посещения.
Дотянуться до звезды
Визитная карточка многих предприятий индустрии гостеприимства Крыма и Севастополя – пресловутый ненавязчивый сервис. За этим стоит низкое качество услуг по неприлично высоким ценам. Так сказать, «родимое пятно» социализма, когда у советских граждан выбора – где отдохнуть и потратить деньги – в принципе не было.
Пора домой: как внутренний туризм повлияет на развитие индустрии гостеприимства
Теперь все иначе, даже несмотря на сложности с выездным туризмом. Отельеры и рестораторы полуострова, желающие сохранить и развивать свой бизнес, не могут не понимать, что основная масса платежеспособных клиентов не понаслышке знакома с международными стандартами. К компромиссам в ущерб качеству отдыха эти люди определенно не готовы.
Таким образом, Крым конкурирует не только с Кубанью и Сочи, но и с крупнейшими игроками на рынке туристических услуг. По данным Aviasales, в настоящий момент Турция возглавляет рейтинг самых востребованных у россиян направлений летнего отдыха, ОАЭ – на втором месте, Венгрия – на третьем, Грузия – на четвертом, Египет – на пятом.
Рынку полуострова, как и раньше, катастрофически не хватает качественного all inclusive (все включено) по ценам, сопоставимым с турецкими и египетскими аналогами. Между тем именно разумный счет за проживание в сочетании с высоким качеством гостиничных услуг выступают важнейшими условиями победы над соперниками.
Отельеры Крыма, с оглядкой на низкое бронирование номеров на вторую половину лета, в начале мая в среднем на 15% снизили свои цены. Не факт, что этого окажется достаточно, чтобы восстановить спрос и обеспечить загрузку номеров на июль-август. Если Крым еще больше подешевеет, а стоимость проживания в гостиницах зафиксируется на нижнем уровне, то миллионы россиян в будущем смогут экономить на летнем отдыхе.
Была бы прочна палатка: в России набирает популярность новый вид туризма – глэмпинг
Впрочем, здесь есть еще одно ограничение. На сегодняшний день на полуострове насчитывается не более 50 отелей, работающих в формате FB (full board), а до полноценного all inclusive дотягивают единицы. В их числе – Mriya Resort & Spa, который трижды признавался лучшим курортным комплексом Европы (в 2015 и 2016 годах) и мира (в 2017 году).
В основе успеха – очень большие деньги. В этот отель крупнейший российский банк вложил $300 млн. Найти столь щедрых инвесторов проблематично. Как бы то ни было, гостиничный сегмент, ориентированный на массового отечественного туриста, после воссоединения Крыма и Севастополя с Россией увеличился почти в два раза.
Количество, к сожалению, не перешло в качество. Не удивительно, что индустрия гостеприимства не стала для региона в полном смысле системообразующей отраслью. Согласно статистике, в среднем в течение года номера в крымских гостиницах используются для размещения 19 гостей, что достаточно скромный показатель загрузки. Соответственно, это снижает маржинальность бизнеса.
Сколько бы отельеры ни тешили себя иллюзиями, что курортный отель может быть вполне успешен и в формате BB (bead and breakfast – кровать и завтрак), русский гость в 90% случаев отдаст предпочтение all inclusive. Думается, что нынешний кризис заставит участников рынка пересмотреть концепцию гостиничного бизнеса с учетом запросов целевой аудитории.
Автор – коммерческий директор УК сети отелей