11 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

10 лучших фильмов года в российском прокате

В свой рейтинг самых интересных фильмов года мы включили лишь те, которые вышли в это время в отечественный прокат. Поэтому в топе есть и картины, впервые показанные за рубежом в 2013-м, — просто к нам они добрались позже. Исключение сделано для «Левиафана»: в широком прокате он появится лишь в феврале, но демонстрировался на «Кинотавре», а также — неделю — в одном из залов Петербурга. В топ не вошел фильм «Трудно быть богом»: странно было бы включать эпохальный многолетний труд Алексея Германа в годовой обзор.

10. «Побудь в моей шкуре»

Режиссер Джонатан Глейзер, Великобритания, США, Швейцария

Британец Джонатан Глейзер известен своими фильмами «Сексуальная тварь» и «Рождение» и клипами для групп Blur, Radiohead, Jamiroquai, Massive Attack и др. В экранизации романа Мишеля Фейбера «Побудь в моей шкуре» инопланетянка с лицом Скарлетт Йоханссон разъезжает на машине по дорогам современной провинциальной Шотландии и знакомится в процессе с местными мужчинами. Захаживает с той же целью в клубы и на пляжи. Устоять против ее красоты невозможно, но миссия героини заключается не в соблазнении.

Несмотря на то что героиня «Побудь в моей шкуре» инопланетянка, фильм рассказывает о том, что такое человек и как стать настоящим человеком. Главное качество homo sapiens — способность проявить сочувствие, желание оказать помощь, причем не только близкому, но и тому, кого ты видишь первый раз в жизни. Оказавшись на другой планете, поначалу равнодушная обитательница космоса постепенно начинает смотреть на людей как на пример для подражания и преображается. Но фильм, рассказывающий о пробуждении человеческого начала, демонстрирует и людей отвратительных. Забавно, что в «Люси» Люка Бессона Йоханссон изобразила процесс противоположный: там она постепенно теряла человеческие качества, становилась богом, лишенным недостатков.

В связи с Глейзером часто и справедливо употребляют термин «видеоарт». «Побудь в моей шкуре» обладает гипнотическим видеорядом, который действительно напоминает о современном искусстве и в сочетании с необычным саундтреком создает тревожное настроение и ни на что не похожую атмосферу.

 

9. «Филомена»

Режиссер Стивен Фрирз, Великобритания, США, Франция

Стивен Фрирз — мэтр британского кино, автор «Моей прекрасной прачечной», «Опасных связей», «Миссис Хендерсон представляет», «Грязных прелестей», «Королевы», обладатель множества престижных премий, рьяный левак европейского образца. «Филомена» была номинирована на «Оскар» в четырех категориях, получила призы за лучший сценарий от жюри Венецианского фестиваля и британской кино- и телеакадемии BAFTA.

«Филомена» основана на реальной истории, описанной в книге Мартина Сиксмита «Потерянный ребенок Филомены Ли». В пятидесятые годы XX века совсем юная ирландка Филомена родила ребенка вне брака. Семья отправила ее в католический монастырь, сестры которого отдали ее сына в американскую семью. Дальнейшую жизнь героиня прожила не в монастыре, родила дочь. И постоянно жаждала найти своего сына. Высокомерный журналист Мартин Сиксмит, находящийся в поисках громкой истории, без особенного энтузиазма решает провести расследование и рассказать о нем в статье.

Герои исполнивших главные роли Джуди Денч и Стива Кугана — полные антиподы. Он образованный циничный сноб средних лет, она — простодушная необразованная наивная старушка из тех, рядом с которыми снобы испытывают неловкость. Он атеист, она, несмотря ни на что, верит. Вместе они отправляются в Вашингтон, и в процессе путешествия Сиксмит начинает испытывать к Филомене все большую симпатию. В противовес всем своим характеристикам она проявляет неожиданную мудрость и толерантность. «Филомена» — картина, с одной стороны, смешная и по-хорошему трогательная (слез ближе к финалу не сдержать), а с другой — очень серьезная. Описанные в фильме преступления церкви (увы, актуальные не только для Ирландии) не осуждать невозможно. Но убеждения какого из героев вы бы ни разделяли, «Филомена» учит удивительному: тому, как принять и понять точку зрения другого человека, даже если вы с ней не согласны. Умение, которого сейчас лишены очень многие.

 

8. «Мамочка»

Режиссер Ксавье Долан, Канада

«Мамочка» вывела 25-летнего квебекского вундеркинда и хипстера Ксавье Долана на новый уровень. Ведь за эту картину он получил приз жюри в Канне, разделив его с патриархом Жан-Люком Годаром: оба делают, как ни странно, самое современное кино. Это уже пятая картина самого известного молодого режиссера в мире. В ней речь идет о молодящейся матери, которая забирает домой из интерната сына с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Подросток бывает агрессивным и даже опасным, но вместе с тем он так непосредственен и харизматичен, что его невозможно не любить.

Перфекционист Долан, как и всегда, доводит до совершенства каждую деталь фильма: визуальную, музыкальную, смысловую, психологическую. Отвечает почти за все (вплоть до перевода титров на английский). «Мамочка» — фильм в формате Instagram. Экран в картине квадратный, ведь мир героев ограничен и нестабилен. Но в момент абсолютного счастья и свободы герой раздвигает руками квадрат киноэкрана. Эта сцена сорвала овацию в каннском зале, полном критиков: такое там случается нечасто. К сожалению, идиллия продлится недолго.

Квебекскому наглецу подвластно, кажется, все. «Мамочка» перекликается с дебютом Долана «Я убил свою маму». В обеих картинах мать героя изображает актриса Анн Дорваль, и там, и там отношения у героев сложные. Но в дебютной ленте история была рассказана с точки зрения подростка, и мать там была не самым приятным персонажем. В новой картине ситуация переворачивается: мы смотрим на все глазами главной героини. Долан в каннском каталоге фильма писал о важности матери в его жизни и о том, что «Мамочка» — это своеобразный ее реванш, ведь в первом своем фильме он хотел ее наказать.

 

7. «Отель «Гранд Будапешт»

Режиссер Уэс Андерсон, США, Германия, Великобритания

«Отель «Гранд Будапешт» завоевал Гран-при жюри (второй по значению приз) на фестивале в Берлине. Уэс Андерсон становится все более важной персоной в фестивальном мире.

Как всегда у Андерсона, концентрация звезд зашкаливает (перечислять их — слишком долго). «Отель «Гранд Будапешт» — сложносочиненная конструкция, история в истории (и так почти до бесконечности), в сердцевине которой — повествование о жизни и приключениях консьержа богатого отеля месье Густава в исполнении Рейфа Файнса и его правой руки — коридорного Зеро Мустафы. Сам отель находится в выдуманной стране Зубровка, представляющей собой обобщенный образ стран Восточной Европы времен между Первой и Второй мировыми войнами. Зрителей ожидают приключения, кража картины, тюрьма, убийства, любовь (коридорного к прекрасной кондитерше с лицом Сирши Ронан) и многое другое.

Этот фильм Андерсона — одновременно и квинтэссенция его тем и стиля, и поиски нового творческого метода. В своих картинах он продумывает каждую визуальную деталь, цвет, музыку. В «Отеле «Гранд Будапешт» это умение доведено до совершенства. Каждый кадр хочется рассматривать, поставив на «стоп». Фильм похож на большое красивое многослойное пирожное (как и отель в картине). За яркой картинкой не сразу распробуешь содержание. Сквозь обилие шуток и фирменно мрачноватых гэгов в фильме не просто просвечивает грусть (так у Андерсона всегда), а звучит отчетливая нота тревоги. По ходу дела герои не раз контактируют с нацистами. В результате оказывается, что от беспощадной истории не сбежать. Уэс Андерсон сделал фильм не столько о закате старой Европы, сколько о том, что даже самые отъявленные эскаписты, пытающиеся не замечать ужасов окружающего мира, могут быть этим миром безжалостно раздавлены. Таким же эскапистом, как месье Густав, является, конечно, и сам Уэс Андерсон. Ему, впрочем, проще, чем герою «Отеля «Гранд Будапешт»: свой идеальный мир он создает в своих картинах.

 

6. «Внутри Льюина Дэвиса»

Режиссеры Итан и Джоэл Коэны, США, Великобритания, Франция

Обладатель каннского Гран-при «Внутри Льюина Дэвиса» — фильм довольно необычный для мастеров жестокого, но ироничного триллера. Это почти мюзикл (впрочем, мюзикл у Коэнов уже был, причем тоже фолк и тоже ретро: «О, где же ты, брат?»).

Фильм вдохновлен мемуарами реального фолк-певца Дэйва Ван Ронка, у которого была пластинка под названием «Внутри Дэйва Ван Ронка». Но персонаж Льюин Дэвис при этом — персонаж выдуманный. Главную роль исполнил гватемалец Оскар Айзек, до того известный по небольшой роли в фильме «Драйв». На дворе 1961 год. Льюин Дэвис пытается заработать хоть какую-то известность, выступая в клубах богемного нью-йоркского района Гринич-Виллидж (тот самый район, который воспел Вуди Аллен). У него все настолько не слава богу, что даже становится смешно: пластинка не продается, денег почти не платят, продюсер-менеджер плевать на него хотел, девушка лучшего друга, тоже певица, беременна от Льюина, за что его ненавидит etc. Еще и рыжий кот свалился на голову.

Но потихоньку зритель начинает болеть за непутевого героя, над которым поначалу хохотал. Ничего Льюину в жизни не светит. Особенно после того, как в финале на сцене появляется тень Боба Дилана: того, чью будущую славу на фолк-сцене не затмить. Коэны сняли смешной — но только до середины — и неожиданно гуманистический фильм. Неважно, что Льюин — порядочный мизантроп и циник: ему все равно искренне сопереживаешь. Ведь он талантлив, но обречен на неудачи. Актеры (в числе которых, помимо Айзека, Кэри Маллиган, Джастин Тимберлейк и Адам Драйвер) замечательно сами поют песни тех лет, в том числе из репертуара Дэйва Ван Ронка. Меланхоличное и лиричное настроение создает и замечательная ретрокартинка (цвета в фильме приятно приглушены), созданная оператором Брюно Дельбонелем.

 

5. «Выживут только любовники»

Режиссер Джим Джармуш, Великобритания, Германия, Греция

Когда-то новость о том, то Джим Джармуш снимает картину о вампирах, многих изумила. Но оказалось, что он, разумеется, сотворил свое фирменное завораживающее и медитативное зрелище, лиричное и ироничное. Главных героев фильма зовут Адам и Ева (новый герой девичьих грез Том Хиддлстон и нестареющая Тильда Суинтон). Они вампиры, вместе много веков, но в наши дни решают пожить какое-то время отдельно. Он обосновывается в Детройте, она — в Танжере. Адам — коллекционирующий гитары и другие инструменты музыкант и композитор, Ева — любительница поэзии, которая дружит с драматургом Кристофером Марло (Джон Херт), тоже вампиром. Адам и Ева уже давно не убивают людей ради крови, они добывают ее в больницах, договариваясь с врачами. Конечно, долго друг без друга герои не могут, поэтому Ева берет билет на самолет и появляется на пороге дома своего возлюбленного.

Главные герои называют людей зомби. Зомби умудрились испортить в этом мире все, что только можно, включая собственную кровь, которая может теперь быть для вампиров опасной. Центр зомби, как утверждают герои, — солнечный Лос-Анджелес, символ тех обывательских ценностей и интересов, которые презирают вампиры. За искусство, научные открытия и за то лучшее, что создало человечество, ответственны вампиры (впрочем, за все ли — не вполне понятно). Джармуш выносит людям приговор. Но не всем. Восхищение режиссера вызывают те, кто находится в непрерывном процессе познания и саморазвития. Таких он называет вампирами. А еще вампиры умеют по-настоящему любить, их любовь вечна, чиста и прекрасна. «Выживут только любовники» — фактически первый фильм Джармуша о любви, и он наполнен поразительной нежностью и теплотой. Помимо всего прочего, «Выживут только любовники» — филигранная с визуальной точки зрения работа.

 

4. «Она»

Режиссер Спайк Джонз, США

Спайк Джонз — одна из важных фигур американского независимого кино (и бывший муж не менее важной «американской независимой» Софии Копполы). Раньше всегда, когда речь заходила о Джонзе, рядом всплывало имя Чарли Кауфмана: именно он писал сценарии к фильмам Джонза, именно он придумывал рассказанные в них абсурдные истории. Без Кауфмана не было бы ни «Быть Джоном Малковичем», ни «Адаптации» Джонза. Непонятно было, как разделить двух этих авторов.

«Она» доказала, что жизнь без Кауфмана возможна. Вдвойне важно, что «Оскара» фильм получил именно за лучший оригинальный сценарий, который написал сам Джонз. Помимо этого, завоевал еще четыре номинации (в том числе за лучший фильм года) и множество других наград.

Действие происходит в будущем. Главный герой Теодор (как никогда обаятельный и лучезарный Хоакин Феникс, которого зрители привыкли видеть преимущественно в ролях не слишком обаятельных типов), переживает из-за расставания с женой. Он талантлив, но одинок. Однажды герой узнает об изобретении новой операционной системы, похожей на человека: обещают, что она будет отлично понимать именно вас. Операционная система называется Самантой и говорит хриплым эротичным голосом Скарлетт Йоханссон. Заливисто смеется, интересуется жизнью Теодора и действительно его понимает. Становится другом и помощницей. Теодор влюбляется в Саманту. «Она» — кино не только атмосферное, лирическое и изобретательное, но и полное неожиданностей. Главная из них — парадоксальная идея, лежащая в основе картины. С точки зрения Спайка Джонза, любовь — это связь ментальная и эмоциональная, а не физическая. Любовь — это когда вы смотрите в одном направлении (смотреть друг на друга в реальности — вовсе необязательно). А проблемы, как у обычных пар, так и у таких, возникают тогда, когда кто-то из двоих начинает быстро и бесповоротно меняться.

 

3. «Исчезнувшая»

Режиссер Дэвид Финчер, США

Мы уже подробно писали об этом фильме. Пугающе мизантропическая экранизация романа Гиллиан Флинн, осуществленная мастером триллера Дэвидом Финчером. Выходишь после просмотра — и на душе еще долго скребут кошки: это ли не сила настоящего искусства?

Если вы еще не посмотрели «Исчезнувшую» (или не читали роман), лучше не знать о сюжетных поворотах. Так что лишь о самом общем. В основе — история на первый взгляд счастливой пары, которую изображают Бен Эффлек и Розамунд Пайк. На пятую годовщину свадьбы жена исчезает, а в доме находят следы крови. Мужа начинают подозревать в ее похищении или даже убийстве: слишком мало он о ней знает, слишком странно себя ведет. Но «Исчезнувшая» — не детектив и не триллер, а собрание наблюдений над современным человеком. И с какой стороны на человека, по Финчеру, ни посмотри, он оказывается никудышным созданием. Большинство скрывается под выигрышными масками, скрывая в лучшем случае порок, а в худшем — чистое зло. Те же люди, которые не играют в жизни ролей, оказываются одураченными и несчастными. Маску человек надевает сам, но поддерживать придуманный образ помогает телевидение и прочие СМИ. Они еще один источник зла и массовых манипуляций. Любовь же в современном мире — насилие и над собой, и над другим. Ведь приходится снова играть роль, только не ту, которую интересно играть тебе самому, а ту, которая нравится объекту твоей любви. «Исчезнувшую» можно было бы назвать картиной антифеминистской, если бы она не выносила приговор человечеству как таковому.

 

2. «Левиафан»

Режиссер Андрей Звягинцев, Россия

В «Левиафане» речь идет о жителе северного русского города у моря. Суд признает, что его дом построен незаконно, поэтому его надо снести. К главному герою и его жене-красавице приезжает друг из Москвы — адвокат, который хочет им помочь. У друга есть компромат на мэра, возжелавшего заполучить эту землю. Но договориться с ним вряд ли получится: «это наша родина, сынок», как говорилось в анекдоте. В главных ролях Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков и Роман Мадянов.

Андрей Звягинцев отважился на очень точное и честное, а оттого страшное высказывание о современной России. Несмотря на всю горечь фильма, первая его половина смотрится как комедия. Здесь много и смешно пьют, остроумно матерятся (как же вообще уместен и хорош мат в «Левиафане»!), расстреливают портреты вождей. Но потом смеяться перестаешь. В Канне фильм получил приз за лучший сценарий, но, судя по пресс-конференции, жюри во главе с Джейн Кэмпион не осознало, что все показанное в ленте — не преувеличение, а российские реалии. Разглядели иностранные кинодеятели притчу об Иове, которая тоже в картине, конечно, есть. Ведь рассказанная история при всем при том универсальна. «Левиафан», хоть и не получил наград Европейской киноакадемии, уже попал в пятерку номинантов на лучший иностранный фильм на «Золотом глобусе». Будем надеяться, что он получит номинацию и на «Оскар».

 

1. «Интерстеллар»

Режиссер Кристофер Нолан, США, Великобритания

Об этом трехчасовом эпическом фильме про космос сказано много: не только положительного, но и отрицательного. Одни поражались глубине и «романности» картины и характеров, другие, наоборот, сочли героев картонными, одни восхищались бесчисленными научными подробностями об устройстве космоса и черных дыр, других это раздражало.

«Интерстеллар» — кино, устремленное в равной степени в космос и в душу человека. Рассказывающее одновременно и о судьбе всего человечества, и о судьбе одного человека и близких ему людей. Это романтическое кино о стремлении в другие миры, в противовес прошлогодней «Гравитации» Альфонсо Куарона, в которой главной задачей героев было возвращение на Землю. Кстати, с визуальной точки зрения Нолан победил Куарона: от его космических пейзажей действительно захватывает дух, а эффект присутствия в его картине сильнее. «Интерстеллар» — первый фильм Нолана, наполненный по-настоящему живой эмоцией, заставляющий плакать вместе с героями (не в последнюю очередь спасибо Мэттью МакКонахи, который сыграл еще одну выдающуюся роль). Появился и юмор, прежде вообще не характерный для Нолана. Сняв фильм о любви, подобной гравитации — единственной силе, способной преодолеть время и пространство, — Нолан сотворил свою лучшую киноработу.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK