Профиль

Скачаем на дорожку

Как мобильные приложения помогают в путешествиях и меняют туриндустрию

Куда отправиться на отдых грядущим летом? Это вопрос сугубо индивидуальный. Но при любом выборе поездка вряд ли будет организована без палочки-выручалочки современного туриста – смартфона.

©Shutterstock/Fotodom

В 2010‑х путешествия стали одной из сфер жизни, которые активнее всего меняются под воздействием технологий. Онлайн-ресурсы и мобильные приложения обеспечили необходимый инструментарий, чтобы «собрать» собственную поездку с нуля: забронировать, распланировать, оптимизировать, сэкономить. Это весомая альтернатива традиционному турбизнесу: зачем прибегать к услугам турфирм, если персональный оператор, агент и даже экскурсовод умещаются в кармане?

В преддверии отпускного сезона «Профиль» рассказывает, какие приложения пригодятся в путешествиях и чем они пока уступают классическим способам организации отдыха.

Найдется всё

Вообще речь идет не только о мобильных приложениях – это лишь форма доставки информации. Правильнее говорить об интернет-сервисах, которые могут быть представлены как в формате для смартфона, так в версии для ПК (веб-сайт). Второй вариант, в частности, выглядит весьма подходящим для ресурсов, задействованных во время подготовки к поездке. Сравнивать разные варианты перелетов на порталах Skyscanner, Aviasales, Momondo, Anywayanyday, пожалуй, удобнее именно в десктоп-версии.

То же касается подбора места проживания. Тут можно сопоставлять предложения наHotels.com, Trivago, Agoda,Hostelworld. Стоимость одного и того же отеля на этих сайтах различается, где-то можно найти выгодную акцию.

С некоторых пор подобные ресурсы выступают настоящими туристическими «супермаркетами», предлагая не только профильный вид услуг, но и все сопутствующие. К примеру, наможно купить авиабилеты, а на Skyscanner посмотреть доступные отели в городе назначения.

Окончательно разобраться с логистикой путешествия помогут сервисы, отвечающие за локальные перевозки. Транспортный вопрос может быть решен с помощью такси (Uber, mytaxi, Taxify, taxi.eu, Gett, GrabTaxi, Lyft и т. д.), длительной аренды автомобиля (Europcar, Rentalcars, Sixt), каршеринга для коротких поездок (Zipсar, car2go, DriveNow, Enjoy) и даже городского велопроката (Mobike, Ofo и прочие).

Когда все куплено и заказано, пора паковать чемоданы. Тут помогут приложения вроде PackPoint и uPackinglist, подсказывающие, какие вещи понадобятся в конкретной стране, и помогающие ничего не забыть в процессе сборов.

Развитие интернет-технологий способствует популярности индивидуальных путешествий. С помощью мобильных приложений можно глубже познакомиться с национальной культурой, а также сориентироваться в незнакомом городе. Бумажные карты больше не нужны

Shutterstock/Fotodom

Другая категория сервисов пригодится в самой поездке. Отныне ассортимент сводится к мобильным «аппам» (от англ. application – приложение), ведь они должны быть всегда под рукой. Главный ассистент путешественника – карта с возможностью навигации. Достаточно установить на свой гаджет Maps.me, Wikiroutes, Redigo, HERE WeGo, City Maps 2Go, OsmAnd, «2 ГИС» (в России) или Triposo, и уже чувствуешь себя в незнакомом городе вполне уверенно. Дополнительно к навигатору не помешает приложение вроде Citymapper или Moovit – оно загружает данные о местной сети общественного транспорта и прокладывает маршрут с пересадками.

Найти приличный ресторан помогут рекомендационные сервисы (Foursquare, Tripadvisor), прилагающие к каждой точке общепита рейтинг и отзывы пользователей. За местные музеи и экскурсии по их коллекциям отвечают мобильные гиды (izi.TRAVEL, Google Arts & Culture).

Существуют также приложения для поиска конкретных локаций – точек покрытия Wi-Fi, аптек, вегетарианских ресторанов, фермерских рынков, детских площадок, общественных туалетов. Некоторые из навигаторов к тому же оснащены функцией дополненной реальности: можно навести камеру на открывающийся перед вами вид и получить рекомендации по маршруту или сведения о достопримечательностях.

Таким образом, необходимость обращаться за помощью к прохожим сведена к минимуму. А когда момент коммуникации настает, языковой барьер помогут преодолеть переводчики (Google Translate, Microsoft Translator). Помимо прочего, они оснащаются функциями перевода по голосу (с распознаванием речи собеседников), а также перевода вывесок и другой печатной информации (с распознаванием текста на фотографии).

Стоит также иметь в виду разнообразные справочные приложения. Конвертер валют XE Currency Converter, калькулятор расходов для контроля за бюджетом Expensify, «Первая помощь» с подсказками о том, что делать при травмах и экстремальных ситуациях, FlightHero с данными о статусе авиарейса – все может прийтись ко двору.

А еще, отправляясь в определенный город или страну, не лишним будет проштудировать приложения от местных органов власти и компаний: здесь может обнаружиться абонемент в музеи с выгодными скидками (Museum Pass), удобная транспортная схема, дешевый прокатный сервис и многое другое.

Несравнимые преимущества

Самое ценное в подобных приложениях – работа в офлайн-режиме. Базы данных, карты, словари – почти везде можно загрузить информацию заранее. Об этом стоит позаботиться, ведь если все сохранено в памяти смартфона, во время поездки не придется разоряться на связь в роуминге или «ловить» публичный Wi-Fi.
Если в целом подобные сервисы появились еще в 2000‑х, то их повсеместная доступность – достижение последних лет. Спасибо гаджетам с большими объемами внутренней памяти. А также функции геопозиционирования (GPS), не требующей интернет-соединения: если она включена, смартфон всегда верно «разместит» вас на карте.

С другой стороны, удобнее те ресурсы, где аккумулировано как можно больше услуг, сообщил «Профилю» сооснователь проекта Lowtrip.ru Руслан Ибрагимов. «У любой авиакомпании, железнодорожного перевозчика, автобусного парка есть собственное приложение. Но заводить отдельную программу на каждый участок вашего маршрута неудобно, поэтому наиболее перспективными выглядят агрегаторы, собирающие все сразу», – считает он.

В этом смысле главным «поводырем» туриста выглядят карты Google: в них можно и спланировать маршрут любой дальности, и сравнить цены на такси, и посмотреть отзывы о ресторанах, и еще много чего. Но подобные функции доступны только при подключении к интернету: ни один гаджет не потянет такой объем офлайн-данных. Приходится выбирать между автономностью и энциклопедичностью.

В целом назвать самое лучшее или прорывное приложение Ибрагимов затруднился. «С технологической точки зрения, вау-эффект вызывают языковые приложения: мгновенно распознавать речь, переводя ее на достойном литературном уровне, – действительно прогресс. Но для туриста мобильный переводчик решает только проблему коммуникации, остается еще масса других потребностей», – говорит эксперт.

«Единый рейтинг travel-приложений невозможен, – соглашается гендиректор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова. – Как можно сравнить GPS-навигатор и конвертер валют? Конвертер вы используете пару раз, после чего сами поймете, что на что умножать в уме. А с навигатором проживаете всю поездку. У каждого приложения своя ниша, они сильны в сочетании друг с другом».

Кстати, помимо туристических ресурсов не стоит забывать про «универсальные» соцсети.следить за travel-блогерами, черпая идеи для путешествий,узнавать часы работы ресторанов, обращаться за советами к друзьям. Зачастую «сарафанное радио» оказывается эффективнее, чем специальные программы.

«Умнее» ездишь – дальше будешь

©Shutterstock/Fotodom
По сравнению с «классическим» туризмом «высокотехнологичный» дает немало возможностей сэкономить. Уже то, что можно часами «копаться» в интернете, перебирая варианты перелетов и размещения, повышает шансы на выгодную сделку: в офисе туркомпании клиент нередко попадает под обаяние менеджера и переплачивает за дополнительные услуги. Кроме того, в приложении можно подключить оповещения о скидках и ловить «горящие» варианты.

Словом, веб-ресурсы упрощают доступ к информации, сводя к минимуму то, что в экономике называется трансакционными издержками. Ведь сбереженные на этапе планирования время, силы, нервы – тоже деньги. Не говоря уже о том, что можно смело вынимать из чемодана географические карты, путеводители и разговорники – минус килограмм веса.

Самый бюджетный режим предлагают сервисы, работающие по принципу C2C –Это туристический аналог «барахолки»: услуга приобретается у физлица, местного жителя. Проживание на Airbnb, экскурсии на Tripster, междугородние поездки на BlaBlaCar: администрация сервисов гарантирует безопасность сделок.

Иногда сама услуга вовсе ничего не стоит. Так, на ресурсах Couchsurfing, TrustedHousesitters, Staydu, Workaway.info, Worldpackers можно найти бесплатное жилье. Правда, в обмен на помощь его владельцам по хозяйству или на волонтерскую работу.

Но главный эффект travel-приложений трудно измерить в деньгах: они обеспечивают качественно новый опыт путешествий. Это общение с местными жителями, языковая практика, возможность отыскать «непопсовые» места и мероприятия или построить неочевидный маршрут через несколько стран (в планировщиках вроде Kayak, Rome2Rio и Sygic Travel, связывающих различные базы данных).

По словам Руслана Ибрагимова, различные технологии в сумме дают синергетический эффект – вырабатывается новая идеология путешествий. За рубежом ее определяют как smart travel – «умные путешествия». Главный посыл – рационально относиться к поездке, меньше тратить. Не из-за отсутствия денег, а для того, чтобы как можно чаще куда-то выбираться.

«Недостаточно просто загрузить себе что-то на смартфон – для smart travel нужно быть неприхотливым, гибким, готовым к неожиданным поворотам, – уточняет собеседник. – Надо исходить из того, что путешествия – это не экзотика, а нормальный досуг: взял рюкзак и без лишней раскачки в дорогу. Взамен получаешь уникальный туристический и жизненный опыт. Движущей силой этой философии выступает поколение миллениалов, которое выросло с гаджетами в руках и доверяет им больше, чем кому-либо еще. Теперь они взрослеют, становятся платежеспособной частью общества».

Турпоездки становятся короче, добавляет Елена Лысенкова: если в XX веке средняя продолжительность путевки составляла 21 день, то сегодня сократилась до 11. Появляется привычка отдыхать каждый сезон, выезжая то на недельку, то в туры выходного дня. Это не обязательно заграничные туры – все начинается с домов отдыха, мини-отелей в соседнем регионе, куда можно добраться за ночь на поезде или автомобиле. «Естественно, что, освоив интернет-сервисы, люди стремятся ездить индивидуально, без участия турфирм. Если взять 10‑летний период, то налицо кардинальные перемены», – отмечает она.

Благодаря этим тенденциям туризм становится разнообразнее. Пляжный отдых уже далеко не единственный вариант: развиваются форматы спортивных, лечебных и фестивальных поездок, коуч-туризм, агротуризм, шопинг-туры, фототуры…

Открываются и новые направления. Пунктом назначения может стать любой город, куда можно недорого слетать на лоукостере. Да, в таких авиакомпаниях есть ограничения по багажу, но для короткой поездки увесистый чемодан и не нужен.

«Традиционный турбизнес работает с массовым продуктом, чтобы сдерживать цены за счет стабильного потока, – объясняет Ибрагимов. – А это всего несколько направлений: Турция, Эмираты, Италия, Испания и тому подобные. Теперь же страны, которые недостаточно покрыты туроператорами, наверстывают упущенное за счет «умных» путешественников. Яркий пример – Россия. У нас турпакеты развиты слабо – в основном предлагается юг, Золотое кольцо, тогда как онлайн-ресурсы открывают возможности для поездок по малым городам, на природу и в национальные республики, для автопробегов. В результате и в России, и в мире туристический рынок постоянно растет. Не за счет среднего чека, а из-за увеличения процента путешествующих граждан».

Приложение усилий

©Shutterstock/Fotodom
Каждый, кто пробовал хай-тек-туризм, мог лично убедиться в том, что и у него есть недостатки. Все это, казалось бы, мелочи, однако с ними неизбежно сталкиваешься при «упаковке» смартфона модными приложениями. Прежде всего, этих приложений становится все больше, причем большинство из них – «мусорные», любительские, дублирующие друг друга. Ситуация такая же, как с советами туристам в Сети: их бесконечно много, но попробуй-ка отыщи действительно полезные. Печатный путеводитель, текст для которого готовят профессионалы, в этом плане по-прежнему выигрывает.

При этом все приложения не скачаешь – память девайса небезгранична. Поэтому перед каждой поездкой требуется целое исследование, чтобы определить их оптимальный набор. Тут нужно смотреть на нюансы: в каком приложении представлена более полная информация по искомому направлению, когда в последний раз актуализированы данные, какой у приложения рейтинг, не жалуются ли пользователи на вирусы и сбои в работе.

Важны и технические детали: сколько программе требуется памяти, как часто она подключается к Сети для загрузки обновлений, к каким функциям устройства запрашивает доступ, много ли тратит энергии аккумулятора. Если за чем-то не уследил и смартфон вышел из строя в дороге – привет, подзабытая «романтика путешествий».

В будущем самые качественные приложения перейдут на подписную модель, и доступность «умного» туризма превратится в иллюзию, опасается Руслан Ибрагимов: «Сейчас еще агрегаторы, метапоисковики бесплатны. Где-то монетизация приложения происходит за счет показа принудительной рекламы. Но некоторые сервисы по бронированию уже берут комиссию как с потребителей услуг, так и с поставщиков. То есть рекламная модель устраивает не всех».

Но и полная авоська приложений не гарантирует удачную поездку. С какими-то вопросами путешественник по-прежнему остается один на один – приходится включать импровизацию. Ибрагимов приводит в пример проблему «последней мили». «Если нужно составить маршрут путешествия, то понятно, как закрывать средние и дальние дистанции: авиалинии, междугородний, муниципальный транспорт. Но чем покрыть последние несколько километров, например, на подъезде к природному заповеднику, где не действуют крупные перевозчики, только местные маршрутки без четкого расписания? Они малоизвестны, в базу данных не заведены, значит, программа покажет вам, что эти несколько километров нужно идти пешком», – рассказывает эксперт.

А главный редактор отраслевого портала «Турдом.ру» Дмитрий Даниленко напоминает о тонкостях заграничных авиаперевозок. «Если ваша задача – купить билет из Москвы до Сочи, то здесь все прозрачно, – говорит он. – Но бывают сложные схемы перелетов, где с каждым следующим шагом возрастает непредсказуемость. Есть масса подводных камней, грозящих потерей денег: правила въезда в страну, транзита, регистрации на рейс, провоза различных предметов. Например, многие люди не подозревают, что в некоторые страны можно прилететь и вылететь только рейсами одной авиакомпании. Или нельзя влететь на регулярном рейсе, а улететь чартером. А система запросто продаст «запрещенный» билет и не предупредит, так как не способна вытащить нужную информацию из миграционных законов. В результате время от времени в Таиланде или Мексике образуются люди, которые внезапно поняли, что из-за подобных накладок не могут вернуться в Россию».

Турагенты не сдаются

©Shutterstock/Fotodom

По этим причинам онлайн-сервисы пока не стали полноценной заменой классическим формам турбизнеса, считает Даниленко. Представители турфирм обязаны помогать своим клиентам в спорных ситуациях, будь то регистрация на рейс или заселение в отель. «Порой лучше заплатить какую-то сумму и быть спокойным, чем положиться на свои знания и потом обнаружить, что нажал на лишнюю кнопку или ошибся с вводом фамилии. У каждой ошибки есть своя цена, – отмечает собеседник «Профиля». – Тем более нет альтернатив туркомпаниям в сегментах делового и VIP-туризма. Сложно представить бизнесмена, который ищет билеты в планировщиках. Ему удобнее поставить задачу, а исполнитель подберет решение «под ключ». Конечно, любой исполнитель может ошибиться. Но хотя бы будет с кого спросить за результат».

Хай-тек-будущее пугает только неконкурентоспособных игроков тур-индустрии. Тот, кто открыт к переменам, останется на плаву, уверяет Елена Лысенкова: «На рынке пришло понимание, что надо меняться. Индустрия адаптируется, турфирмы выходят в онлайн, разрабатывают собственные приложения либо интегрируются в готовые сервисы. Часть агрегаторов по покупке билетов и отелей уже принадлежит ведущим операторам».

«Уже нет такого оператора, который продает только пакетные туры, – развивает мысль Даниленко. – Рынок идет к вариативности в самых широких пределах. Хочешь пакет – держи пакет. Только групповую экскурсию в стране приема? Пожалуйста. Билеты и трансфер? Легко. Билет, аренду автомобиля и экскурсию? Можно и так. Сегодня операторы наравне с онлайн-сервисами соревнуются, у кого быстрее отклик от системы, где больше услуг загружено в программу, кто корректнее строит выдачу, у кого проще интерфейс. Конкуренция жесткая, она только на руку потребителю».

Не стоит думать, что, приобретая услугу у веб-сервиса, вы избегаете посредников, предупреждает Даниленко. «Весь туристический бизнес построен на посредниках, в этом нет ничего плохого, – считает эксперт. – Что такоеТот же турагент, торгующий информацией об услугах, только агент цифровой, обезличенный. Причем он не вполне отвечает за качество этих услуг. Но люди все равно пользуются, так как на ресурсе удобно представлена информация. Да,повлиял на то, что гостиничные сети верстают свои сайты, подражая ему. Но это нормально. Проблема возникает только в тот момент, когда кто-либо пытается навязывать рынку свои правила. За это тому жепредъявляют претензии в разных странах и даже блокируют».

Через несколько лет веб-сервисы займут значительную долю туристического рынка, предполагает Руслан Ибрагимов. Но это не ведет к его переделу: сам рынок растет, места хватает всем. «Сегодня молодежь экспериментирует с приложениями, а более возрастные граждане остаются верны туркомпаниям, – резюмирует эксперт. – Они привыкли покупать путевку и ехать загорать на море, это уже вряд ли изменится. Когда эта часть населения перестанет ездить из-за старости, закат классических форм турбизнеса неизбежен. Но это отдаленное будущее, и к чему на тот момент придет эволюция туризма, да и всего общества, трудно сказать».

Самое читаемое
Exit mobile version