Квинтэссенцией этого документа является тезис «Россия — не Европа». Западный путь развития объявляется «неуниверсальным», а России авторы предлагают опираться на некие традиционные ценности. В принципе в уважении к своей истории и традициям нет ничего дурного.
Иное дело — абсолютизация прошлого, которая наступает всякий раз, когда общество, по замечанию одного отечественного политолога, утрачивает ясную картину «желаемого будущего». Между тем в нашем прошлом и в наших традициях далеко не всем можно гордиться.
В XVII веке в Россию приехал, как бы теперь сказали — на ПМЖ, хорватский философ и богослов Юрий Крижанич, человек, по выражению историка Ключевского, крепко веривший в будущее России и всего славянства. Однако, пожив в нашем отечестве, он увидел здесь много пороков и нестроений, о чем и написал.
Вот как Ключевский излагает некоторые положения его трактата: «Россия — бедная страна сравнительно с западными государствами, потому что несравненно менее их образованна. Там, на Западе, ... разумы у народов хитры, сметливы, много книг о земледелии и других промыслах, есть гавани, цветут... торговля, земледелие, ремесла. Ничего этого нет в России... Здесь умы у народа тупы и косны, нет уменья ни в торговле, ни в земледелии, ни в домашнем хозяйстве, здесь люди сами ничего не выдумают, если им не покажут, ленивы, непромышленны, сами себе добра не хотят сделать, если их не приневолят к тому силой... Множество и нравственных недостатков... пьянство, отсутствие бодрости, благородной гордости, одушевления, чувства личного и народного достоинства... Великое наше народное лихо — неумеренность во власти... во всем свете нет такого безнарядного и распущенного государства».
Ничего вам это описание не напоминает? Увы, некоторые традиции и черты национального характера оказываются необычайно живучи. Но это вовсе не означает, что на них стоит опираться! Наоборот, целью современной культурной политики должно было бы стать преодоление подобных «традиций». Позитивная программа Крижанича выглядела так: просвещение, правительственная регламентация, политическая свобода, распространение технического образования. Вот такие бы нам «Основы государственной культурной политики»!