10 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Долететь до мечты

Первая неделя открытия организованного туризма в Турцию показала, что ожидания россиян и туроператоров, возлагаемые на некогда популярное курортное направление, были завышенными. Потенциальные туристы надеялись на бюджетный и качественный отдых, но туркомпании не смогли порадовать их достойными дешевыми предложениями.

Хотя, по словам опрошенных «Профилем» экспертов, туроператоры продемонстрировали феноменальную скорость и гибкость. Уже на следующий день после снятия запрета на Турцию турфирмы смогли сформировать и опубликовать первые предложения. Однако ожидаемого взрыва продаж не последовало.

Проблемные чартеры

Интерес, продемонстрированный к отдыху на турецком побережье, действительно оказался высоким. «Количество звонков в турфирмы и запросов в интернете огромное, но бронирования и продаж гораздо меньше», – констатировал президент ассоциации «Альянс туристических агентств» Андрей Гаврилов. С ним согласен вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин: пока на сто запросов только около 10–15 проданных туров. «Ожидания от этого направления были завышены. Казалось, что оно откроется – и реки туристов «потекут» в Турцию. Пока это даже не ручейки», – сказал он.

«Ассоциация туроператоров России» (АТОР) со ссылкой на данные онлайн-агентства Aviakassa сообщает о росте запросов на рейсы в Анталью в два раза – с 5–13 тысяч в день в конце июня до почти 30 тысяч уже 1 июля. Но в последующие дни интерес снова поубавился. «Спроса как такового нет,  – объясняет главный редактор туристического портала «Турдом.ру» Дмитрий Даниленко. – Потому что бронировать туры можно только на регулярные рейсы, а это дорого. Организовать чартерные перелеты у туроператоров пока возможности нет». По его словам, сегодня все зависит от того, когда Росавиация снимет запрет на чартерные рейсы, в этом случае «туроператоры смогут достаточно быстро ответить». Но когда это произойдет – «никто не знает».

Снизить стоимость путевок на 20–30% сможет появление чартерных рейсов в Турцию, в один голос говорят эксперты. Сегодня, по словам Гаврилова, цены на уровне прошлого года – примерно 30–50 тысяч рублей на человека, в зависимости от категории отеля, но «турецкая сторона обещает, что, когда ситуация с чартерами выровняется, стоимость будет дешевле, чем в 2015-м».

Однако Барзыкин уверен, что «раньше конца июля–августа ничего не изменится», потому что даже после снятия запрета на чартерные программы «найти свободные борта в высокий сезон будет непросто».

Пока же наблюдается рост цен на авиабилеты регулярных рейсов. По данным Aviakassa, направление Москва – Анталья подорожало на 75,6%. Если в конце июня Pegasus Airlines продавал билеты в Анталью за 7,5 тысячи рублей в одну сторону, то на 1 августа они подорожали на 30,7% – 9,8 тысячи рублей. Рост цен у Azerbaijan Airlines составил 264% на рейс с пересадкой (около 13 тысяч на 1 августа). Прямые рейсы еще дороже – у «Аэрофлота» 21 тысяча рублей. Стоимость билетов из Москвы в Стамбул повысилась более чем на 39%.

Не конкуренты

Возобновление турпотоков в Турцию практически никак не повлияет на внутренний туризм, убеждены эксперты. «Внутрироссийский турист – другой потребитель. Это тот, у кого нет загранпаспорта, кто просто не хочет ехать в Турцию или же соблюдает меры предосторожности. В настоящее время открытие Турции вряд ли как-то повлияет, но к осени – возможно. Хотя и повлиять может по-разному: может как и уменьшить поток на внутреннем рынке, так и увеличить его, если люди поймут, что текущие цены для них неприемлемы», – рассуждает Барзыкин.

С ним согласен и Гаврилов: «Этот сезон, если говорить о пляжном отдыхе, уже пробронирован и выкуплен на внутреннем рынке. Остаются лишь те, кто еще не покупал сентябрьские и октябрьские путевки. Но вряд ли кто-то будет отказываться от туров в Крым или Краснодарский край и сдавать их за неделю до вылета с учетом последующих штрафов».

Даниленко тоже уверен, что Турция не способна отобрать клиентов у Крыма или Краснодарского края. «Какой-то спрос есть в Москве, потому что в столице есть регулярные рейсы в Анталью, в других городах и этого нет. До тех пор, пока не отменят чартерные ограничения, о серьезном спросе говорить нельзя. К тому же сейчас уже второй месяц лета, и с учетом глубины продаж сезон уже состоялся. Под конец поток будет небольшой», – поясняет он. Кроме того, по количеству туристов это просто несопоставимые объемы. «Средние показатели по Крыму – около 5 млн туристов, в Краснодарском крае – около 15 млн. Итого около 20 млн туристов ежегодно. Турция в лучшие годы насчитывала 3,5–4 млн. Открытие Турции может сказаться только на организованном турпотоке. Если появится более дешевый продукт, который будет более конкурентоспособным по соотношению цены и качества. Но на популярность отечественных курортов это никак не повлияет, – убежден Даниленко. – Абсолютное большинство туристов как отдыхали в России, так и будут отдыхать, просто потому что у половины нет загранпаспортов, они никуда не могут поехать либо им не рекомендовано туда выезжать. В основном это самостоятельный турпоток, люди едут на машинах, самостоятельно бронируют билеты и номера».

Родные просторы

Закрытие Турции и Египта, безусловно, благоприятным образом сказалось на внутреннем туризме. Но основной фактор все-таки экономический – удорожание валюты сделало непривлекательными зарубежные поездки в принципе. Хотя другие заграничные направления тоже смогли выиграть на политическом конфликте России и Турции. «Внутренние перевозки сейчас в 1,5–2 раза дешевле, как ни сравнивай. Большая часть туристического потока здесь, – рассказал Барзыкин. – Активно сработали Греция, Кипр – продажи увеличились на 40%, Испания (плюс 2%), Италия тоже неплохо брала мультивизами и спецпредложениями. Из Юго-Восточной Азии можно отметить Вьетнам. А в целом выездной туризм все равно снизился более чем на 20%».

Пока о результатах внутреннего сезона говорить рано, отмечают эксперты. По прогнозам, рост в Крыму составит около 20%. Аналогичные темпы демонстрирует и Краснодарский край.

«В прошлом году Краснодарский край отчитывался о размещении 13 млн человек, Крым говорит, что примет в этом году 7 млн, – сказал Гаврилов. – Сервис у нас хотя и очень медленно, но все-таки постепенно улучшается. Что касается цен, то отсутствие Турции в начале сезона некоторые отельеры использовали для их поднятия. Поэтому определенное удорожание на российском юге отмечается. Возвращение Турции, возможно, вернет конкуренцию. Хотя в этом сезоне вряд ли на что-то повлияет. Зато в следующем даст повод нашим курортам подумать о соотношении цены и качества».

Барзыкин тоже выразил уверенность, что российские отельеры увеличат количество акций, предложений и бонусов.

«В среднем повышение цен в этом году было на уровне инфляции. Рост по Краснодарскому краю – порядка 11%. В частности, в Сочи – 9%, в Анапе – 14%. Крым чуть выше, – отметил эксперт. – В целом комплексный тур у оператора, куда входят и перевозка, и размещение, дает снижение на 20%. Потому что операторы приобретают заранее блоками и пакетами и на этом выигрывают. И число таких туров растет».

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK