19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Шопинг из будущего
Экономика

Шопинг из будущего

В популярном мессенджере теперь можно оплачивать товары и услуги с помощью специальных ботов и кнопки Pay. Создатели Telegram планируют занять нишу платежных сервисов, сыграв на популярности мессенджеров. Но участники рынка онлайн-торговли сомневаются, что это удастся сделать быстро: всему виной небольшая аудитория Telegram и ее желание общаться, а не совершать покупки.

Новая функция получила название Bot Payments («платежи с помощью ботов»). В сообщении на сайте Telegram говорится, что она заработает уже сегодня и будет доступна для пользователей, у которых установлена версия мессенджера 4.0 и выше. Они смогут общаться с онлайн-магазинами (точнее, с созданными ими ботами) в специальном чате. От обычной переписки он будет отличаться только кнопкой Pay, через которую и будет происходить оплата выбранного товара.

Процедура покупки будет похожа на стандартные платежи в интернете. После того как пользователь нажмет Pay, ему предложат ввести данные своей банковской карты. При этом Telegram уверяет, что не будет хранить эту конфиденциальную информацию, поскольку сам не получит к ней доступ. Процессингом (обработкой и подтверждением платежей) на первых порах займется американская платформа Stripe, а мессенджер будет посредником между ней, онлайн-магазином и покупателем. В дальнейшем Telegram планирует сотрудничать и с другими платформами — RazorPay, FlutterWave и PaymentWall, а также с такими сервисами, как «Яндекс.Деньги» и Qiwi (это важно, поскольку Stripe не работает с продавцами, зарегистрированными в России). Telegram вел переговоры и со Сбербанком, который в прошлом году открыл собственный международный процессинговый центр, но об их результатах пока ничего не известно.

Пользователям, аккаунты которых защищены двухэтапной системой верификации, достаточно будет ввести данные своей карты только один раз, при первом платеже — после этого информация будет храниться в системе (как и происходит в большинстве онлайн-магазинов). «Представьте мир, в котором вы можете заказать пиццу, заплатить за пару ботинок, вызвать такси или пополнить билет в метро всего лишь нажатием нескольких кнопок в Telegram» — говорится в сообщении на сайте мессенджера.

Пока что онлайн-магазины не воспользовались новой возможностью и не начали создавать своих ботов, поэтому потенциальным покупателям предлагается опробовать механизм с помощью двух тестовых: @ShopBot и @TelegramDonate. Первый представляет собой самоучитель: он моделирует онлайн-торговлю машинами времени («В действительности у вас вряд ли будет возможность купить одну из них. К сожалению», — говорится в пресс-релизе). При этом все операции будут только имитировать настоящие, а пользователю не придется тратить реальные деньги и вводить номер своей карты. Посредством @TelegramDonate любой желающий сможет сделать пожертвование команде разработчиков Telegram, заодно опробовав новый способ оплаты.

Особое внимание Telegram обращает на то, что процедура создания новых ботов будет максимально простой и быстрой за счет того, что мессенджер создан на открытой платформе. «Мы не берем комиссию за платежи и не получаем прибыль от транзакций. Вместо этого мы делаем то, что должен делать каждый шериф с незнакомцами, проходящими чрез его владения — отстреливать плохих ботов и награждать значком хороших. Мы уверены, будет много хороших», — говорится в сообщении Telegram.

Опрошенные «Профилем» участники рынка по-разному смотрят на перспективы Bot Payments в России. Пиар-менеджер онлайн-магазина авиапутешествий Biletix Григорий Луговой говорит, что компания следит за развитием мессенджеров и имеет свой канал в Telegram, но пока использует его для информирования клиентов: «Нужно сначала исследовать вопрос, изучить его со всех сторон, а потом уже принимать решение. Пока что я от вас только услышал о запуске этой новой функции и пока не могу сказать точно, насколько нам это будет интересно».

«А Telegram в России разве еще не собираются запрещать? Если говорить серьезно, то мы тоже внимательно смотрим на все эти вещи, которые происходят внутри электронной коммерции. Но пока тенденции таковы, что это преимущественно наличные платежи. При этом новые системы платежей, в том числе и связанные с мессенджерами, нам, безусловно, интересны. Мессенджеры — это большой тренд. Потенциально мы заинтересованы в этом, но немедленной необходимости у нас нет — люди привыкли платить либо картой, либо наличными при поставке», — говорит основатель Wikimart, а ныне руководитель интернет-магазина детской одежды Little Gentrys Максим Фалдин.

Омбудсмен по электронной торговле при аппарате уполномоченного по правам предпринимателей Илия Димитров настроен скептически: «Я понимаю, что Telegram пытается монетизировать свою позицию. Что из этого получится, пока не понятно. Если смотреть на мировой опыт, то что-то похожее удалось сделать китайцам с их мессенджером WeChat, но там большую роль сыграл китайский менталитет, который сильно отличается от российского. Больше других примеров я не знаю».

«Аудитория Telegram ходит туда не за покупками, а за общением. И это важно. Тут может получиться такой же эффект, как если бы посетителям кафе вдруг стали предлагать валенки. Непонятно, насколько востребованными могут оказаться товары интернет-магазинов у пользователей Telegram. Но, по крайней мере, будет весело», — говорит омбудсмен.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров считает новинку от Telegram бессмысленной. «Одновременное появление большого количества платежных систем не приводит к популярности одной из них. После того как Сбербанк сменил директора "Яндекс.Денег" [крупнейший банк страны владеет сервисом с 2012 года], есть большая вероятность, что главной криптовалютой и главным платежным средством в России станут именно "Яндекс.Деньги"», — говорит он.

«С появлением пиринговых сетей [основанных на взаимодействии участников платежного процесса между собой без привлечения сторонних серверов] другие способы оплаты стали бессмысленными. Их можно использовать только для обеспечения безопасности и анонимности. Но этого можно добиться и посредством простой обезличенной банковской карты. Я думаю, что сервис, подобный тому, что сейчас запускает Telegram, может стать популярным, если его запустит Avito, — там сосредоточены миллионы продавцов и покупателей», — считает Федоров.

Остальные собеседники «Профиля» тоже указывают на то, что в России Telegram пользуется пока слишком мало людей. Аудитория мессенджера Павла Дурова в нашей стране сейчас насчитывает всего шесть миллионов человек, в то время как во всем мире — сто миллионов.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».