9 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Дон Педро и его женщины

В 2017-м Каннский кинофестиваль отмечает свой 70-й юбилей. Почетную должность председателя жюри отдали испанскому режиссеру-мэтру Педро Альмодовару. О первых днях самого значительного киносмотра в мире и об основной конкурсной программе – в материале «Профиля».

Первые фильмы и первые скандалы

Каннский фестиваль 2017 года обещает быть небывалым: программа грандиозна и включает множество специальных событий, начиная от юбилейного вечера с выдающимися гостями из мира кино и заканчивая мастер-классами Клинта Иствуда и Альфонсо Куарона и вечерними концертами на пляже, совмещенными с кинопоказами.

Фильмом открытия стала мультижанровая история от француза Арно Деплешана «Призраки Исмаэля» с Шарлоттой Генсбур, Матье Амальриком, Марион Котийяр, Луи Гаррелем и Альбой Рорвахер. Вела церемонию открытия Моника Белуччи, больше всего поразившая всех поцелуем с французским комиком Алексом Лутцем после совместного танца под песню из картины Педро Альмодовара «Высокие каблуки». Самого «дона Педро», знатока женской души и главного режиссера современной Испании, зал, конечно, приветствовал стоя. В копилке Альмодовара – награды Каннского фестиваля за лучшую режиссуру («Все о моей матери»), лучший сценарий и лучшую женскую роль («Возвращение»). Свою «Золотую пальмовую ветвь» он пока так и не получил, но это не помешало ему стать главой жюри юбилейного фестиваля. Вокруг испанца, как и всегда, прекрасные женщины. Коллеги по жюри – актрисы Джессика Честейн, Фань Бинбин и Аньес Жауи, а также режиссер прошлогоднего каннского хита «Тони Эрдманн» Марен Аде. Не менее прекрасные мужчины-судьи – это актер Уилл Смит, каннские режиссеры-любимцы Чхан Ук Пак и Паоло Соррентино, композитор Габриэль Яред.

После ухода в 2014‑м с поста президента фестиваля Жиля Жакоба и появления на этой должности Пьера Лескюра судейские коллегии, состоящие из виднейших кинодеятелей современности, раз за разом разочаровывают критиков. Поэтому на мудрость Педро Альмодовара очень надеются. После пресс-конференции жюри кажется, что надежды все-таки должны оправдаться. Альмодовар с большим пониманием идеологии Канна заявил: «Каннский фестиваль – это место, где чествуют авторское кино, а это мой любимый тип кинематографа».

Впрочем, при этом режиссер довольно консервативен – такой вывод можно сделать из его заявления по поводу прогремевшего перед открытием скандала. Французские кинотеатры выступили с требованием не включать в конкурсную программу смотра картины, которые не появятся на их экранах. То есть фильмы, снятые для стриминговых сервисов вроде Amazon, Netflix или Hulu (подробнее см. в статье «Всемирная ярмарка фильмов», стр. 52). Альмодовар не считает себя ретроградом, но при этом уверен, что экран, на котором показывают кино, не должен быть меньше стула, на котором зритель сидит во время просмотра. Онлайн-сервисы, полагает он, обязаны подчиняться уже существующим правилам. Шутник Уилл Смит посерьезнел и поспорил со своим коллегой. В отличие от него, Смит уверен, что одно не исключает другое: Netflix не вытесняет фильмы из кинотеатров, а, напротив, позволяет увидеть картины, которые почти нигде больше не посмотришь. По словам Уилла Смита, трое его детей два раза в неделю ходят в кино и в то же время обожают Netflix. Каннский фестиваль же занял сторону французских прокатчиков: со следующего года ленты, не имеющие кинотеатрального проката во Франции, не будут допущены до конкурса.

На момент сдачи номера жюри успело посмотреть три конкурсных фильма. Американский «Мир, полный чудес» автора «Кэрол» Тодда Хейнса критикам понравился (вердикт жюри узнаем 28 мая). Изысканный стилист Хейнс на сей раз экранизировал детскую книгу Брайана Селзника. В картине переплетаются две истории о детях. Действие одной из них происходит в 1920‑х, действие другой – в 1970‑х.

Картину же «Луна Юпитера» венгра Корнеля Мундруцо, автора изумительной антиутопии о бунте собак «Белый бог», здесь «забукали». Одну из двух главных ролей, кстати, сыграл грузинский актер Мераб Нинидзе, известный по лентам Алексея Германа-младшего. Сюжет весьма необычен. В сирийского юношу стреляют при попытке пересечь границу Венгрии. После этого молодой человек вдруг обретает способность летать (кадры его полетов в прямом и переносном смысле головокружительные). Героя вызволяет из лагеря для беженцев циничный доктор Стерн, решающий получать за его счет прибыль. Приведет все это к переоценке ценностей и обретению веры в чудо и высшие силы. Вероятно, такой посыл показался журналистам слишком высокопарным.

Первый же показ главной для России конкурсной ленты – «Нелюбовь» Андрея Звягинцева – состоялся в вечер открытия фестиваля, когда в соседнем зале царили блеск и гламур. Сценарий ленты написал постоянный соавтор режиссера Олег Негин, оператором вновь выступил Михаил Кричман, а продюсерами стали Александр Роднянский, Сергей Мелькумов и Глеб Фетисов. В фильм не вложено ни копейки государственных денег: это копродукция шести компаний, представляющих восемь стран. Женя (Марьяна Спивак) и Борис (Алексей Розин) разводятся: оба нашли новую любовь. Вернее сказать, просто любовь, ведь Женя уверена, что никогда не испытывала этого чувства ни к мужу, ни к ребенку. Родители подумывают сдать сына в интернат, чтобы он не мешал никому из них устраивать личное счастье. Подслушав этот разговор, двенадцатилетний Алеша уходит из дома и пропадает. Его мать обращается в поисково‑спасательный отряд, похожий на «Лизу Алерт». Волонтеры вместе с родителями, которые даже в этот момент не могут перестать ругаться, ищут Алешу сутками напролет.

«Нелюбовь» – это, с одной стороны, вроде бы частная история распада отдельно взятой семьи. С другой стороны – полный саспенса триллер с крепкими выражениями (которые не попадут в прокатную версию) и смелыми натуралистичными эротическими сценами (есть даже эпизод секса с «глубоко» беременной героиней). С третьей, как ни крути, это картина о российском обществе, где радио и ТВ забиты пропагандой, где смотрят передачу Дмитрия Киселева и «Дом 2». Где, впрочем, как и везде в мире, соцсетями интересуются больше, чем близкими людьми. Эта действительность так крепко связана с нашей повседневной жизнью, что, кажется, потеряны все источники любви, сочувствия, общности. Конечно, не все так мрачно, ведь нашел же Звягинцев положительных героев – волонтеров, бесплатно спасающих чужие жизни. Да и главным героям, в которых с течением фильма все же открываются новые грани, начинаешь сопереживать.

Звягинцев еще ни разу не уезжал из Канна без приза. Будем надеяться, что на этот раз им окажется «Золотая пальмовая ветвь». Не быть же вечно фильму Михаила Калатозова «Летят журавли», получившему главный приз Каннского фестиваля почти 60 лет назад, в 1958 году, единственным российским обладателем этой престижнейшей из кинонаград!

В любом случае, с «ветвью» или без, «Нелюбовь» должна выйти в российский прокат 1 июня.

Русскоязычные фильмы

Фото: Graniet Film BV

Помимо фильма Звягинцева в конкурсе участвует новая лента Сергея Лозницы «Кроткая» по мотивам повести Достоевского. Хотя формально она не российская: Россия является одной из стран, которые участвовали в производстве, наряду с Францией, Германией, Нидерландами и Литвой. Снята «Кроткая» на русском, однако родившегося в Белоруссии, учившегося во ВГИКе и эмигрировавшего в Германию Сергея Лозницу называют украинским режиссером. Больше всего он известен как документалист, но именно его игровые картины («Счастье мое», «В тумане», а теперь и «Кроткая») попадают в основной каннский конкурс. Сюжет о браке несчастной сиротки и постоянно рефлексирующего ростовщика, судя по официальному синопсису, значительно переделан. Главная героиня в исполнении актрисы «Коляда-театра» Василины Маковцевой отправляется к мужу в тюрьму в российской глубинке.

Во вторую по важности программу «Особый взгляд» отобрана дебютная полнометражная работа ученика Александра Сокурова Кантемира Балагова. Действие его «Тесноты» разворачивается в 1998 году в Нальчике. После помолвки молодой еврейской пары их похищают, требуя выкуп. Родственники, в том числе старшая, двадцатичетырехлетняя сестра украденного Давида Илана, ищут любые способы найти деньги.

США

Фото: UPI

В этом году в основном конкурсе представлено большое количество фильмов американских независимых режиссеров. Среди них «Роковое искушение» (The Beguiled) от автора «Девственниц-самоубийц» и «Трудностей перевода» Софии Копполы. Для нее это уже третье участие в смотре. Коппола, режиссер фильмов, отличающихся тонкостью и интонационной легкостью, взялась за ремейк эротического триллера, временами довольно шокирующего, – «Обманутого» Дона Сигела 1971 года. По сюжету, взятому из романа Томаса Куллинана, во время Гражданской войны в США раненого солдата армии северян спасает девочка-подросток из интерната. Дело происходит на враждебных для героя землях штата Миссисипи. Вскоре начнется другая война: обитательницы пансиона будут бороться за сердце главного героя. Вместо Клинта Иствуда из оригинальной ленты с искушением будет пытаться справиться Колин Фаррелл. Обитательниц школы изображают Николь Кидман, Кирстен Данст, Эль Фэннинг и Ангури Райс.

Впервые в Каннском фестивале будет участвовать Ной Баумбах, наибольшую известность которому принесла обаятельная черно-белая картина «Милая Фрэнсис» с Гретой Гервиг. Баумбах, подобно Вуди Аллену, обычно исследует неврозы и проблемы нью-йоркской творческой интеллигенции, которую никогда не идеализирует. Тем же, вероятно, будет заниматься и в «Историях семьи Майровиц» (The Meyerowitz Stories). В фильме заняты Бен Стиллер, Адам Сэндлер, Дастин Хоффман и Эмма Томпсон. Имя Баумбаха иногда связывают с жанром мамблкор – так в американском кино называют низкобюджетное кино, где мало действия и много разговоров, а персонажи чрезвычайно похожи на реальных людей, а не на выдуманных героев. Мамблкор близок и Бенни и Джошу Сафди – темным лошадкам основного конкурса. «Хорошее время» (Good Time) – четвертая полнометражная картина братьев и первая лента в их фильмографии с известными артистами (Роберт Паттинсон и Дженнифер Джейсон Ли). Герой Паттинсона будет стараться спасти брата из тюрьмы после неудачного ограбления банка.

Вне конкурса пройдет и официальная премьера третьего сезона «Твин Пикс», к которому Дэвид Линч вернулся спустя 25 лет. Впрочем, это тот уникальный случай, когда зрители по всему миру увидят первые серии раньше профессионалов на фестивале. Каннская премьера назначена только на 25 мая, в то время как уже 22 мая в онлайн-сервисе «Амедиатека» покажут первые четыре эпизода культового зрелища.

Франция

Фото: Русский репортаж

В конкурсе, как и всегда, несколько французских картин. Есть надежда, что на этот раз проходных среди них не будет. Один из самых важных французских режиссеров современности Франсуа Озон привезет эротический триллер «Двуличный любовник» (L’Amant Double) с Мариной Вакт и Жереми Ренье об опасной любовной связи психоаналитика и его пациентки. Возможно, в этом году он наконец завоюет какую-то из наград. Автор отмеченного пятью «Оскарами» черно-белого немого мюзикла «Артист» Мишель Хазанавичус снял ленту о любви между режиссером Жан-Люком Годаром и актрисой русского происхождения Анной Вяземски Le Redoutable (в нашем прокате – «Молодой Годар»). В роли Годара Хазанавичус занял Луи Гарреля, а в роли Вяземски – Стейси Мартин, сыгравшую юную главную героиню в «Нимфоманке» Ларса фон Триера. Впрочем, фильм будет сконцентрирован и на других важных эпизодах в жизни Годара: выпуске «Китаянки», событиях мая 1968 года и внутренних трансформациях центрального автора французской «новой волны». Мэтр Жак Дуайон в «Родене» рассказывает историю отношений великого скульптора и его возлюбленной и ученицы Камиллы Клодель. Роль Родена исполнил Венсан Линдон, два года назад признанный в Канне лучшим актером. Третья картина Робина Кампильо, «120 ударов в минуту» (120 battements par minute), посвящена активистам организации Act Up-Paris, которые в начале 1990‑х борются с равнодушием, окружающим ситуацию с эпидемией СПИДа.

Другие страны Европы

Одна из главных интриг фестиваля связана с тем, станет ли австриец Михаэль Ханеке первым в истории трехкратным обладателем «Золотой пальмовой ветви». Ее уже удостоились его «Белая лента» и «Любовь». Мизантроп и исследователь жестокости порадует своих многочисленных поклонников‑киноманов работой с наверняка обманчиво‑оптимистичным названием «Хеппи-энд» (Happy End). Уже встречавшиеся на площадке с этим режиссером Изабель Юппер и легендарный Жан-Луи Трентиньян составят компанию Матье Кассовицу и Тоби Джонсу. Среди анонсированных тем картины – жизнь буржуазного семейства и миграционный кризис.

Лидер греческой новой волны Йоргос Лантимос (отмеченные каннскими призами «Клык» и «Лобстер») наверняка вновь будет шокировать зрителей странным юмором и внезапной киножестокостью. В его «Убийстве священного оленя» (The Killing of a Sacred Deer), как и в «Роковом искушении» Копполы, главные роли исполнили Колин Фаррелл и Николь Кидман.

Швед Рубен Эстлунд, три года назад покоривший критиков и жюри «Особого взгляда» своей сатирой на буржуазное общество «Форс-мажор», теперь удостоился попадания в основной конкурс. В англоязычном дебюте «Квадрат» (The Square) с Элизабет Мосс и Домиником Уэстом речь идет об уличной инсталляции, в границах которой можно делать все, что заблагорассудится.

Покажут и новую работу британки Линн Рэмси («Кое-что о Кевине») под названием «Ты никогда здесь не был» (You Were Never Really Here). Хоакин Феникс снова примерил на себя образ мрачного мужчины в кризисе. Он изображает ветерана войны, пытающегося спасти девочку из сексуального рабства.

Немецкий режиссер турецкого происхождения Фатих Акин поборется за призы с фильмом «Из ниоткуда» (Aus dem Nichts). Героиня Дианы Крюгер мстит за смерть мужа и сына в результате взрыва.

Азия

Каннская любимица, придерживающаяся пантеистической философии японка Наоми Кавасе в фильме «Сияние» (Hikari) живописует историю чувств между теряющим зрение фотографом и молодой девушкой, которая адаптирует кино для слабовидящих.

Обожаемого синефилами плодовитого корейского автора Хон Сан Су пригласили в Канн уже в восьмой раз, причем вне конкурса пройдет премьера еще одного его фильма, с Изабель Юппер («Камера Клэр»). Конкурсный же «На следующий день» (Geu hu) – это, как и почти всегда у этого режиссера, рассказ о любовных терзаниях творческих людей. На сей раз – работников издательства. В главной женской роли муза режиссера Ким Мин Хи из «Служанки» Чхан Ук Пака.

В основной конкурс внезапно попал и режиссер триллера-антиутопии «Сквозь снег» кореец Пон Чжун Хо со своей работой «Окча» (Okja). Десятилетняя девочка, живущая в горах, дружит с большим фантастическим зверем по имени Окча. Однажды некая транснациональная корпорация забирает у нее дорогого товарища. Девочка сделает все, чтобы вернуть его. Лента снята для онлайн-сервиса Netflix. Среди актеров картины Тильда Суинтон, Джейк Джилленхол, Пол Дано и Лили Коллинз.

 

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK