- Czech Airlines: окончание столетней истории
- Не выдерживают конкуренции
- Как рушились европейские перевозчики
- Небо уходит лоукостерам
Czech Airlines: окончание столетней истории
Последний рейс бывшего авиационного флагмана Чехии состоялся 26 октября: лайнер Airbus A320 в специальной ливрее с огромными цифрами 100 на фюзеляже, которую нанесли в прошлом году в честь столетия компании, выполнил полет из Парижа в Прагу. Так завершилась история пятой старейшей авиакомпании мира. Старше нее только голландская KLM (основана в 1919 году), колумбийская Avianca (1919), австралийская Qantas (1920) и советский/российский «Аэрофлот» (1923).
Уже с 27 октября, то есть с начала нового зимнего сезона в авиации, все рейсы Czech Airlines (ČSA) выполняются под кодом QS чешского лоукостера Smartwings, куда бывший национальный перевозчик Чехии (а когда-то и Словакии) влился со всем флотом и экипажами. Впрочем, размер флота был мизерным: последние пару лет авиакомпания оперировала всего двумя самолетами Airbus A320, которые летали по двум маршрутам: Прага – Париж и Прага – Мадрид.
Когда-то флот Czech Airlines насчитывал более 50 лайнеров. Но после распада СССР и краха соцлагеря у чешского флагмана начались проблемы: несколько попыток приватизации компании, управленческие ошибки и финансовый кризис 2008–2009 годов подвели перевозчика практически к банкротству. Финальный гвоздь забила пандемия коронавируса: в 2021 году авиакомпания объявила себя банкротом и продолжила полеты только благодаря финансовым вливаниям лоукостера Smartwings, который тогда выкупил почти 98% акций Czech Airlines.
Но содержать традиционную авиакомпанию с флотом всего из двух лайнеров оказалось накладно, и боссы Smartwings объявили, что бренд Czech Airlines будет ликвидирован, а все имущество перейдет лоукостеру. Правда, отдавая дань уважения компании с вековой историей, новые владельцы решили сохранить ливрею Czech Airlines: в цветах ČSA продолжат летать два лайнера А320, оставшиеся у авиакомпании. Также ливрею бывшего флагмана Чехии нанесут еще на два самолета Airbus A220, которые Smartwings ожидает получить в первой половине 2025 года.
Не выдерживают конкуренции
«Крах Czech Airlines – это продолжение европейской тенденции банкротства небольших авиакомпаний либо их поглощения более крупными игроками», – заявил «Профилю» авиаэксперт, главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.
Авиационный рынок Евросоюза сильно либерализирован, говорит эксперт, «там кто угодно может летать куда угодно». Поэтому на популярные маршруты приходят крупные игроки и постепенно выдавливают мелкие авиакомпании: они не выдерживают конкуренции и либо банкротятся, либо вливаются в состав крупного перевозчика.
«Чехия – маленькая страна, внутри нее летать некуда. Остаются полеты по Европе, но все популярные маршруты уже заняты лоукостерами, с которыми традиционным авиакомпаниям невозможно конкурировать, – объясняет Гусаров. – Летать в Азию? Но у Чехии рядом есть Германия с ее огромными аэропортами во Франкфурте и Мюнхене, которые обслуживают в несколько раз больше пассажиров, чем всё население Чехии (около 11 млн человек). Представить себе, что немцы поедут в Чехию, чтобы улететь в Азию, – это смешно, у них есть свои аэропорты».
Поэтому в авиации Европы идет постоянный и неизбежный процесс консолидации. «И Czech Airlines потерпела крах далеко не первой в Восточной Европе. Вспомните тот же Malev (национальная авиакомпания Венгрии, обанкротилась в 2012 году. – "Профиль"). Чехи еще долго продержались со всеми своими проблемами», – считает эксперт.
Как рушились европейские перевозчики
Крах национальных перевозчиков идет не только в Восточной Европе. Весной этого года, например, прекратила полеты Air Malta – национальная авиакомпания Мальты. Причина та же, что и у Czech Airlines, – финансовые трудности. Последние 20 лет мальтийский перевозчик приносил лишь убытки, и на момент краха долги превысили €350 млн. Правительство Мальты было готово поддержать компанию и предоставить ей €290 млн, но власти Евросоюза заблокировали это решение. В итоге авиакомпанию ликвидировали.
Впрочем, без национального перевозчика островное государство не осталось: на базе Air Malta была создана новая авиакомпания KM Malta Airlines, флот которой составили восемь лайнеров Airbus A320, доставшиеся ей от Air Malta.
Кроме того, процедуру банкротства в этом году завершила и скандинавская авиакомпания SAS Airlines (Scandinavian Airlines System), которая считается основным перевозчиком сразу трех стран – Дании, Швеции и Норвегии. SAS также удалось остаться в небе, но спасти авиакомпанию смогли лишь благодаря значительным вливаниям (более $1,2 млрд) со стороны новых инвесторов, среди которых, кстати, есть и холдинг Air France-KLM.
За последние 10 лет в Европе исчезли несколько крупных авиакомпаний. В 2015-м обанкротился национальный перевозчик Эстонии Estonian Air, в 2017-м прекратил полеты Air Berlin – второй по размеру флота и пассажиропотоку перевозчик Германии, уступавший лишь Lufthansa.
Закрытое небо: ЕС запретил полеты турецкой авиакомпании из-за России
В 2019 году европейское небо осталось сразу без двух авиакомпаний: обанкротилась немецкая Germania, а также крупнейший чартерный перевозчик Франции, компания с 73-летней историей Aigle Azur.
В 2023-м окончательно прекратила полеты крупнейшая региональная авиакомпания Европы – британская Flybe, которая до начала пандемии коронавируса перевозила около 8 млн пассажиров в год между 81 аэропортом Великобритании и остальной Европы.
Но самое крупное банкротство в европейской авиации произошло в 2021 году, когда рухнул национальный перевозчик Италии Alitalia. На тот момент авиакомпании было 75 лет. На ее базе создали новую авиакомпанию ITA Airways, которая теперь станет наполовину немецкой: в июле Европейская комиссия разрешила группе Lufthansa приобрести 41% акций ITA Airways.
В Lufthansa уже входят несколько авиакомпаний других стран: австрийская Austrian Airlines, швейцарская Swiss Airlines и бельгийская Brussels Airlines. В скором времени Lufthansa может получить контроль и над латвийским национальным перевозчиком Air Baltic. По данным Reuters, немецкая авиакомпания может выкупить значительную долю Air Baltic в рамках первичного размещения акций (IPO). Сейчас 97,97% акций перевозчика принадлежит латвийскому правительству, но оно намерено сохранить в капитале авиакомпании долю не менее чем 25% плюс одну акцию.
Небо уходит лоукостерам
В Европе практически все короткие рейсы в ближайшем будущем отойдут бюджетным авиакомпаниям, уверен Роман Гусаров. «Я помню, несколько лет назад летел из Берлина во Франкфурт, так там половина пассажиров – люди в пиджаках с ноутбуками, то есть белые воротнички, которые летят по делам на день: утром – туда, вечером – обратно. Естественно, им не нужна в полете еда, не нужен багаж, не требуется выбор места. Лоукостер с его минимальным тарифом "только перелет" – для них идеальный вариант», – пояснил эксперт.
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России
Бюджетные авиакомпании в Европе в финансовом плане и правда чувствуют себя хорошо. Ирония еще и в том, что чем сильнее потрясения, которых в Старом Свете за последние пять лет было предостаточно (выход Великобритании из ЕС, пандемия коронавируса, украинский кризис), тем больше клиентов у лоукостеров.
«В кризисный период всегда происходит массовый отток туристов от традиционных авиакомпаний к дискаунтерам», – заявлял в начале пандемии в интервью венгерскому новостному порталу Index.hu глава европейского лоукостера Wizz Air Йожеф Варади.
Бюджетные авиакомпании Старого Света сейчас активно обновляют и увеличивают флот. Например, крупнейший лоукостер Европы ирландский Ryanair (размер флота – 594 самолета) в прошлом году разместил самый крупный в своей истории заказ: до 2033-го перевозчик намерен приобрести еще минимум 150 самолетов Boeing-737 MAX 10 за $20 млрд.
Конкурент Ryanair, британский лоукостер EasyJet, флот которого состоит из 336 лайнеров, в прошлом году заказал 157 самолетов семейства Airbus A320neo. Поставки запланированы на 2029–2034 годы.
Что касается Wizz Air, третьего по размеру флота лоукостера Европы, то он в 2023-м сделал заказ на 75 самолетов семейства Airbus A321neo. Таким образом, общее число лайнеров Wizz Air достигло почти 100 бортов.
Летим на Восток: россиянам добавят прямые рейсы на курорты Азии
«На коротких маршрутах (максимум до четырех часов) бюджетная модель действительно выгоднее для авиакомпании, чем традиционная. А значит, выгоднее и для пассажира», – говорит Гусаров.
Он объясняет это на примере работы экипажа. В двух-трехчасовом рейсе пилоты слетали туда-обратно и пошли домой: рабочее время закончилось. «А если рейсы дольше, из Европы в Азию, Америку, то экипаж в пункте назначения должен остаться на отдых. Значит, ему нужны отель, питание, командировочные, – перечисляет эксперт. – Для авиакомпании это большие деньги, которые закладываются в стоимость авиабилета. Да и кто из Европы в Азию полетит без чемодана? Тут совсем другая модель, совсем другой пассажир».
Аналогичная ситуация, уверен Гусаров, будет и в России: короткие рейсы перейдут к лоукостерам либо к авиакомпаниям с гибридной моделью. «Но из Москвы в Красноярск, Хабаровск, Владивосток, на Камчатку никакие лоукостеры не полетят. Кто туда будет летать с неоткидывающимися спинками и стаканом воды? У нас огромная страна, расстояния большие, поэтому будут работать и лоукостеры, и традиционные перевозчики», – считает эксперт.