24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Возвращение столетнего романтика: в Калининграде причалит легендарный барк "Седов"
Арктика Путешествия путешествия

Возвращение столетнего романтика: в Калининграде причалит легендарный барк "Седов"

Учебный барк «Седов» первым среди парусников прошел Северный морской путь за одну навигацию, взял в Мурманске на борт новых курсантов и буквально на днях ошвартуется в родном Калининграде.

Барк «Седов»

©Иван Шаповалов

Этот уникальный морской переход случился, как это ни странно, благодаря пресловутому COVID-19. Год назад учебно-парусные суда Росрыболовства – барки «Седов» и «Крузенштерн» и фрегат «Паллада» – отправились в экспедицию, посвященную 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Победы. «Крузенштерн» – в трансатлантический переход, а «Седов» и «Паллада» – в кругосветки. «Паллада» стартовала из Владивостока в ноябре, а «Седов» с «Крузенштерном» из Калининграда – в декабре.

Первая волна пандемии накрыла «Седов» в Кейптауне (ЮАР), когда он уже дважды пересек Атлантику. Дальше он шел, огибая подбрюшье Африки с Евразией без сходов экипажа на берег, до самого Владивостока. К этому времени в Росрыболовстве уже созрел новый амбициозный план для «Седова»: вместо пересечения Тихого океана и двух Америк через Панамский канал, а дальше – Атлантики пойти в Калининград заметно более коротким, хотя и сложным Северным морским путем.

©Иван Шаповалов

Чтобы оценить риски, взглянем на верхний край географической карты. Севморпуть (СМП) представляет собой трассу через Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское и Баренцево моря Северного Ледовитого океана. Арктический климат, мягко говоря, осложняет навигацию в акватории СМП, от Берингова пролива до самых Карских Ворот. Особенно для парусников, построенных для хождения в морях поюжнее.

Но нашему герою море оказалось по ватерлинию, и он не просто прошел СМП. Он преодолел, если считать от Владивостока до Мурманска, 6149 морских миль (или 11 388 км). Из них чисто под парусами «Седов» прошел десятую часть – 623 мили (в километрах получается 1154). Остальной путь скользил по СМП на одном своем дизеле или в комбинированном с парусами режиме.

Было дело, шведы (140 лет назад) прошли СМП в обратном направлении, но с зимовкой и за две навигации. Причем тоже не только под парусом. Был и у них двигатель, правда, паровой.

Был немцем, стал русским

Конструктивно «Седов» – четырехмачтовый барк с металлическим, а вовсе не деревянным корпусом и металлическими же мачтами. Именно эта идея позволила в начале прошлого века клепать изящные парусники-«винджаммеры» («выжиматели ветра», с англ.), суда заметно более крепкие и быстрые относительно своих деревянных предков. Больших размеров и с высокими мачтами, а значит, и с большей площадью парусов. Плавные обводы корпуса и мощь попутного ветра позволяли им развивать невиданные для того времени скорости. «Седову», к слову, принадлежит и мировой рекорд скорости для парусников его класса – 18,32 узла (в сухопутных единицах это 33,93 км/час).

Северное сияние русских побед: опыт успешных войн в экстремальных условиях

Барк имеет гвардейскую стать. «Рост» его гротов от киля до клотика – 63,5 м (это двадцатиэтажный дом). Длина корпуса (с бушпритом) составляет 117,5 метра (39 этажей, если положить их горизонтально). Плюс 32 паруса во всю грудь общей площадью 4192 кв. м (это площадь 60 трехкомнатных квартир в уже упомянутой высотке).

Изначально парусник был немцем, построенным на крупповской верфи в городе Киле. За первые 24 года успел поменять два имени. Сначала назывался Magdalene Vinnen II, в честь жены первого своего хозяина Фридриха Виннена. А потом – Коммоdore Johnsen.

В третий раз он поменял имя и «национальность» в 1945 году, когда после войны достался по репарации Советскому Союзу. Тогда он стал «Седовым» в честь мореплавателя и исследователя Арктики Г.Я. Седова (1877–1914), погибшего в 37 лет в неудачной экспедиции к Северному полюсу…

В отличие от своего тезки-полярника, «Седов» уже долгожитель – в будущем году он справит свое столетие. И на пенсию еще не собирается.

Сборная команда «Седова»

Экипаж парусника в этой экспедиции составлял 55 человек. Помимо того, на борту было 136 курсантов из Мурманского государственного технического университета, Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, Калининградского морского рыбопромышленного колледжа, Керченского судомеханического техникума.

©Иван Шаповалов

Курсанты проходили на паруснике практику. Изучали свои морские науки, стояли вахту у двух огромных штурвалов «Седова», чистили картошку на камбузе, драили палубу во время большой и малой «приборок», взбирались ласточкой по мачтам барка, готовили презентации пройденных морей и участвовали во всех авралах.

Был на корабле кроме капитана судна Виктора Николина еще и капитан-наставник экспедиции Михаил Новиков. Были преподаватели курсантов, музейный работник из Калининграда, ученые…

Себя и остальных журналистов, прошедших на судне отрезок в 1053 морские мили Севморпути, я отношу к пассажирам. Впрочем, был и среди нас заметно более заслуженный пассажир, чем мы. Он и сейчас на судне. Пожилой немец Манфред Майдерер из баварского Ноймаркта, совсем не похожий на романтика, отправился в кругосветную экспедицию еще год назад, чтобы таким необычным образом встретить на паруснике свое 75-летие. Всего на борту «Седова», считая ветерана Манфреда, было 237 человек.

Капитан и члены экипажа

Чтобы пройти Севморпуть, требовался бывалый морской волк. Поэтому во Владивостоке на капитанский мостик «Седова» поднялся 52-летний Виктор Николин. Он провел судно по СМП как галантный кавалер любимую подругу. Умудрился обойти обещанные прогнозами штормы, а айсбергов мы не встретили по причине удачного времени прохода и глобального потепления, отмеченного и в этих арктических широтах. Погода была около нуля, с небольшим минусом.

Третий помощник капитана Ирина Шаметько (представительница 13 нимф на корабле) каждый день зорко несет нелегкую службу в штурманской рубке, по две вахты в сутки. Сверх программы она как-то испекла нам огромный именинный пирог и «организовала» в свое дежурство «вишенку на торте» – северное сияние.

Помощник капитана по радиоэлектронике Анна Воронина, кроме всего прочего, отвечает за чудеса другого рода. Обеспечивает связь с материком. И все добрые вести из дома приходят экипажу и курсантам буквально через ее руки в виде распечаток «е-мейл-радиограмм».

Пекарь Алексей Сафронов за два месяца перехода от Владивостока до Мурманска испек 2400 (две тысячи четыреста!) буханок хлеба, не считая разнообразных булочек. И продолжает их печь. При этом сам он мучного не ест вообще. Что любопытно, это был первый рейс Алексея в море. В отличие от парусного мастера Игоря Евдокима, который уже больше сорока лет своей жизни шьет паруса для «Седова». Он, можно сказать, счастливый талисман и «дух» четырехмачтового барка. Львиную долю времени на судне он проводит, латая стежок за стежком синтетические паруса, которые не очень-то и пригодились в этих северных морях…

Возвращение

…Сейчас, когда вы дочитываете этот текст, «Седов» уже на подходе к порту приписки Калининград. Мог бы дойти и втрое быстрее, но в Мурманске он взял на борт новый отряд курсантов, которым нужно пройти на паруснике месячную практику.

Вписав себя в историю Северного морского пути, столетний романтик продолжает свою будничную вахту. И торопиться ему уже некуда. А если вас вдруг интересует, почему парусный барк «Седов» в эпоху атомных ледоколов все-таки прошел Северным морским путем, отвечу так. Конечно, не только потому, что нам нужно осваивать Арктику, столбить за собой права на часть ее богатств, обустраивать наши севера и утюжить Севморпуть туда-сюда. Это да. Но дело не только в этом. Главнее то, что каждому из нас, как и романтикам вроде старины «Седова», нужно когда-то пройти там, где «не очень можно, но сильно хочется», под своим парусом. Без него и море не море, и жизнь не жизнь.

Автор – советник главного редактора «Комсомольской правды», специально для «Профиля».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».