11 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Что общего между Средиземьем и современной Россией

Премьерные картины этой недели — два фильма, казалось бы, не имеющие ничего общего: «Хоббит: битва пяти воинств» Питера Джексона и «Дурак» Юрия Быкова. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что обе картины рассказывают об одном и том же: о развращающей силе власти и денег. Неслучайно над Москвой все-таки решили не устанавливать инсталляцию «Око Саурона»: реалии Средиземья уж слишком просто проассоциировать с ситуацией в нашей стране. Церковь и мэрия выступили против проекта, в результате группа «Свечение» отказалась от своей задумки.

«Дурак», режиссер Юрий Быков

«Дурак» Юрия Быкова, автора фильма «Майор», был впервые показан на «Кинотавре» этого года. Отзывы он вызвал смешанные. Кто-то восхищался смелостью режиссера, который отважился на жесткое и честное социальное высказывание. Кто-то доказывал, что это кино конъюнктурное и, хоть и пересекающееся по тематике с «Левиафаном» Андрея Звягинцева, проигрывающее ему по всем пунктам.

Главного героя картины, сантехника из небольшого города по фамилии Никитин, изображает Артем Быстров (актер стал обладателем приза за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Локарно, в конкурсе которого был «Дурак»). Никитин живет вместе с женой, маленьким сыном и родителями, получает высшее образование. Именно знания, которые дает герою образование, позволяют ему обнаружить, что общежитие, куда он приезжает ночью по вызову, может рухнуть в любую секунду (вдоль всего здания проходит трещина). Благодаря связям матери Никитин узнает, что вся городская администрация в этот момент празднует день рождения мэра Галагановой (Наталья Суркова). Он приходит прямо в ресторан, чтобы рассказать об угрозе гибели нескольких сотен людей из дома. Мэр, как ни удивительно, к странному человеку прислушивается и собирает вокруг себя совет из уже подвыпившей чиновничьей верхушки города. Тут-то они и понимают, что этот случай может вскрыть все их воровские преступления.

«Дурак» открыто указывает на все пороки людей, имеющих отношение к власти в России. Здесь подробно обсуждают откаты и взятки, здесь никто не думает об интересах простых людей (а если начинает думать, все равно в итоге перестает). Мечтает только о выгоде для себя, о наживе. В результате все сферы городской жизни находятся в полном застое, поскольку деньги туда просто не доходят. Оправдывают себя тем, что Бог придумал такую жизнь «и нас жить заставил» (так говорит муж мэра в исполнении Юрия Цурило).

Но и обычные люди изображены в картине Быкова крайне критически. Обитатели общежития — сплошь пьяницы и наркоманы, молодежь развращена. Из приятных лиц — мать с дочерью, которых избивает алкоголик-муж, да и все. Герой Артема Быстрова и его отец (Александр Коршунов) — единственные нормальные люди, кажется, во всем городе. Именно поэтому их и называют «дураками». Родственники не могут понять, как можно не воровать на работе и зачем вкручивать в подъезде лампочки и чинить раз за разом лавку во дворе. «Ты человеком стань! Чтоб все, как у людей», — говорит Никитину мать. «А я, что, не человек»? — «Да дурак ты!». Даже жена (Дарья Мороз) приходит к выводу, что ее муж юродивый.

Быков не оставляет России в «Дураке» никакой надежды. «Никогда тут по-другому не будет», — заключает отец Никитина. А все беды, как считает главный герой, оттого, что мы друг другу никто. Чужие люди для нас — это люди, чьи горести нас не волнуют. А когда появляется человек, которого они беспокоят, никто этого не ценит.

Безусловно, «Левиафану» «Дурак» уступает. Но послевкусие от него такое же горькое, как и от фильма Звягинцева, потому что говорит «Дурак» хоть и общеизвестную и слегка сгущенную, но правду. Забавно, что на «Кинотавре» «Дурак» получил приз за лучший сценарий (его написал сам Юрий Быков): ведь за лучший же сценарий получил награду и «Левиафан» в Канне.

Главная проблема картины заключается в том, что это публицистика, а не кино как искусство. Герои не общаются как живые люди, они изрекают некие тезисы, причем каждый из них повторяется в течение фильма не один раз. Парадоксально, но при этом почти все персонажи — как раз живые люди: это уже заслуга актеров. И, несмотря на минусы, сильно ругать «Дурака» не стоит хотя бы потому, что благодаря таким фильмам в России наконец появляется социальное недокументальное кино, называющее вещи своими именами.

«Хоббит: битва пяти воинств»

Заключительная часть трилогии Питера Джексона «Хоббит» без раскачек с самого начала бросается в экшн. Дракон Смауг, решивший, что неплохо бы спалить Озерный город, приступает к делу. Бургомистр (Стивен Фрай) и его приспешники быстренько пытаются увезти все деньги из города, бросив его жителей. Бард находится в темнице, но именно он, как мы знаем, будучи наследником того, кто когда-то почти убил дракона, сможет побороться со Смаугом. Торин в это время в королевстве Эребор медленно, но верно заболевает «драконьей болезнью»: сокровища и жажда власти ослепляют его. Он уже не готов отдать обещанное золото жителям Озерного города (а тут еще и эльфы хотят получить свои самоцветы). Торин подозревает гномов в предательстве: кто-то явно нашел, но не отдает ему камень Аркенстон — «Государев камень». Бильбо пытается понять, как сделать так, чтобы Торин вновь стал самим собой. Гэндальфа вызволяют из плена Некроманта. Тауриэль и Кили вновь разлучены. Тем временем к горе подтягиваются войска, среди которых и полчища орков: Некромант, он же, как выясняется, Саурон, хочет вернуть свое могущество, и гора для него — важный стратегический пункт. Грядет эпичная битва пяти воинств.

Третий «Хоббит» получился самым бодрым и лаконичным по сравнению с первыми двумя частями, во время просмотра которых периодически становилось скучновато. Это также и самый драматичный и напряженный фильм трилогии: такого количества смертей центральных персонажей не было даже во «Властелине колец». Наверное, отчасти благодаря этой драматичности и появляется, наконец, то чувство узнавания, которое так хотелось, но не удавалось обрести во время просмотра других серий «Хоббита»: узнавания любимой всеми трилогии десятилетней давности. Уже ради этого стоит посмотреть «Битву пяти воинств».

Толкиен всегда писал о борьбе добра со злом, но в «Хоббите» она выражается не только в противостоянии абсолютного зла (Саурон) и абсолютного добра (почти все остальные). В фильме говорится о развращающей душу силе власти и денег (поэтому и привет «Дураку» Быкова). Причем если с городской порочной властью еще все понятно, то с Торином все сложнее. Когда положительный человек (то есть гном), чувствуя приближение богатства, вдруг совершенно меняется, поневоле задумаешься о том, как слаба и ненадежна человеческая натура и как непросто не изменить себе. Как просто быть человеком (гномом) чести и вдруг забыть обо всех своих принципах (конечно, Толкиен всегда рассуждал о сложности натуры, ведь и Фродо, например, был мучим кольцом Всевластья). Но поскольку «Хоббит» — это сказка, то в его мире все можно вернуть на круги своя, вспомнить, что такое честь и слово. А зритель может начать смотреть сначала трилогию «Властелин колец»: последние кадры «Хоббита» как раз очень к этому располагают, закольцовывая историю.

На титрах «Битвы пяти воинств» звучит песня в исполнении Билли Бойда, который играл во «Властелине» Пиппина. В этот момент сердце еще сильнее начинает щемить от ностальгии.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK