Иногда для реализации импортозамещения не нужно указов президента или постановлений правительства. Рынок подсказывает решения сам. Так случилось с рынком смазочных материалов. Российские потребители постепенно отказываются от импортных моторных масел, подорожавших из-за валютных колебаний, все чаще отдавая предпочтение отечественным аналогам. Согласно отчету компании «Газпромнефть» по международным стандартам финотчетности (МСФО), предприятие продало в 2015 году масел на 21,1% больше, чем в 2014 году. Объем продаж составил 230 тысяч тонн. В компании это называют прямым следствием замещения импортных масел на внутреннем рынке.
Всего компания «Газпромнефть – смазочные материалы» (оператор бизнеса масел «Газпромнефти», созданный в ноябре 2007 года) располагает пятью производственными площадками, которые в прошлом году реализовали 528 тысяч тонн масла. Три предприятия располагаются в России (в Омске, Ярославле и во Фрязино Московской области), и по одному – в Италии (Бари) и Сербии (Нови Саде). Основной площадкой компании является Омский завод смазочных материалов.
Завод фактически пришлось построить заново, поскольку старые мощности, расположенные на территории Омского НПЗ, не удовлетворяли запросу на производство высокотехнологичной продукции. Новый комплекс запускался в два этапа. На первом этапе, который был завершен в 2012 году, начали работу объекты первой очереди по производству тары и фасовки, а также склад сырья и готовой продукции, современный резервуарный парк. Вторая очередь комплекса по смешению, затариванию и фасовке моторных масел была введена в эксплуатацию в 2014 году. Инвестиции в создание нового комплекса составили около 3,4 млрд рублей.
В настоящее время Омский завод является одним из самых современных предприятий в России и СНГ. Его мощности позволяют производить около 300 тысяч тонн смазочных материалов в год. Выпускаемый ассортимент включает в себя широкий перечень автомобильных, индустриальных и судовых масел, смазок и технических жидкостей – всего более 350 наименований. Новые технологии уменьшили среднее время приготовления одной партии продукции до 4 часов. Завод способен одновременно хранить и отгружать 10 тысяч тонн упакованных масел.
Предприятие сертифицировано по международным стандартам ISO: результативного менеджмента контроля качества (ISO 9001), экологического менеджмента (ISO 14001), менеджмента охраны труда и безопасности на производстве (OHSAS 18001), менеджмента качества для производителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности (ISO 16949).
После 2020 года завод планирует наладить выпуск базовых масел 3‑й группы, которые используются в производстве высокотехнологичной продукции. На разработку предусмотрены инвестиции в размере 12 млрд рублей. До этого, в 2017 году, предполагается запустить производство масел этой группы на другом производственном активе – «Ярославнефтеоргсинтезе» (ЯНОС).
В настоящее время Омский завод загружен на 100%, предприятие работает в четыре смены, что является прямым следствием реализации программы импортозамещения.
По экспертным оценкам, замена импортных смазочных материалов на продукцию отечественного производства позволила различным регионам нашей страны сэкономить около 15–20% средств региональных бюджетов. Переход на российские продукты помогает им стать независимыми от импорта, валютных колебаний и не потерять в качестве. «Газпромнефть» уже заключила контракты с правительствами шести регионов – Ставропольского края, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Оренбургской, Магаданской областей и Санкт-Петербурга. Около 17 тысяч тонн было отгружено в 2015 году во исполнение соглашений с региональными правительствами.
Как правило, импортозамещение подразумевает переход на масла и технические жидкости отечественного производства на государственных и муниципальных предприятиях в сельском хозяйстве, лесодобывающей отрасли, на автотранспортных предприятиях, ЖКХ и предприятиях горнодобывающей отрасли.
В Оренбургской области, первой подписавшей соглашение в рамках программы импортозамещения, доля продукции «Газпромнефти» в 2015 году увеличилась в 2,5 раза и составила 890 тонн. Доля импорта снизилась на 16%. Ожидается, что в 2016 году его доля сократится еще на 15–20%. В числе клиентов такие предприятия, как горнодобывающее «Ормет», нефтедобывающее объединение «Оренбургнефть», пассажирский перевозчик МУП «Орскгортранс», и другие – всего 74 компании. В Магаданской области доля импорта сократилась в 4 раза, с 93% до 26%, в Санкт-Петербурге – на 22%, в ХМАО – на 9%, в ЯНАО – на 22%, а в Ставропольском крае – на 11%.