Тем не менее в июле 1918 го Конституция у большевиков появилась. Она была принята вопреки революции 1917 года и ее идеям. Что же сподвигло большевиков на этот шаг? Точно можно сказать, что этому поспособствовала борьба за верховенство высших властных институтов, развернувшаяся между разными группами большевиков.
Основной конфликт развернулся между группировками, представлявшими законодательную и исполнительную власть. Начиная с первых съездов Советов указывалось, что именно они и должны быть верховным органом новой власти, а в промежуток от одного съезда до другого его функции переходят к Центральному исполнительному комитету (ЦИК). Это позже будет закреплено и в Конституции РСФСР, принятой на V Всероссийском съезде Советов в июле 1918 го. Однако Ленин не воспользовался возможностью возглавить высшую законодательную власть и стать de jure главой государства, а предпочел подчиненную законодательной власти исполнительную власть, став председателем Совета народных комиссаров (СНК), т. е. правительства.
Его выбор понять можно, поскольку именно исполнительная власть в России в течение столетий была доминирующей, соединяющей в себе и законодательные функции. Собственно, так было и во время большевистской революции, и после нее. Фактически возглавляемый Лениным СНК подменял собой и Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Так, например, за период с ноября 1917-го по июнь 1918 года исполнительный СНК принял 600 нормативно-правовых актов, в то время как законодательный ВЦИК и его президиум за тот же срок принял немногим более 100 актов. Естественно, такая ситуация не устраивала ни Якова Свердлова, председателя ВЦИК, ни его единомышленников, в том числе Сталина, опасавшихся доминирования исполнительной власти и ее председателя Ленина.
Подчинить исполнительную власть законодательной простым постановлением или резолюцией было невозможно. Даже резолюции III Всероссийского съезда в январе 1918 го «О Федеральных учреждениях Российской Республики» – «Правительство Федерации, Совет народных комиссаров избирается и смещается в целом и в частях Всероссийским съездом Советов или Всероссийским центральным исполнительным комитетом» (п. 4) – была уготована судьба «мертвой» нормы.
В итоге появилась идея закрепить такое подчинение не на уровне резолюции или постановления, а на уровне Основного закона страны, т. е. Конституции. Но как это сделать, если Ленин был категорическим противником Конституции? Начались номенклатурные игры, и на том же III Всероссийском съезде Советов идея разработки Конституции была зафиксирована в резолюции «О Федеральных учреждениях Российской Республики». Предлагалось проект Конституции разработать за три месяца. Но события, связанные с борьбой за Брестский мир и проведением 14–16 марта IV Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов с его поименным голосованием (явление довольно редкое в практике Советов), отодвинули дедлайн. Только 1 апреля 1918 года ВЦИК образовал Конституционную комиссию, возглавляемую Сталиным и Свердловым. В основу проекта были положены «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа» и резолюция III Всероссийского съезда Советов «О Федеральных учреждениях Российской Республики».
Декларация – документ сам по себе знаковый, написанный к началу работы Учредительного собрания, ее текст от фракции большевиков зачитал Свердлов. Однако тогда делегаты ее отклонили. Позднее она была принята на III Всероссийском съезде Советов. А еще позднее вошла в слегка отредактированном виде в первый раздел будущей Конституции, объявившей Россию «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Также она провозглашала беспощадное подавление эксплуататоров, полное устранение деления общества на классы, ликвидацию частной собственности, аннулирование (уничтожение) займов, заключенных правительством царя, помещиков и буржуазии, переход всех банков в собственность государства «из-под ига капитала», разрыв тайных договоров, введение всеобщей трудовой повинности «в целях уничтожения паразитических слоев общества», полный разрыв «с варварской политикой буржуазной цивилизации». Если к этому добавить, что в качестве глобальной задачи декларировалось установление «социалистической организации общества и победы социализма во всех странах», то можно констатировать, что «железный занавес» опустился уже тогда, а не после речи Черчилля в Фултоне (1946 год).
Стоит отметить, что в тексте декларации никакого упоминания Конституции не было. Оно появилось лишь на III Всероссийском съезде Советов, и то не в основном докладе Ленина о деятельности Совета народных комиссаров, не в докладе Сталина по национальному вопросу и даже не в резолюции «О Федеральных учреждениях Российской Республики» по этому докладу, где, как уже отмечалось, удалось закрепить подотчетность правительства (СНК) ВЦИКу. Упоминание Конституции, для многих неожиданное, имело место лишь в заключительном слове Сталина по докладу о национальном вопросе. Сталин отметил, что предложенная резолюция не является законом, а намечает лишь общие основы будущей Конституции, и дальше пояснил, что общие основы резолюции будут переданы для подробной разработки ЦИК и представлены на окончательное утверждение ближайшего съезда Советов. Неизвестно, где был в тот момент Ленин. Возможно, вышел из зала или по какой-то причине отвлекся, но похоже, что «заготовленную импровизацию» Сталина он пропустил мимо ушей.
Viktor Denisov/Heritage Image Partnership Ltd/Alamy Stock Photo/Vostock Photo
Viktor Denisov/Heritage Image Partnership Ltd/Alamy Stock Photo/Vostock PhotoПримечательно, что Ленин не был посвящен в эту работу и не включен в состав комиссии по подготовке проекта Конституции РСФСР, а узнал о такой комиссии и проекте Конституции только в конце июня 1918 го. Иными словами, Ленина поставили перед фактом буквально накануне
V Всероссийского съезда Советов, на котором Конституция и была принята 10 июля. Изменения, по ходу внесенные Лениным, были незначительными. Например, в п. 20 второго раздела он внес поправку о предоставлении без затруднительных формальностей всех политических прав иностранцам, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не использующему чужого труда крестьянству.
Безусловно, особое внимание уделялось соотношению законодательной и исполнительной власти. Вернее, закреплению контроля законодательной властью над исполнительной – собственно, ради этого группировка, сложившаяся вокруг Свердлова и Сталина, и затеяла разработку Конституции вопреки духу революции, идеологии марксизма и позиции Ленина. Группировка Свердлова–Сталина стремилась поставить под контроль эту самую исполнительную власть и на законном основании ограничить деятельность главы этой власти – Ленина, ставшего в ту пору необычайно популярным. Естественно, в Конституции закреплялись нормы о контроле над правительством, но в более мягкой форме, чем в вышеуказанной резолюции III Всероссийского съезда, согласно которой правительство (СНК) избирается и смещается Всероссийским съездом Советов или ЦИК.
Ради идеи верховенства законодательной власти в ст. 39–41 Конституции РСФСР вводились нормы, по которым обо всех своих постановлениях и решениях СНК немедленно сообщает в ВЦИК, а сам ВЦИК вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение СНК. Имеющие крупное общеполитическое значение акты СНК представляются на рассмотрение и утверждение ВЦИК. Правда, тут же делалось примечание, что мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут осуществляться Советом народных комиссаров непосредственно. Но, как видим, в Конституцию не вошли нормы, предоставляющие полномочия Всероссийскому съезду и ЦИК смещать правительство РСФСР. Не исключено, что это стало результатом правки проекта Конституции лично Лениным. Все же его авторитет среди партийцев и народа был очень велик, и с этим нельзя было не считаться.
Но, как показала практика, данные нормы так и не заработали в полную силу. Более того, сам статус законодательной и исполнительной власти всего за несколько лет значительно изменился. С середины 1920 х обе ветви начали терять самостоятельность, оказавшись под контролем партийного руководства. Правительство и законодатели становились послушными исполнителями воли ВКП(б), то бишь Коммунистической партии, определявшей и статус, и полномочия, и кадровую политику, и основные направления их деятельности в соответствии с программными установками партийных съездов, политбюро и высших должностных лиц в партийной иерархии.