Профиль

Туризм не задался: россияне стали меньше ездить по стране и за рубеж

Семейная пара с чемоданами

©Shutterstock/Fotodom

Содержание:

По данным сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru, летом 2022 года больше половины (52%) путешественников, которые приобрели поездки через сервис онлайн-бронирования, поедут в Турцию. Средний чек на это направление – 160 тыс. рублей. Остальные страны сильно отстают. Так, на Абхазию приходится 6%, на Египет – 5%, на ОАЭ – всего 3%.

Россию выбрали почти треть (32%) туристов. Цена отдыха в стране в этом году меньше, чем за рубежом, почти в 2,5 раза. Если заграничная поездка в среднем обходится в 157 тыс. рублей, то средний чек для российских курортов составляет всего 63 тысячи.

«Самыми востребованными по-прежнему остаются туры на Черное море. Однако резко набирают популярность Казань и Санкт-Петербург. Также отдыхающие выбирают для себя поездки в Калининградскую область», – рассказал директор по маркетингу сервиса Travelata.ru Олег Козырев. Резкое увеличение спроса на городские туры – главная особенность летнего сезона 2022 года, отметил он.

Топ-5 самых бюджетных российских направлений

Самым выгодным туристическим направлением для россиян этим летом оказалась Москва. В среднем они тратят на поездку в столицу около 28 тыс. рублей. Данное направление занимает 2% ото всех продаж, и чаще всего туры бронируют с вылетом из других городов-миллионников.

Вторую позицию занимает казанское направление (также 2% продаж). Путешествие в этот город обойдется в 38 тыс. рублей.

В Санкт-Петербург ездят чаще всего (7% продаж), но при этом и цена поездки туда выше – более 41 тыс. рублей.

Среди лидеров бюджетного отдыха оказалась и Калининградская область, она на четвертом месте (6% продаж). Средняя цена поездки на родину Иммануила Канта составляет почти 44 тыс. рублей.

Замыкают пятерку бюджетных направлений Кавказские Минеральные Воды (3% продаж) со средней ценой тура более 53 тыс. рублей.

Этим летом российские туристические направления резко разделились на растущие и падающие, и прирастают не пляжные направления, согласен вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Сергей Ромашкин: «В периоды экономической нестабильности мы часто наблюдаем, как туристический спрос на дальние направления замещается ближними. Становятся популярными однодневные туры и туры выходного дня. Люди выбирают их из-за неопределенности и негативных экономических ожиданий, чтобы быть поблизости от дома и не тратить много денег».

Среди самых растущих направлений Ромашкин назвал Санкт-Петербург (+40% к 2021 году) и Кавминводы (+30%). Также многие путешественники выбирают Подмосковье, Казань, озеро Байкал.

Как добраться до моря

Пляжные направления оказались в 2022-м «в глубоком пике», отмечает Сергей Ромашкин. В минусе как весь Краснодарский край (-20% по сравнению прошлым годом), так и Анапа (-35%), которая традиционно дает весомую часть этого направления. Даже Сочи, куда можно добраться на самолете, потерял порядка 10% гостей. А Крым к текущему моменту и вовсе просел примерно на 50% по сравнению с прошлым рекордным годом.

В туристической сфере объяснили рост цен на российские курорты

Главная причина такой ситуации, конечно, в невозможности добиться до моря по воздуху. Пересадить весь поток туристов с самолетов на поезда не удается. Во-первых, не многие готовы потратить на дорогу больше суток, а во-вторых, мест в поездах на всех не хватит.

«По нашим оценкам, чтобы принять весь турпоток, поездов в Крым должно быть в десять раз больше, чем есть сейчас: аэропорт Симферополя в прошлом году принял несколько миллионов туристов. И дело не в том, что не хватает вагонов. Возможности железной дороги ограниченны, они уже достигли своего максимума. Мы надеялись, что туристы пересядут на свои машины, и часть пересела, но она не очень велика», – констатировал Сергей Ромашкин.

В этой ситуации стали более популярными автобусные туры. Несмотря на долгую дорогу (больше 24 часов), в Анапу через день отправляются автобусы, полные туристов. А вот в Крым люди таким способом ехать не готовы, хотя дорога занимает всего на 4 часа дольше. Цене автобусных перевозок сопоставима с билетом на плацкарт – 9–10 тыс. в обе стороны. В общем объеме автобусные перевозки занимают всего 2–3%.

Любопытно, что просела и Турция: по подсчетам российских и турецких туроператоров, на теплые турецкие пляжи этим летом отправилось в два раза меньше россиян, чем в прошлом. Если в 2019 году в эту страну прибыло порядка 6,5 млн наших туристов, то в этом их едва ли наберется 2 миллиона. Главная причина в том, что туры туда очень сильно подорожали из-за стоимости перелета.

Что касается цен на российских курортах, то минимум уже пройден, считает Ромашкин. Крым постепенно наращивает турпоток за счет автомобилистов. Если в июне размещение в отелях подешевело на 10–15% к прошлому году, то сейчас цены приближаются к прошлогоднему уровню. Анапа подорожала на 5–6%, потому что туда ходит в 2–3 раза больше поездов, чем в Крым. Лучше всего чувствуют себя отельеры в Сочи, прибавив 10–15% к прошлогодним ценам.

По словам вице-президента АТОР, в целом настроение туроператоров далеко не оптимистичное. Рекордные результаты прошлого года игроки туриндустрии повторить не рассчитывают. Есть надежда, что август и сентябрь будут лучше, чем в 2021-м, но на сегодняшний день бронирований на эти месяцы достаточно мало.

Почему зарубежный отдых не становится доступным

Ситуацию по летнему сезону сложно оценить положительно, рассказал вице-президент АТОР по вопросам выездного туризма, директор компании Space Travel Артур Мурадян. В первую очередь это связано со значительным увеличением стоимости заграничных путешествий, хотя, казалось бы, курсовые колебания валют должны были позволить подавляющему числу россиян отдохнуть за границей. Но, к сожалению, ограничения на авиаперевозки существенно повлияли на положение дел в выездном туризме.

Во что обойдется Европе прекращение туристического потока из России

«Не могу сказать, что ситуация с полетами налаживается. Да, она улучшается и стабилизируется по уже летающим направлениям, но глобального возврата ранее отмененных полетных программ не происходит. Безусловно, российские авиакомпании постепенно осознают масштаб проблемы с бортами и уже начали возвращать их в работу, поскольку это ведет к расширению полетных линеек. К тому же туроператоры настойчиво просят авиаперевозчиков увеличить количество бортов по уже открытым направлениям. Особенно это касается Турции, стран Ближнего Востока, Израиля», – пояснил Мурадян.

Вместе с тем, россияне по-прежнему не могут позволить себе отпуск в странах Юго-Восточной Азии. В результате ряда политических и экономических событий оборвалась и связь с одной из любимых российскими туристами стран – Шри-Ланкой. Прямое авиасообщение туда отменено, а на транзитных рейсах большие объемы перевозок не сделаешь. Они и так загружены по своим основным направлениям, таким как страны Ближнего Востока, которые летом пользуются особой популярностью.

В этом году наши туристы почти совсем не отдыхают и в континентальной Европе, в частности, на курортах Средиземноморской Ривьеры. «Были большие ставки на открытие греческого, кипрского и испанского летнего сезона 2022: прогнозы были весьма позитивными. Но даже при полном снятии ковидных ограничений притока российских туристов в эти страны не случилось, и они уже почувствовали основательный экономический ущерб», – отметил Артур Мурадян.

По его словам, в выездном туризме, в массовом организованном потоке туристов новых направлений пока нет. Возможно, в дальнейшем станет доступна Венесуэла, которая еще в ковидный период начала кампанию по привлечению иностранных туристов в страну. «Для меня весьма странным остается тот факт, что на нашем туристическом рынке до сих практически отсутствуют как полноценные сегменты вся Латинская Америка и Африка. Например, в России так и не восстановились полеты в Эфиопию», – добавил вице-президент АТОР по вопросам выездного туризма.

Кроме того, к осени могут вернуться ковидные ограничения – предпосылки к этому уже появляются, – и это отразится на мировом туризме. «Хуже всего россияне себя почувствуют, если жесткие ограничения введут в странах Юго-Восточной Азии. Например, Таиланд и Вьетнам уже сейчас активно готовят возобновление авиасообщения с Россией – такие заявления звучат из официальных источников. Два эти направления крайне необходимы для зимнего выездного потока, поскольку одним Ближнем Востоком насытить потребности российских туристов не удастся», – подчеркнул Мурадян.

Самое читаемое
Exit mobile version