12 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Добраться до рая

Сейчас туристическая индустрия Крыма находится под угрозой из-за российско-украинского кризиса. В турагентствах пока фиксируют резкое падение спроса на отдых в Крыму.

«Недавно можно было говорить о стопроцентном снижении спроса, но в последние дни рынок потихонечку оживает, пошли первые бронирования, — говорит Юлия Высоканова, директор по продажам компании «МультиТур». — Но это буквально штучные продажи. У нас, к примеру, на Крым обычно приходится 30—35% всего оборота».

«Еще в начале года спортивная школа, куда ходит тренироваться моя дочка, собиралась на летний отдых в Крым или под Одессу, — рассказывает москвичка Наталья. — Но после начала на Украине масштабных волнений решено было ехать в район Геленджика, а теперь мы снова едем (точнее — летим) в Крым, ведь обстановка там нормализовалась, да и теперь это Россия». Как скажутся недавние политические события на туристическом потоке, предсказать пока сложно, но падения числа отдыхающих в 2014 году все же не избежать.

Проблемы с транспортом

Чтобы совсем не оставить полуостров без российских туристов, властям надо решить массу проблем. Главная из них — это как доставить россиян в Крым. По данным Министерства курортов и туризма Крыма, в 2013 году лишь 6,5% туристов добирались на полуостров самолетами, 67,6% ехали на поездах, 18% — на личных авто, и 8% — на автобусах. Однако сейчас ехать «по земле» достаточно рискованно в силу понятных причин. К тому же украинские железнодорожники объявили на прошлой неделе, что просят российских и белорусских коллег с 27 мая не продавать билеты в Крым заранее. В пресс-службе РЖД поясняют, что «о закрытии пассажирского железнодорожного сообщения с Украиной речи не идет».

«Возможны лишь ограничения заблаговременной продажи проездных документов в связи с необходимостью корректировки графиков движения поездов (т.е. продажа билетов, например, начнется не за 45, а за 35 суток). В настоящее время железными дорогами России, Украины и Белоруссии ведется работа по корректировке и согласованию расписаний и графиков движения поездов», — сообщает представитель перевозчика и добавляет, что пассажирам лучше «внимательно следить» за обновлением информации. Очевидно, что люди не перестанут пользоваться услугами железных дорог, но, по словам президента РЖД Владимира Якунина, продажи билетов уже снизились «как минимум на 30%».

В российском правительстве ищут альтернативные пути. Вариантов на сегодня два. Первый — добраться до российского черноморского побережья, а далее на пароме через Керченский пролив уже в Крым. На настоящий момент готовится даже введение некоего единого проездного документа для поездки по железной дороге и на пароме. Стоимость «проездного» ориентировочно составит 6 тыс. рублей туда-обратно. Пока, впрочем, его купить еще нельзя.

Второй вариант — это самолет. Сейчас авиакомпании уже начали снижать цены, а правительство обещает перевозчикам субсидии. «Аэрофлот» объявил о расширении летной программы в направлении Симферополя до 77 рейсов в неделю и снижении тарифа до 7,5 тыс. рублей за билеты туда-обратно. Правда, по словам представителя «Аэрофлота», по такому тарифу продается 30% мест в самолете, еще 20% мест — по тарифу 8,5 и 9,5 тыс. рублей (билеты для детской спортшколы обошлись в 8,65 тыс. рублей «с носа»), а максимальная цена билетов составляет 13,5 тыс. рублей. Кроме того, чиновники и перевозчики расширят географию полетов в Крым до 16 российских городов. В Росавиации «Профилю» сообщили, что постановление по Крыму будет вскоре подписано и к началу летнего сезона компании начнут получать субсидии. В 2014 году государство планирует выделить для этого 680 млн рублей.

Олег Пантелеев, главный редактор Aviaport.ru, считает, что потенциально аэропорт Симферополя может обслуживать прогнозируемый поток, даже если это будет 3 млн пассажиров в год. Однако пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина полагает, что даже взрывной рост авиасообщения, скорее всего, не сможет компенсировать проблемы с поездками по железной дороге и автотранспортом. «Давайте смотреть правде в глаза: даже если поставить задачу перевести железнодорожный и автобусный потоки на самолеты, то в сезон нужно делать 200 рейсов в день, исходя из данных, что в прошлом сезоне в сутки в Крым прибывало 30—35 тыс. человек. Но пустить в Симферополь двести рейсов в день нереально, и даже сто рейсов нереально. Каким образом люди будут добираться до Крыма — непонятно», — разъясняет эксперт.

Деньги и политика

«Не надо забывать о переходе всей банковской системы на рубли. Это тоже фактор неопределенности: никто не знает, что и сколько будет стоить в рублях, от этого элементарно страдает планирование», — отмечает Ирина Тюрина.

Отыграть «сезон 2014» так же удачно, как предыдущий, Крыму помешает и «украинский фактор». Как уже отмечалось, по данным Министерства курортов и туризма Крыма, 65% отдыхающих — это граждане Украины. Смогут ли они беспрепятственно пересекать появившуюся границу? Не будут ли их и турфирмы преследовать за поездки в Крым собственные власти (в Верховной раде уже звучали подобные предложения)? Да и захотят ли они сами ехать отдыхать на «оккупированную» территорию? Пока ответов на эти вопросы нет, но, скорее всего, число курортников-украинцев снизится. «Газпром», «Росатом» и другие компании с госучастием заявили о том, что отправят своих сотрудников и их детей отдыхать на полуостров. В некоторых федеральных ведомствах и в региональных органах госвласти также формируются «крымские десанты». Но вряд ли этого будет достаточно, чтобы компенсировать уменьшение числа украинских туристов.

«Учитывая все эти негативные факторы, в этом году Крым однозначно просядет как минимум на 30%, а то и на 50% в продажах. Даже если в ближайшее время информационный фон будет стабильным, в этом году турпоток в полной мере точно не восстановить, поскольку время потеряно и продаж нет. Последние дни спрос на Крым слегка оживился, но это капля в море — от одного до десяти бронирований в день, т.е. фактически ничего. Кроме того, были аннулированы практически все туры на май и апрель, купленные по акциям раннего бронирования», — резюмирует Ирина Тюрина.

Илья Уманский, вице-президент Ассоциации туроператоров России, согласен, что не стоит ожидать, что турпоток в Крым удастся сохранить на уровне прошлого года. «Туристический спрос только начал восстанавливаться. Еще месяц назад вообще никто не покупал путевки в Крым, а сейчас направление продается в 3—4 раза хуже, чем в этот же период прошлого года. Мы ожидаем, что к середине мая спрос восстановится до уровня прошлого года, но по итогам этого года определенно будет сокращение. В лучшем случае (если все принимаемые меры будут оптимально реализованы) сокращение потока будет небольшим. По моим ощущениям, Крым потеряет около 30% туристов», — считает Илья Уманский.

Но есть и оптимисты. Гендиректор Aviasales.ru Максим Крайнов полагает, что не стоит «хоронить» сезон раньше времени, ориентируясь на предварительные продажи. «Предварительные продажи — это вообще несвойственный российским путешественникам жанр, 50% билетов продается за неделю до вылета. Пока можно сказать, что, стабилизировав информационный фон, Крым наверняка не провалит сезон», — уверен он.

Как зарабатывал и что предлагал Крым раньше

По данным Российского союза туриндустрии, 2 млн российских туристов в год едут туда организованно в гостиницы и санатории, еще не меньше 1 млн живут в Крыму в частном секторе и даже в палатках. Это почти в полтора раза больше, чем турпоток в любимый нашими соотечественниками Египет.

Курортный бизнес — важнейшая отрасль местного хозяйства. По данным Министерства курортов и туризма, в 2013 году полуостров посетили 6 млн гостей, из них 65,6% — граждане Украины, 26% — россияне, 4% — белорусы.
 
Как оценить «в деньгах» доходы туриндустрии Крыма? Министерство курортов и туризма подсчитало, что каждый турист тратит на отдых в Крыму в среднем около $60 в день. При средней продолжительности отдыха в 10 дней 6 млн курортников приносят полуострову порядка $3—4 млрд за сезон. Эти деньги — основной источник дохода для местного бизнеса, поскольку крупной промышленности в Крыму нет.

Общее число мест размещения в Крыму составляет, по официальным данным, 820 единиц — 460 санаториев и 360 гостиниц.

Количество же мелких частных гостиниц в Крыму никому не известно. По данным Министерства курортов и туризма Краснодарского края, в одном лишь Сочи работает около 400 мини-отелей. «Звездность» отелей в Крыму условная, масштабных работ по классификации там пока не проводилось.

Что предлагает сегодня Крым своим гостям? Самый «бюджетный» отдых, который можно себе представить. Если расположить доступные россиянам курортные направления по стоимости, то Крым окажется самым дешевым, а далее будут идти курорты Краснодарского края, затем Египет и Турция. В среднем тур в Ялту с проживанием в гостинице 3—4* на две недели сегодня обойдется от 25—30 тыс. рублей на одного человека с авиаперелетом. На курортах Краснодарского края такой «набор» будет стоить от 30 тыс. рублей (если повезет) и выше.

Если сравнивать путевки в самый доступный из зарубежных направлений Египет, то туда тоже можно слетать за 20 тыс. рублей (4* и даже all inclusive), но, правда, только на неделю. Детский отдых в самом бюджетном варианте в Крыму (размещение в общих комнатах, душ и туалет на улице) стоит около 12 тыс. с питанием на две недели (без дороги). Сходные условия в районе Геленджика обойдутся примерно в 16 тыс. А в частном секторе средняя цена за вполне приличное размещение (комфортный коттедж или квартира с ремонтом) варьируется в районе 800—1500 рублей с человека в сутки. Сравнимые условия в районе Большого Сочи в разгар сезона обойдутся в 2—2,5 тыс. рублей в сутки (за всю квартиру).

Привлекательности Крыму, помимо ценника, добавляют мягкий субтропический климат средиземноморского типа (схожий с тем же российским югом), чистое море и тот факт, что там, как и в России, нет языкового барьера и лететь недолго. Кстати, 10 пляжей полуострова получили сертификаты «Голубой флаг» от международных экологов, то есть по чистоте они не отличаются от турецких.

Минусы у курорта тоже, впрочем, есть. Как ни крути, сервис в Крыму скорее российский, чем египетский, да и подавляющее большинство санаториев и гостиниц — это отремонтированное советское наследие. Есть и фактор ярко выраженной сезонности (хотя это актуально для большинства популярных направлений, кроме Египта, ОАЭ и Таиланда). Весной в Крым едут любители горного туризма и трекинга (таких 20% от всего потока в год), а летом подтягиваются самые массовые туристы-пляжники (55% от отдыхающих), еще 25% — по сути, «всесезонники», приезжающие в Крым подлечиться в санаториях. По статистике, на летний период приходится пиковая турнагрузка, когда в Крым приезжают 4 млн из 6 млн человек.

Альтернатива Крыму

Куда перераспределятся туристические потоки в случае «недогрузки» Крыма? Ответ очевиден: на курорты Краснодарского края и Абхазии. Юлия Высоканова констатирует существенный рост интереса и продаж туров на курорты «нашего юга». «Проблемы Крыма по нашему бизнесу не ударили, так как клиенты просто переориентируются на другой продукт, выбирая Краснодарский край, Абхазию», — говорит она.

Один из крупнейших операторов выездного туризма Coral Travel объявил на прошлой неделе о том, что впервые начинает продавать путевки на курорты Краснодарского края. «Рост курса валют отрицательно повлиял на продажи зарубежных путевок, и сейчас Россия получила уникальный шанс для туристического развития, — отмечает генеральный директор Coral Travel Джошкун Юрт. — В Краснодарском крае после Олимпиады появилось порядка 30 тыс. новых мест в гостиницах. А девальвация рубля только подстегнет спрос. Такая ситуация даст толчок для развития всего внутреннего туризма в стране».

Краснодарский край будет расти на 5—10%, полагает Илья Уманский, добавляя, что это обычная картина для данного направления. «А вот спрос на Сочи в этом году может подскочить на 30%», — прогнозирует он, поясняя: бум связан с тем, что там «под Олимпиаду» фактически построен новый курорт. Министерство курортов и туризма Краснодарского края рассчитывает перекрыть рекордный показатель 2009 года в 12 млн туристов. Как будут складываться события, покажет лето.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK