12 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Чудо-птица и французские школьницы

В «Бёрдмэне» мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту — новатор по отношению к себе — прежнему. В результате фильм, показанный впервые на Венецианском кинофестивале, получил массу критических премий и девять номинаций на «Оскар» в самых важных категориях. Также в прокате драма о школьниках «Я дышу» французской актрисы Мелани Лоран. 

«Бёрдмэн»

Смотреть трейлер

«Бёрдмэн» — диковинного вида супергерой, которого когда-то давно сыграл в кино актер по имени Риган. Теперь Риган (роль которого исполняет Майкл Китон) подзабыт публикой. Чтобы не только напомнить о себе, но и доказать всем, а, главное, себе самому, что он не просто голливудский актеришко, а настоящая творческая личность, Риган ставит серьезную пьесу на Бродвее. Конечно, он также играет в ней одну из главных ролей. Чем ближе премьера, тем больше у героя сомнений в себе и тем больше неприятностей. Один из актеров слишком взбалмошен и опасно непредсказуем, хоть и талантлив. Молодая любовница-актриса (британка Андреа Райзборо из «МЫ. Верим в любовь» Мадонны и «Тайного игрока» Джеймса Марша) беременна. Бывшая жена слишком часто появляется в его жизни. Дочь, вышедшая из реабилитации и работающая теперь личной помощницей Ригана, говорит ему, что он бездарность. Критик The New York Times, от рецензии которого зависит успех или неуспех постановки, заранее ставит спектаклю неуд, просто потому что Риган, с ее точки зрения, полез заниматься не своим делом. А, главное, в жизни Ригана то и дело появляется его alter ego Бёрдмэн, считающий, что герою нужно быть верным ему и его супергеройскому миру, а на Бродвее ему делать нечего.

Если заранее не знать, ни за что на свете не догадаешься, что это картина Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Режиссеров, как правило, можно разделить на две категории: те, кого всегда можно узнать по каким-то характерным признакам, и те, кто каждый раз делает что-то совершенно неожиданное и не похожее на предыдущую работу. Но снять четыре фильма в одной стилистике, а потом вдруг выдать что-то абсолютно для себя нехарактерное — такое бывает крайне редко. Иньярриту не просто стал другим режиссером. Он стал режиссером на две головы выше себя прежнего. «Бёрдмэн» не похож на сложноустроенные, нервные, состоящие из множества сюжетных линий и очень серьезные предыдущие фильмы мексиканца («Сука-любовь», «Вавилон» etc). Эту картину можно назвать трагикомедией. Оказалось, что у Иньярриту все более чем в порядке с чувством юмора. «Бёрдмэн» — с одной стороны, очень злая, но от того не менее смешная сатира на весь актерско-режиссерский мир. С другой — она наполнена таким искренним сочувствием к героям, какого не было во вроде бы гораздо более гуманистических картинах режиссера. Сочетание смеха и слез, подтрунивания над героями и симпатии к ним делает «Бёрдмэна» фильмом очень настоящим, эмоциональным и вовлекающим зрителя в действие.

Конечно, приглашение на главную роль Майкла Китона (он номинирован на «Оскар» так же, как и его коллеги по фильму Эдвард Нортон и Эмма Стоун) было концептуальным. Ведь, как и его герой Риган, Китон сыграл в свое время супергероя — Бэтмена — и с тех пор по большому счету пропал с радаров. «Бёрдмэн» посвящен в том числе неразрывной связи жизни и искусства. Правда и игра становятся неразличимы. А зрители подобным образом отождествляют Китона и Ригана. И поэтому (но не только) вся рефлексия героя, все его мучения, неуверенность в себе и в собственном таланте и будущем успехе так трогают.

Доведя страсти до предела, Иньярриту находит изящное и неоднозначное решение для финала этой — хочется сказать — пьесы. Такое, что легкое дыхание после просмотра вам обеспечено.

Хочется пожелать Майклу Китону заслуженный «Оскар» и надеяться, что он никогда больше не пропадет из мира настоящего кино.

Закулисье
«Бёрдмэн» — блестящая с режиссерской и технической точки зрения работа. Создается впечатление, что фильм снят одним планом, но это, конечно, не так: монтажные склейки есть, но они не заметны. Камера следует за героями на сцену, за кулисы, на Таймс-сквер, в гримерки. Актерам пришлось нелегко: очень длинные сцены снимались одним планом, а потом монтировались. Мало того, что нужно было отыграть сцену от начала до конца идеально, так еще и малейшее движение и слово были рассчитаны по долям секунды. Оператором выступил один из лучших мастеров современности Эммануэль Любецки, ответственный за многие картины Терренса Малика и Альфонсо Куарона. Кстати, большая часть картины снималась в настоящем бродвейском театре — театре Святого Джеймса на 44-й улице. То и дело во время фильма вступает барабанная тема (барабанщик на Бродвее естественен). Она поддерживает тот внутренний пульс, которым дышит картина. Этот ритм может ускоряться и замедляться, но всегда держит в напряжении.

 

«Я дышу»

Смотреть трейлер

О фильме Мелани Лоран много сказать не получится, иначе спойлеров не избежать. Лоран больше всего известна по своей роли роковой еврейской девушки в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино. Но ее заслуги на этом отнюдь не заканчиваются. У нее множество ролей и во французских картинах, и у неголливудских режиссеров-авторов («Ночной поезд до Лиссабона» датчанина Билле Аугуста, «Враг» канадца Дени Вильнева, «Что-то в воздухе» перуанки Клаудии Льосы). Есть работы и в Голливуде.

«Я дышу» — вторая полнометражная работа Лоран в качестве режиссера — была показана в одной из программ Каннского фестиваля. Снята она по мотивам одноименного романа Анн-Софи Брасм. В центре сюжета две семнадцатилетние школьницы. В класс, где учится тихая и скромная Шарли, приходит новенькая. Ее зовут Сара, она раскованна, красива, умна и умеет веселиться. По какой-то причине Сара выбирает в лучшие подруги Шарли. Теперь для девушки открыт новый интересный мир, а дружба кажется вечной. Но цепь событий приводит к тому, что подруги становятся врагами.

«Я дышу» — фильм, что называется, очень французский. В нем много неожиданного. Например, то, что вопреки устоявшемуся канону новенькая в классе становится не аутсайдером, а лидером. «Я дышу» — еще одно исследование психологии школьников и тех ужасов, которые кроются в их головах и душах. Интересно также, что, когда одну из героинь начинают травить, класс ей сочувствует, но не помогает (но и не помогает травить). Но фильм не только о том, как трудно быть молодым и как жестоки бывают подростки. Не только об эмоциональной зависимости. Он и о том, что, как это ни страшно, встретить волка в овечьей шкуре — проще простого. И тогда… Но здесь прервемся.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK