19 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Бла-бла-суд

Российский оператор BlaBlaCar выиграл дело в Краснодарском краевом суде. Филиалу французской компании удалось отменить решение первой инстанции, которое грозило сделать его работу незаконной. Сервис доказал, что водители не извлекают выгоду из поездок, а значит, могут работать без лицензии.

Сервис BlaBlaCar, основанный в 2006 году тремя французскими бизнесменами Фредериком Мазеллой, Николасом Брюссоном и Франсисом Наппезом и работающий в России с 2014 года, столкнулся с проблемами в нашей стране в середине сентября. Тимашенковский районный суд Краснодарского края удовлетворил иск прокуратуры, которой не понравилось, что пользователи BlaBlaCar занимаются коммерческими перевозками без соответствующего разрешения.

Принцип работы BlaBlaCar во всем мире называется карпулингом или райдшерингом. В чем-то он схож с мобильными приложениями от агрегаторов такси (Uber, «Яндекс.Такси», Gett). Пользователи, которым нужно добраться куда-либо, устанавливают приложение и находят попутчиков — обычных автовладельцев, следующих по тому же или похожему маршруту. Пассажиры оплачивают только стоимость бензина, и то не всю — как правило, около трети. Причем, если попутчиков несколько, тариф делится между ними поровну. 20% от этой суммы (в России) в качестве комиссии достаются BlaBlaCar.

Таким образом, водители не зарабатывают на поездке, а лишь частично компенсируют свои затраты. С этим не согласны в Региональном автотранспортном союзе (РАС) — краснодарской организации, которая была зарегистрирована только в июне 2017-го. Ее представители утверждают, что создавали РАС, чтобы поддерживать перевозчиков края, а судебная тяжба с BlaBlaCar — простое совпадение.

По мнению РАС и его представителя Алексея Дынько, кубанские водители используют BlaBlaCar не по назначению. Большинство из них — не простые автолюбители, а владельцы автобусов и микроавтобусов, совершающие по несколько рейсов в день по одному маршруту и зарабатывающие на этом. Страдают якобы легальные перевозчики и владельцы транспортных компаний, объем перевозок которых сократился на 15-20%.

Еще один аргумент Дынько: государство никак не контролирует BlaBlaCar, а значит, пользоваться им могут неквалифицированные водители, преступники и даже террористы. РАС пожаловалась в прокуратуру, а та подала иск в Тимашенковский райсуд. Тот встал на сторону истцов и запретил распространять сведения о совместных поездках через сервис на территории России. Деятельность BlaBlaCar в нашей стране могла стать незаконной, если бы ответчики — компания «Комьюто Рус», филиал французской Comuto, — не подала апелляцию.

Причем для операторов BlaBlaCar судебное решение стало неожиданностью — о заседании их никто не известил, а о результате они узнали через месяц от обычного пользователя. «Комьюто Рус» даже пришлось добиваться восстановления сроков подачи апелляции, и суд пошел им навстречу. «Мы считаем, что российское законодательство не может запрещать автовладельцам подвозить попутчиков и делить между участниками поездки (друзьями, родственниками, знакомыми, соседями) стоимость бензина при условии, что водители не получают финансовой выгоды от такой деятельности», — говорил представитель BlaBlaCar. Он особо подчеркивал, что никакой выгоды от поездок пользователи сервиса не получают (зарабатывает только оператор), а потому государство не может контролировать его работу.

В России действительно были случаи использования BlaBlaCar не по назначению. В марте стало известно, что в Сызрани машинисты тепловозов регистрируются в сервисе и подсаживают к себе пассажиров по пути в Самару. Поездка в столицу области в кабине стоила 200 рублей.

«Мне назначили встречу на железнодорожном вокзале. Это меня ни капли не смутило, потому что многие водители отправляются с парковки у ЖД вокзала. Когда был на месте, позвонил еще раз, чтобы уточнить номер машины. Мне сказали: «Поднимайся на мост, иди к четвертому пути». Вот тут я растерялся. Совсем не ожидал, что поедем на поезде, а не на авто. Помню, даже уточнил: BlaBlaCar? Мне ответили: Да, BlaBlaCar, — рассказывал пассажир по имени Владимир. — На перроне меня встретил улыбчивый мужчина, пригласил в тепловоз и за 2,5 часа доставил из Сызрани в Самару. По дороге угостил чаем из термоса. В той поездке я был единственный пассажир. За проезд машинист взял 200 рублей — такая сумма изначально была указана на сайте BlaBlaCar».

Глава российского офиса Алексей Лазоренко тогда обещал найти машиниста и вынести ему предупреждение. О каких-либо возможных санкциях за такие нарушения он не рассказал.

И вот теперь Краснодарский краевой суд прислушался к доводам «Комьюто Рус» и отменил решение первой инстанции. «Это судебное решение поможет и дальше развивать надежный и эффективный райдшеринговый сервис, помогая миллионам россиян путешествовать по стране за умеренную плату», — отметили в компании.

Россия — не последняя страна для BlaBlaCar. В 2016 годe российский инвестфонд Baring Vostok (инвестировал в «Яндекс» и Ozon.ru) вложил в сервис 21 миллион евро. Comuto не раскрывает отчетность, но аналитики оценивают ее годовую выручку в 72 миллиона долларов.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK