24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. «Просто уходи»
Общество

«Просто уходи»

В новом магазине интернет-гиганта жители Сиэтла в штате Вашингтон смогут совершать покупки и уходить, не расплачиваясь. Деньги будут списываться со счетов покупателей благодаря современным технологиям машинного зрения и распознавания образов. Робототехники предупреждают о неизбежных ошибках и считают, что магазин призван продемонстрировать достижения науки, а не заработать денег на торговле.

О новом масштабном проекте крупнейший в мире онлайновый ритейлер рассказал на своем сайте. Специально для него компания разработала приложение Amazon Go (так же будет называться и сам магазин), которое можно будет бесплатно скачать на телефон. Именно смартфон станет основным инструментом при совершении покупок. При входе в магазин его надо будет приложить к специальной стойке, а дальше покупатель сможет выбирать интересующие его товары (или возвращать их обратно на полку) и уходить, не расплачиваясь. Деньги будут списываться с аккаунта клиента в системе Amazon.

Ритейлер назвал новую технологию Just Walk Out («Просто уходи»). Утверждается, что в ее основе лежат компьютерное зрение, машинное обучение и сенсорное управление — все те же составляющие, что и при создании беспилотных автомобилей. Товары, которые в итоге выберет покупатель (и не вернет на полку), отправятся в его виртуальную корзину. При выходе из магазина с аккаунта клиента Amazon спишется стоимость покупки, а на телефон придет сообщение с чеком. «Просто выбирайте и покупайте точно так же, как делали бы это в любом другом магазине, а потом идите по своим делам. Никаких очередей, никаких проверок», — говорится в сообщении ритейлера.

Ожидается, что предпочтение в ассортименте отдадут домашним и свежеприготовленным продуктам. В штате магазина предусмотрены шеф-повара, которые будут готовить комплексные ланчи и обеды, а также хлеб и шоколад. Сейчас магазин тестируют сотрудники Amazon. Открыть его обещают в начале следующего года.

Новинка носит, скорее, демонстрационный характер и призвана продемонстрировать возможности современных технологий, а не зарабатывать на розничном бизнесе, считает директор компании-производителя роботов-охранников «СМП-Роботикс» Алексей Полубояринов. «В принципе, реализовать такой механизм можно. Другой вопрос, сколько это будет стоить. Просто за счет машинного зрения эту задачу не решить. Технология распознавания образов развивается с каждым годом все интенсивнее и интенсивнее, но если в магазине будет достаточно большой ассортимент, без специальных меток не обойтись. Я думаю, на первых порах не обойтись без сбоев — все-таки машинное зрение на сегодняшний день далеко от идеала. Так что, скорее всего, разработчики стремятся не денег заработать, а в первую очередь показать, что такая технология в принципе возможна. Но, конечно, она потребует доработок в будущем», — рассказал он в беседе с «Профилем».

«Ошибки возможны, — соглашается с коллегой заместитель директора Специального конструкторско-технологического бюро прикладной робототехники Илья Лаверычев. — И боюсь, на первом этапе они будут случаться часто. Но в целом в этой технологии нет ничего такого уж нового. В США уже давно работают магазины, в которых покупатели ходят с портативными считывателями штрих-кодов и сканируют товары на полках. Деньги списываются с их пластиковых карт, а товары доставляются домой. Насколько я понимаю, здесь покупателям нужно будет привязать реквизиты банковской карты к конкретному магазину. Это будет делаться один раз. По сути, эта разработка не относится напрямую к робототехнике. Это автоматизация сферы обслуживания».

Технология также имеет мало общего с беспилотными автомобилями, добавляет Полубояринов. «Если есть магазин, и в нем много камер, которые смотрят на каждую точку, где стоят продукты, то это чистой воды технология распознавания образов. Это отдельная задача, и с автономной навигацией она не связана». Разработчик ссылается на Google, который последние несколько лет проводит конкурсы по распознаванию объектов. «В этом году были значительные результаты. Но нужно понимать, что в ближайшие лет десять стопроцентного распознавания ждать не стоит», — говорит Полубояринов.

Российский фонд Alpha Robotics Venture разработал похожую технологию два года назад. Устройство под названием Human Reader способно распознавать по выражению лица человека степень его усталости и общее психофизическое состояние. Главным образом, как рассчитывает глава фонда Владимир Белый, разработка будет использоваться в автомобилях. Устройство анализирует изображение с инфракрасной камеры на лобовом стекле и определяет, к какому типу относятся текущие эмоции человека. Если водитель на несколько секунд закроет глаза, Human Reader издаст неприятный звук, призванный его разбудить. Сейчас, по словам Белого, устройство готовится к запуску в массовое производство.

«Конечно, Amazon что-то недоговаривает. Скорее всего, они будут залезать глубже в персональные данные своих покупателей. Но в принципе такая технология возможна уже сейчас», — отзывается бизнесмен о новинке американского ритейлера. Похожие проекты, по его словам, уже обсуждаются и прорабатываются в России, а он сам получал предложения поучаствовать в них. «Это даст ритейлерам новые возможности и существенно оптимизирует их расходы», — рассказал Белый «Профилю».

Еще одна российская технология, претендующая на то, чтобы считаться прорывной — FindFace. Одноименные сайт и мобильное приложение позволяют находить людей по фотографии. Изображение при помощи основанных на нейросети алгоритмов сравнивается с базой пользователей социальных сетей (в основном, «Вконтакте»). Нейросеть, которую написал молодой московский программист Артем Кухаренко и его коллеги, извлекает из фотографии отличительные признаки лиц (такие, как величина глаз, форма бровей, фактура губ), определяет их важность и выстраивает взаимосвязи между ними. Программа, способная самообучаться, формулирует около 80 чисел, описывающих информацию о лице.

Технология Кухаренко уже побеждала на мировом чемпионате по распознаванию лиц, опередив при этом разработку Google: 73,3% верно опознанных лиц против 70,5%. Приложением заинтересовались власти и спецслужбы. Мэрия Москвы использует его для распознавания нарушителей, которых зафиксировали городские камеры наблюдения. Аккаунты злоумышленников в соцсетях позволяют полиции узнать информацию о них. Тем же заняты МВД и спецслужбы. Технологию уже назвали концом частной жизни. Критики боятся, что власти уже скоро смогут распознавать и задерживать участников протестных акций или простых оппозиционеров. «Наша технология все изменит. Люди будут корректировать свое поведение, начнут задумываться, что выкладывать в соцсети, а что — нет», — говорил в интервью один из разработчиков FindFace Александр Кабаков. Пока же его детище купил «Билайн», который каждое лето проводит в Нижегородской области фестиваль электронной музыки Alfa Future People. Мобильный оператор готовит приложение для фестиваля, с помощью которого зрители смогут находить друг друга: для этого достаточно будет загрузить свое селфи.

В планах Amazon значится открытие до 20 бескассовых продуктовых магазинов в США к концу 2018 года и до двух тысяч — в ближайшие десять лет. Ни в одном из них, по плану компании, не будет очередей и проверок. Пока же ритейлер довольствуется своим книжным магазином, открытым в ноябре 2015 года. Его ассортимент подобран на основе рекомендаций читателей, предзаказов и статистики продаж.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».