9 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Дом, где живут данные

Цифровая составляющая бизнеса развивается в геометрической прогрессии, поэтому услуги дата-центров в России очень востребованы. И хотя экономический кризис оказал влияние на рынок ЦОД (его темпы роста в рублях снизились более чем на 40%), коммерческие дата-центры – один из самых динамично развивающихся сегментов российского ИТ-рынка.

Что такое ЦОД?

Когда далекий от технологий человек слышит словосочетание «центр обработки данных», он, скорее всего, представит полупустое, уставленное серверами помещение, где хранит свои данные какая-то абстрактная крупная интернет-компания – хоть Google, хоть «Яндекс».

На самом деле все чуть сложнее. Центр обработки данных (ЦОД) или дата-центр – это комплекс, который и обеспечивает надежную работу веб-сервисов, и отвечает за защищенность информации, и делает хранение и обработку данных более эффективными. Вместе с тем оптимизируются и затраты на обслуживающий персонал и помещения: в коммерческом ЦОД все идет в комплекте. А услуги дата-центров востребованы как крупными компаниями, так и стартапами.

В России, как и во всем мире, получили распространение три бизнес-модели коммерческого дата-центра, объясняет директор ЦОД «ТрастИнфо» (ГК «Ай-Теко») Михаил Луковников. Первая – получение дохода за счет предоставления в аренду места под размещение серверов клиентов (услуги colocation) и серверного оборудования (dedicated, hosting). С ростом популярности облачных сервисов получила развитие вторая модель – мультисервисный дата-центр, где в аренду предлагаются не только оборудование и место для его размещения, но и виртуальные мощности (услуги SaaS, IaaS, PaaS). Третья модель – самая молодая: ЦОД, специализирующийся только на облачных сервисах.

«На облачные услуги очень небольшой спрос – это требует высокого доверия к поставщику, отсутствия собственной инфраструктуры у клиента и готовности существенно переплачивать за маркетинг и сервис», – отмечает директор хостинговой компании Hostkey Петр Чаянов. В то же время на традиционные услуги в виде аренды стоек и машзалов спрос стабильный и растет по мере развития бизнеса и автоматизации клиентов. «С облачной средой все сложно, так как перегретая зарплата разработчиков‑программистов и админов делает сколь-нибудь крупные проекты нерентабельным занятием – огромные постоянные операционные затраты и громадные налоги на фонд оплаты труда на фоне изменчивого спроса делают такие компании нестабильными и убыточными», – объяснил Чаянов «Профилю».

Влияние кризиса

Цифровая трансформация бизнесов еще не окончена, а значит, и услуги дата-центров продолжают быть все более востребованными. Но экономический кризис и последовавшее за ним резкое падение рубля и ВВП сказались и на этом рынке: по данным аналитической компании iKS-Consulting, темпы роста российского рынка ЦОД в рублях снизились более чем на 40% и составили 16% (за 2014‑й рынок вырос на 28%), а в долларовом выражении падение ускорилось с 14% в 2014 году до 18% по итогам 2015‑го.

В 2015 году доходы поставщиков коммерческих дата-центров в России составили 13,9 млрд рублей, а в 2014-м объем рынка составлял 11,9 млрд.

С учетом общей динамики развития российской экономики отрасль коммерческих дата-центров показывает неплохие результаты, демонстрируя сегодня прирост в районе 10–12%. Однако буквально три-четыре года назад эти цифры были по крайней мере в 2–2,5 раза выше, констатирует исполнительный директор Stack Group Евгений Горохов.

По подсчетам iKS, к концу 2015 года в России работали 93 поставщика услуг собственных дата-центров и 196 введенных в эксплуатацию площадок.

Фото: Shutterstock

«Рынок ЦОД продолжает развитие, но, в отличие от предыдущих лет, операторы ЦОД предпочитают работать с уже существующими площадями, насыщая их, и прибегают к строительству новых залов лишь по исчерпании площадей», – говорит старший аналитик компании IDC по корпоративным системам Михаил Попов. «Стоимость строительства объектов недвижимости достаточно высока, существующие объекты еще заполнены не полностью», – объясняет он. Ряд коммерческих ЦОД консолидировались или перешли в другие секторы, а количество региональных дата-центров даже немного сократилось.

Доступность места в некоторых случаях увеличилась из-за снижения потребления услуг и сокращения некоторых отраслей (интернет-магазинов, к примеру, стало меньше), отмечает эксперт. Действительно, по данным IDC, в 2015 году количество стоек в российских коммерческих дата-центрах снизилось до 27 тысяч, при этом общее число стоек снижалось медленнее, чем количество занятых стоек, стимулируя рост избытка предложения. «Высвобождение мощностей ЦОД, ценовая война и изменения в законодательстве позволили привлечь новых клиентов, что несколько компенсировало снижение процента утилизации стоек», – отмечается в исследовании.

В первом полугодии 2016 года рынок центров обработки данных рос в основном за счет повышенного спроса на эти услуги в регионах РФ, в Москве же он снизил темп роста по сравнению с 2012–2014 гг., рассказала директор департамента по работе с операторами связи компании МГТС Екатерина Никишкина. Она объясняет эту тенденцию тем, что московский рынок дата-центров уже сформировался: «За прошедшие годы было проинвестировано достаточно много средств различными игроками в эту отрасль, что привело к переизбытку предложения. Мы отмечали факты демпинга в конце 2015–2016 гг. на этом рынке», – рассуждает она.

Плюсы…

Тем не менее многие участники рынка все же настроены оптимистично. «Нынешняя динамика рынка ЦОД в России не может не радовать: повысился спрос на услуги ЦОД (в том числе и на облачные сервисы) со стороны представителей крупного и среднего бизнеса», – рассказал «Профилю» директор департамента развития сетей и платформ «Акадо Телеком» Илья Астахов. Во‑первых, на это повлияли нормы закона «О персональных данных», обязывающие иностранные компании хранить данные о своих российских клиентах на территории нашей страны, считает он. Действительно, закон способствовал росту бизнеса коммерческих дата-центров еще до официального вступления в силу: многие западные компании вынуждены были заранее озаботиться размещением оборудования в России.

«На мой взгляд, перспектива развития услуг ЦОД на ближайшие 5 лет – развитие приложений, постепенное снижение доли IaaS-услуг, замещение их SaaS-услугами. Полагаю, мы увидим постепенный переход на облачные решения все более крупных игроков, развитие рынка хранения данных, аналитических приложений», – прогнозирует президент группы компаний «Техносерв» Сергей Корнеев.

Заместитель руководителя департамента промышленной автоматизации и телекоммуникаций группы компаний ITPS Алексей Мезенцев относит к позитивным трендам рынка дата-центров живой интерес к технологиям интернета вещей, которые по своей сути являются потребителями вычислительных мощностей. Рост числа проектов на основе IoT обусловит повышение потребности рынка в площадках для обработки данных, ожидает он.

Евгений Горохов считает основным драйвером развития отрасли ЦОД на ближайшие годы «облако»: «В целом мы наблюдаем этот тренд последние 2–3 года, и наши аналитики считают, что он будет только усиливаться».

На рынок ЦОД, вероятно, повлияет и вызвавший большой резонанс и бурные обсуждения пакет «законов Яровой», обязывающих операторов хранить телефонные разговоры и переписку россиян. Но так как до вступления в силу поправок, касающихся хранения и передачи персональных данных россиян мобильными операторами, остается еще два года, рынок пока не спешит на них реагировать. «За это время правительство может внести в закон коррективы, связанные с порядком, сроками и объемами требуемой к хранению информации», – резонно замечает Станислав Терешкин.

По «законам Яровой» производители находятся «на низком старте», ожидая конкретных требований к хранению и обработке информации, говорит Всеволод Воробьев: «Конечно, в результате уточнения этого закона может потребоваться огромное количество площадей дата-центров, что, разумеется, значительно всколыхнет весь рынок ЦОД». Подобные проблемы для рынка не новы: так, в результате введения санкций компаниям уже пришлось отказаться работать с некоторыми американскими и европейскими вендорами по определенным заказчикам. Но даже в этом участники рынка смогли найти плюсы. «Мы, например, оперативно решили этот вопрос, переключившись на азиатских и отечественных производителей. К тому же новые вендоры зачастую предлагают привлекательные финансовые условия», – рассказывает Воробьев.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK