25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Битва мексиканца и ирландца
Культура

Битва мексиканца и ирландца

В ночь с 4 на 5 марта по московскому времени в лос-анджелесском театре «Долби» будут присуждать «Оскары». На звание лучшего фильма года претендуют девять картин: «Форма воды», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Прочь», «Леди Бёрд», «Призрачная нить», «Секретное досье», «Дюнкерк», «Зови меня своим именем» и «Темные времена». О том, какая из них, вероятнее всего, завоюет статуэтку, – в материале «Профиля».

Как угадать победителя

Главная кинопремия планеты в этом году отмечает очередной юбилей: «Оскары» будут раздавать в 90‑й раз. Церемонию второй раз подряд проведет неплохо проявивший себя в прошлом году комик Джимми Киммел.

Каждый год любители кино пытаются угадать, кто же унесет домой золотую статуэтку. Меж тем внимательные киноманы уже давно поняли: для того чтобы спрогнозировать результаты «Оскара», нужно внимательно следить за так называемой «оскаровской гонкой». Начинается она с кинофестиваля в Торонто: обладатель приза зрительских симпатий этого смотра нередко забирает впоследствии и «Оскар» за лучшую картину года. Потом следуют многочисленные премии ассоциаций американских критиков, «Золотой глобус», BAFTA. Но важнее всего награды, раздаваемые различными гильдиями: сценаристов, режиссеров, актеров, продюсеров и т. д., – избранные их члены являются одновременно и академиками «Оскара». Поэтому, например, c 1990 года, когда были впервые вручены награды продюсерской гильдии США, 19 обладателей этого приза становились потом лауреатами «Оскара» в категории «лучший фильм года».

В последние пару лет, кстати, результаты этих премий не совпадали, так что и в 2018‑м можно ожидать сюрпризов. Но в любом случае, вероятно, уже ничто не сравнится по шоковому эффекту с прошлогодним оскаровским скандалом: Уоррен Битти и Фэй Данауэй, которым по ошибке вручили не тот конверт, объявили победителем «Ла-Ла Ленд», в то время как на самом деле им стал «Лунный свет». Кстати, именно «Ла-Ла Ленд» был триумфатором Producers Guild Awards, так что финал этой драмы был вдвойне неожиданным.

Россия на «Оскаре»

На сей раз особенно пристальное внимание российской публики будет обращено на категорию «лучший фильм на иностранном языке»: в пятерку номинантов вошла жесткая драма о распаде семьи и кризисе в обществе «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, завоевавшая приз жюри в Канне. Эта категория – одна из самых непредсказуемых, к тому же в 2018‑м однозначного лидера нет. Конкуренты фильма Звягинцева – чилийская «Фантастическая женщина» Себастьяна Лелио, шведский обладатель каннской «Золотой пальмовой ветви» «Квадрат» Рубена Эстлунда, венгерский победитель Берлинале «О теле и душе» Ильдико Энъеди и ливанское «Оскорбление» Зиада Дуэри. «Нелюбовь» при этом – единственный фильм из пятерки, номинированный одновременно на все главные западные премии – «Золотой глобус», BAFTA, французский «Сезар», Independent Spirit Awards и другие. Так что повод надеяться на победу у нас есть.

От аутсайдеров к лидерам

Расскажем обо всех претендентах на звание лучшей ленты года в порядке увеличения вероятности обретения ими награды. Впрочем, конечно, рейтинг этот при наличии двух явных лидеров довольно условен.

«Темные времена» (6 номинаций)

Раньше на главный «Оскар» года могли претендовать только пять картин. Несколько лет назад правила изменили: теперь количество киноработ может достигать десяти. Таким образом организаторы получили возможность расширить жанровый и тематический состав фильмов‑участников. Но, как правило, те ленты, которые не представлены еще и в режиссерской категории, являются, по сути, статистами. Бывают, конечно, и исключения. Так, в свое время «Операция «Арго» была названа лучшей картиной года, несмотря на отсутствие номинации у режиссера Бена Аффлека.

«Темным временам» британца Джо Райта такая судьба, впрочем, едва ли уготована. Но уж кто явно не уйдет без награды, так это исполнитель главной роли Гэри Олдман. Именно он обрел статуэтку актерской гильдии и массу других трофеев. Олдман неузнаваем в выдающейся роли Уинстона Черчилля, на которого его сделал похожим мастерский грим.

«Темные времена» посвящены переломному моменту в ходе Второй мировой, когда Черчилль в мае 1940‑го стал премьер-министром. Именно в это время около трехсот сорока тысяч французских, бельгийских и британских военнослужащих оказались окружены немецкими войсками на побережье у города Дюнкерк. Черчилля склоняли к тому, чтобы Великобритания заключила с Гитлером мирное соглашение. Но он понимал, что это не только погубит его родину, лишив ее независимости, но и повлияет на судьбу других европейских стран. К тому же, по его словам, «нельзя вести переговоры с тигром, когда твоя голова в его пасти». В итоге премьер-министр заручился поддержкой короля, парламента и народа и произнес знаменитую пламенную речь о том, что Британия не сдастся никогда.

Джо Райт в своей картине не только вспоминает о важных событиях недавней истории, но и рисует в соответствии с британской традицией поистине человечный, психологически достоверный портрет главного героя. Черчилль постоянно курит, пьет, позволяет себе хамство, но в чем ему не откажешь, так это в чувстве юмора, мудрости и гуманизме.

«Секретное досье» (2 номинации)

Pascal Pictures
©Pascal Pictures

Как ни странно, отменная работа Стивена Спилберга не имеет никаких шансов получить «Оскар»: «Секретное досье» в течение сезона награждали нечасто.

Картина описывает реальные события: в 1971 году газета The Newначинает публиковать слитые ей «Документы Пентагона» – секретное разоблачительное исследование политики США во Вьетнаме. Инициатором создания этого огромного досье выступил в 1967 году министр обороны США Джон Макнамара, но оно предназначалось исключительно для внутреннего пользования. После того как суд лишает газету права дальше обнародовать эти материалы, издатель и главный редактор The Washington Post должны принять сложное решение: готовы ли они продолжить дело коллег. Причем если для редактора Бена Брэдли (Том Хэнкс) риск не так и велик, то издатель Кэтрин Грэм (Мэрил Стрип) может лишиться и семейного бизнеса, и свободы. В фильме сильны актуальные феминистические нотки, но все же важнее в нем иное. Спилберг, как никто другой, умеет воспевать истинную демократию: в его картине победу одерживают свободная пресса и свободный суд. Кстати, считается, что в «Секретном досье» Спилберг проводит параллель между Никсоном и Трампом. Что ж, у жителей России могут быть другие ассоциации.

«Зови меня своим именем» (4 номинации)

Картина итальянца Луки Гуаданьино – единственная из девятки, которая так и не была куплена для проката в России. Но до сих пор у нас периодически проходят аншлаговые фестивальные показы «Зови меня своим именем» – в результате лента стала культовой. На Западе же фильм на устах не только у отъявленных киноманов: по подсчетам сайта imdb.com, в его копилке уже 61 награда.

«Зови меня своим именем» – это гомосексуальная love story, которая на самом деле является абсолютно универсальной историей взросления и первой любви. Подросток Элио (восходящая звезда Тимоти Шаламе) проводит лето 1983 года на вилле своих родителей–интеллектуалов и полиглотов в Италии. К отцу юноши, американскому профессору, приезжает его студент и ассистент Оливер (Арми Хаммер). Внезапно для себя Элио влюбляется в него.

Картина Луки Гуаданьино погружает зрителей в морок итальянского лета, окутывает меланхоличной музыкой и пленяет чувственностью на грани фола. Кого-то, конечно, фильм возмущает – но и это его плюс. Главное же – он учит не бежать от своих чувств, даже если они сопряжены со страданием.

«Призрачная нить» (6 номинаций)

Focus Features
©Focus Features

Начиная с этой картины, все, за исключением одной, получили номинацию и за режиссуру.

Вышедшая недавно в российский прокат «Призрачная нить» – новая работа культового американского режиссера Пола Томаса Андерсона, автора «Магнолии», «Мастера» и «Нефти». Исполнитель главной роли Дэниел Дэй-Льюис к прискорбию многочисленных своих почитателей сообщил, что образ модельера Рейнольдса Вудкока станет последним в его кинокарьере. Но это уже не первое подобное заявление артиста, так что будем надеяться на лучшее.

Придумывая Вудкока, Пол Томас Андерсон вдохновлялся биографией испанского кутюрье-отшельника Кристобаля Баленсиаги и модельеров послевоенного Лондона. Рейнольдс, творящий в 1950‑е, талантлив, возможно, даже гениален. Его платья, которые обожают богатые женщины, кинозвезды, аристократки, идеально скроены. Но совершенными должны быть не только наряды дизайнера, совершенной должна быть и вся его жизнь. Такая жизнь не предполагает существования жены – ведь с ней и о работе можно забыть в два счета. Привезенная им в Лондон из пригорода официантка Альма с такой точкой зрения не согласна. В роли Альмы невероятно хороша киногеничная люксембурженка Вики Крипс.

Пол Томас Андерсон показывает абсолютно нездоровые, но при этом притягательные отношения героев, делая отсылки к жанру готического романа и не забывая о чувстве юмора. Его интересует психология творческого человека и механизм передачи власти от одного к другому в паре. Разумеется, визуальная составляющая – на заоблачном уровне: Андерсон и сам известный перфекционист. Кстати, он впервые выступил еще и оператором.

«Дюнкерк» (8 номинаций)

Canal+
©Canal+

Удивительным образом на «Оскаре» сошлись два фильма, рассказывающих об эвакуации британо-французско-бельгийских войск из Дюнкерка. Но если Джо Райт в «Темных временах» смотрит на ситуацию со стороны, то Кристофер Нолан помещает зрителей в самый эпицентр ада. И вот сердце колотится, а голова кружится – чувствуешь себя участником событий. Три временных пласта, три места действия (суша, воздух, море), множество персонажей – Нолан мастерски жонглирует всеми составляющими своего сложноустроенного фильма. Но это не просто антимилитаристский аттракцион. «Дюнкерк» – кино истинно патриотическое: оно прославляет самопожертвование не ради абстрактной идеи спасения родины, а ради помощи вполне конкретным, пусть и незнакомым людям. Не в последнюю очередь благодаря гражданским малым и большим судам и храбрости их владельцев удалось спасти большую часть военнослужащих. Кстати, эта остроумная идея принадлежала как раз Черчиллю.

«Леди Бёрд» (5 номинаций)

Scott Rudin Productions
©Scott Rudin Productions

В этом году «Оскар» прогрессивен: Грета Гервиг стала пятой женщиной-режиссером, претендующей на статуэтку киноакадемии. «Леди Бёрд» – фактически ее режиссерский дебют. До этого Гервиг была лишь соавтором Джо Сванберга по фильму «Ночи и выходные» – эталонной ленте в стиле мамблкор.

Собственно, мамблкору Грета Гервиг во многом обязана и как актриса. Такие картины исключительно малобюджетны, посвящены обычным (правда, часто творческим) людям и почти бессюжетны. Близки к такому описанию и работы Ноя Баумбаха, чьей музой и соавтором в 2010‑е стала Грета. Придуманная ими вместе черно-белая трагикомедия «Милая Фрэнсис», где Гервиг еще и сыграла главную роль, – пожалуй, одна из самых обаятельных картин последнего времени. Но в «Леди Бёрд» Гервиг берет новую высоту.

Эта работа явно автобиографична: главная героиня Кристин по прозвищу Леди Бёрд (чудесная Сирша Ронан), как и сама Грета, выросла в Сакраменто, но потом уехала учиться в Нью-Йорк. Собственно, о пройденном девушкой пути – от желания вырваться из опостылевшего скучного родного города до осознания того, что он ей бесконечно дорог, – фильм и рассказывает. А также о первой любви, первых разочарованиях и ошибках, о сложных отношениях с любящей, но строгой мамой, о бунте, дружбе, учебе в католической школе – в общем, о том неповторимом времени, которое было у каждого.

«Прочь» (4 номинации)

Сатирический хоррор (уже революционно для «Оскара») актера и сценариста Джордана Пила установил рекорд сезона по количеству призов: их у него аж 99. «Прочь» был фантастически успешен и в американском прокате: при бюджете 5 миллионов долларов он собрал более 176 миллионов. Как и у всякого яркого культурного явления, у работы Пила есть и недоброжелатели, считающие фильм очень переоцененным. Так или иначе, ничего подобного вы не видели. Белая девушка (Эллисон Уильямс из сериала «Девочки») едет со своим парнем-афроамериканцем (Дэниел Калуя), талантливым фотографом, погостить у родителей в элитном пригороде Нью-Йорка. Знакомство вроде бы проходит хорошо, но что-то героя все же настораживает. А дальше начнется такое! Коротко говоря, «Прочь» – изобретательная картина о расизме, который и в современной Америке жив‑живехонек.

«Форма воды» (13 номинаций)

Double Dare You
©Double Dare You

Нестандартная романтическая сказка мексиканца Гильермо дель Торо завоевала наибольшее количество номинаций, а также забрала награды продюсерской и режиссерской гильдии. Кстати, и на Венецианском фестивале лента победила, но как раз это мало волнует академиков.

По сюжету немая одинокая уборщица (Салли Хокинс), у которой из друзей только сосед художник-гей и коллега-афроамериканка, знакомится на работе в секретной лаборатории с чешуйчатым человеком-амфибией. Вместе они едят яйца и слушают джаз – так и зарождаются чувства между ними. Эту фриковатую, но очень поэтичную версию «Красавицы и чудовища» мог с такой невообразимой теплотой и фантазией рассказать только специалист по всевозможным чудищам Гильермо дель Торо. Важен в картине и социальный подтекст: режиссер поддерживает всех изгоев, третируемых консервативным обществом. Не забывает мексиканец и о жанре шпионского кино, ведь действие разворачивается в 1962 году, в разгар холодной войны. Да чего вообще в «Форме воды» только нет – мюзикл, натуралистичный хоррор… И, главное, ничто из этого не нарушает гармонии ленты.

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (7 номинаций)

Blueprint Pictures
©Blueprint Pictures

Хотя по формальным признакам «Форма воды» должна стать лауреатом «Оскара» за лучший фильм года, интуитивно кажется, что черная трагикомедия «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» ее все-таки обойдет. Даже несмотря на то, что режиссер картины, родившийся в Лондоне ирландец Мартин Макдона, сольной номинации не получил. Но, во‑первых, у «Трех билбордов» – приз Торонто и награда гильдии за лучший актерский ансамбль – это традиционные знаки возможного триумфа. Во‑вторых, уж больно непреднамеренно злободневным оказался сюжет ленты о борьбе одной женщины против насилия и бездействующего правосудия.

У провинциальной продавщицы Милдред Хейс (Фрэнсис МакДорманд, очевидно, выиграет актерскую статуэтку) семь месяцев назад изнасиловали и убили дочь. Подозреваемых не было и нет, поэтому Милдред размещает в поле на въезде в город три рекламных щита с обращением к шерифу (Вуди Харрельсон). Тот – парень адекватный, а вот его коллега (Сэм Рокуэлл) реагирует на действия героини весьма эмоционально. Макдона, прославленный театральный драматург, автор фильмов «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов», держит марку. Его диалоги, как и всегда, жесткие, умные, смешные и музыкальные. Его персонажи амбивалентны. Трагедия незаметно переходит в комедию и наоборот. «Три билборда» оказались чрезвычайно близки российскому зрителю (но это должно быть темой отдельного исследования). Возможно, поэтому и кажется, что картина Макдоны обыграет работу дель Торо. Что ж, 4 марта узнаем, как все будет на самом деле.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».