Профиль

Закрытое небо: ЕС запретил полеты турецкой авиакомпании из-за России

Европейские власти закрыли небо Евросоюза для турецкой авиакомпании Southwind Airlines. В ЕС посчитали, что перевозчик на самом деле не турецкий, а российский, и значит, на него должны распространяться санкции. В Southwind обвинения в «российских корнях» отрицают и просят власти Турции защитить национальную авиацию, ведь таким образом в будущем в черный список может попасть любая другая авиакомпания страны. О том, как скандал вокруг Southwind Airlines сказался на российском туррынке и может ли Европа закрыть небо для других перевозчиков из Турции, – в материале «Профиля».

Southwind

©IMAGO / Jochen Tack / www.imago-images.de / ТАСС
Содержание:

«Не турецкая, а российская»

Тучи в европейском небе над турецкой Southwind Airlines начали сгущаться в конце марта, когда агентство транспорта и коммуникаций Финляндии Traficom отказало перевозчику в разрешении начать полеты между странами. Как пишет немецкий авиационный портал Aero Telegraph, свое решение финны объяснили тем, что контроль над Southwind Airlines на самом деле якобы осуществляют не граждане Турции, а «российские структуры». Следовательно, на перевозчика должны распространяться санкции, наложенные на всю российскую гражданскую авиацию.

На 5 морях: 10 мегакурортов, которые скоро построят в России

Спустя четыре дня после Финляндии уже весь Евросоюз закрыл небо для Southwind Airlines. По данным турецкого туристического портала Turizm Guncel, в Брюсселе приняли к сведению «исследование, проведенное финским авиационным управлением», и пришли к выводу, что «основная доля собственности и фактический контроль над Southwind находятся в России, а не в Турции».

В итоге 28 марта еврочиновники объявили, что Southwind Airlines, официальное название которой Cortex Aviation and Tourism Trade, запрещено «взлетать, летать и приземляться [на территории Евросоюза] в соответствии с Регламентом №833/2014», в котором прописаны санкции против РФ из-за специальной военной операции на Украине.

Решение ЕС в отношении Southwind Airlines вступило в силу немедленно, из-за чего авиакомпания вынуждена была сообщить, что отменяет запланированные рейсы из Антальи в Калининград, а также в Минск. Кроме того, пришлось пересмотреть планы по запуску новых рейсов в Европу: перевозчик в ближайшее время планировал начать из Турции обширную полетную программу в Германию – в Берлин, Дюссельдорф, Франкфурт, Гамбург, Мюнхен и Штутгарт. Также в расписании Southwind значились Цюрих и греческий Ираклион.

Самолет авиакомпании Southwind Airlines в аэропорту Мюнхена

IMAGO / Bernd Feil / M.i.S. / www.imago-images.de / ТАСС

Закрытие неба для Southwind сразу же сказалось и на российских туристах. Уже 30 марта появилась информация о сотнях граждан России, застрявших в аэропорту египетского курорта Шарм-эш-Шейх. Дело в том, что их рейс, хоть и был заявлен перевозчиком Air Cairo, фактически выполнялся самолетами Southwind Airlines.

«Мы посидели где-то полтора часа в самолете, затем капитан корабля по громкой связи сказал: "Наш вылет отменяется полностью, потому что Евроконтроль запретил нам полет, может, на день-два"»‎, – рассказал один из пассажиров рейса из Египта изданию «Москва 24».

Застрявших в Шарм-эш-Шейхе туристов туроператоры вернули в отели, обеспечили питанием, а позже доставили домой через Турцию.

«Запретить могут любого»

1 апреля в турецком авиационном издании Airport Haber появилось официальное заявление Southwind Airlines, в котором перевозчик отверг все обвинения Евросоюза в связях с Россией. В нем представители авиакомпании напомнили еврочиновникам, что с начала полетов в Европу в октябре 2022-го Southwind перевезла между ЕС и Турцией около 500 тыс. пассажиров, «еще 100 тыс. билетов было продано на лето 2024 года».

Лето у моря: Турция снизила цены для российских туристов

Представители турецкой авиакомпании заявили, что менее чем два года назад перевозчик удостаивался благодарности от авиационного регулятора Германии за «соблюдение авиационных правил и бесперебойные полеты». Теперь же, как говорится в обращении Southwind, в ЕС решили прислушаться к не подкрепленной фактами информации от Финляндии и «закрыть небо», хотя до сих пор еврорегулятор никаких претензий или запросов в авиакомпанию не присылал.

Представители Southwind попросили власти Турции вмешаться в ситуацию и «защитить честь гражданской авиации страны». «Этим злонамеренным политическим решением были не только нарушены суверенные права Турецкой Республики, но и возникла серьезная проблема для других турецких компаний, – говорится в заявлении авиакомпании. – Если Турция не выступит с решительным протестом против этого несправедливого и ошибочного решения, оно может открыть путь к прекращению и предотвращению коммерческой деятельности любой турецкой компании в Европе с претензией на "российскую связь"».

К слову, опыт по защите авиакомпаний страны у Турции уже есть. Например, в 2005 году четыре государства Европы – Франция, Германия, Нидерланды и Швейцария – запретили полеты турецкой чартерной авиакомпании Onur Air из-за якобы недостаточных мер безопасности. В ответ представитель Министерства авиации Турции пообещал проконтролировать состояние самолетов европейских чартерных компаний, летающих в страну, а занимавший в то время пост премьер-министра Реджеп Тайип Эрдоган лично обсудил вопрос с тогдашним канцлером ФРГ Герхардом Шрёдером. В итоге проблема была решена и запрет для Onur Air сняли.

Сейчас турецкие власти официально пока никак не прокомментировали скандал вокруг Southwind. Лишь 2 апреля неназванный источник в авиации Турции сообщил ТАСС, что «Минтранс и Управление гражданской авиации вмешаются в ситуацию с целью ее урегулирования, учитывая, что она может негативно отразиться на авторитете компании, считающейся одной из лучших в мире турецкой гражданской авиации».

Как Southwind развивалась под санкциями

Перевозчик Southwind Airlines был создан весной 2022 года. Напомним, в то время введенные после начала СВО санкции против гражданской авиации России на какое-то время практически полностью остановили полеты российских самолетов за рубеж. Целью создания Southwind Airlines, базирующейся в Анталье, называлось выполнение полетов между Турцией и Россией.

Крутое пике: почему американцы больше не доверяют самолетам Boeing

Реальные полеты перевозчик начал в августе 2022-го. Первый рейс был выполнен из Антальи в Пермь. Затем появились полеты в Санкт-Петербург, Новосибирск, Уфу, Екатеринбург, Челябинск, Казань. А уже осенью были запущены рейсы из Турции в Европу и Грузию. За неполные два года парк самолетов Southwind Airlines вырос с трех до 11 лайнеров.

Под свои первые санкции перевозчик подпал уже через год после начала полетов. В июне 2023-го власти США запретили Southwind летать в Россию на самолетах Boeing-737 MAX. Позже, в октябре того же года, появилась информация о том, что у перевозчика возникли проблемы с обслуживанием двигателей Pratt & Whitney: якобы производитель отказывался их ремонтировать из-за санкций США.

Тучи над Southwind Airlines еще больше сгустились в декабре 2023-го, когда немецкий таблоид Bild прямо назвал Southwind «российской авиакомпанией». Издание провело «расследование» и пришло к умопомрачительным выводам: турецкую авиакомпанию якобы создали для того, чтобы перевозить нелегальных мигрантов в Европу через Минск.

Как раз в то время Southwind запустила рейсы из Антальи в Минск и осуществляла эти полеты над территорией ЕС, а не через Каспийское море и Казахстан, как вынуждены летать российские и белорусские самолеты. Это и возмутило немцев: как написал Bild, такие полеты – «новый организованный маршрут для беженцев через Россию и Беларусь», который на два часа быстрее, чем рейсы белорусской «Белавиа». К материалу была приложена карта-график с маршрутами полетов, чтобы читателям было понятнее, как нелегалы будут быстро подбираться к европейским границам.

Естественно, в Southwind Airlines отвергли всю информацию, изложенную немецким изданием, и подали на Bild в суд.

«Трагедии нет, но звоночек неприятный»

«История с закрытием неба Европы для Southwind – неприятный звоночек. Это, конечно, не удар по рынку, но хотелось бы без таких новостей», – заявила «Профилю» глава туркомпании «Бельмаре» Диана Фердман, комментируя влияние ситуации с турецкой авиакомпанией на российский туррынок.

На расстоянии улыбки: Малайзия стремительно набирает популярность у россиян

В Альянсе туристических агентств трагедии в истории с авиаперевозчиком также не видят. «Пока больше всего пострадали туристы из Минска и Калининграда, куда Southwind вынуждена была отменить рейсы из-за закрытого небо Европы», – отметил вице-президент альянса Алексан Мкртчян.

Эксперт полагает, что в Европу и через нее Southwind летать уже вряд ли будет. «Но ничего страшного в этом нет. В Россию из Турции она теперь станет летать как все: через Каспийское море и Казахстан. Это немного дольше где-то на час, а по стоимости дороже на $50–70 для каждого кресла. В общем, у Southwind просто пропало конкурентное преимущество по сравнению с другими российскими авиакомпаниями. Но, повторяю, ничего смертельного в этом нет», – подчеркивает Мкртчян.

Другим турецким авиакомпаниям санкции ЕС, аналогичные Southwind, тоже не грозят, уверен вице-президент Альянса туристических агентств: «Ни Turkish Airlines, ни Pegasus, которые летают в Россию, под подобные санкции не подпадут, никаких потрясений не будет. Потому что тогда аналогичные санкции придется вводить и против всех других иностранных перевозчиков. Это невозможно. В конце концов, из Сербии к нам летает Air Serbia, и не просто летает, но еще и расширяет сетку маршрутов, и никаких претензий к ней нет».

Самое читаемое
Exit mobile version