17 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Два способа реанимации бюджета

Правительство обещает выполнить социальные обязательства перед населением, включая исполнение майских указов, а также модернизировать образование, здравоохранение и инфраструктуру страны. Правда, из каких источников министры собираются добывать деньги, пока неясно. Никаких предпосылок для увеличения бюджетных доходов за счет экономического роста сегодня не видно. К тому же Россия лишилась возможности внешних займов на более-менее приемлемых условиях. При этом из регионов идут тревожные сигналы о том, что даже при нынешнем – относительно благополучном – положении социальные обязательства исполняются вкривь и вкось. Эксперты предполагают, что власти будут вынуждены латать бюджетные дыры за счет девальвации рубля, повышения налогов, а также средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Экономический рост более чем на 0,5% в 2014 году – это оптимистичный вариант прогноза для России, заметил на вчерашнем правительственном заседании премьер Дмитрий Медведев. Другими словами, такого роста вполне может и не быть. «Учитывая текущие сложности по итогам года, мы ожидаем рост экономики по базовому варианту где-нибудь в районе полупроцента. Но есть и более оптимистичные прогнозы, хотя они именно оптимистичные. В последующем рассчитываем на определенное увеличение темпов роста ВВП – до 2–3%, но это тоже будет зависеть от целого ряда факторов», – пояснил премьер.

Одновременно с этим Медведев сообщил, что правительство при формировании бюджета будет опираться на такой прогноз, который не только учтет макроэкономическую ситуацию, но и обеспечит безусловное выполнение социальных обязательств, модернизацию образования, здравоохранения, сферы ЖКХ и реализацию майских указов президента «даже в весьма непростых условиях».

Сегодня подобные обещания выглядят странно. Ведь еще недавно правительственные чиновники признавали, что для выполнения майских указов президента стране нужен уверенный экономический рост на уровне 4–5%, а то и выше. Замминистра экономического развития Андрей Клепач в конце прошлого года подсчитал, что для выполнения лишь социальной части указов, то есть увеличения зарплат бюджетников, рост должен достигать 4% в год. Если к этому добавить и другие параметры, тогда нужны 7% в год. Советник президента Сергей Глазьев ставил планку еще выше – рост на уровне 8% в год. Наконец, о необходимости хотя бы пятипроцентного роста ВВП говорил и сам премьер Дмитрий Медведев.

Показатели роста ВВП – это не абстракция. От того, каким именно будет экономический рост, зависит наполняемость бюджета, а значит, и возможности государства находить дополнительные средства на образование, здравоохранение, инфраструктуру. Одно дело – когда денег будет хватать лишь на предоставление того государственного минимума, от которого власти при всем своем желании не смогут отказаться, потому что иначе не избежать социального недовольства. Другое дело – если в бюджете будут дополнительные средства на развитие социальной сферы, внедрение современных технологий, переустройство больниц и школ, обновление инфраструктуры.

Экономический рост около нуля не дает надежд на появление таких дополнительных средств. Наоборот, власти скорее всего начнут экономить и снижать социальное бремя бюджета. Минэкономразвития ожидает, что в 2014 году российский бюджет будет сверстан с небольшим профицитом – 0,5% ВВП, в 2015–2016 годах уже ожидается дефицит бюджета на уровне 0,4–1% ВВП в зависимости от варианта прогноза, а в 2017-м дефицит увеличится до 0,8–1,8% ВВП.

И уже сейчас из регионов поступают сигналы о том, что в местных бюджетах денег нет даже на финансирование социальных обязательств, а значит, вряд ли там появятся средства для качественного скачка социальной сферы в будущем.К этому стоит добавить вынужденный отказ Минфина в 2014 году от внешних заимствований, которые раньше помогали властям сбалансировать бюджет. Россия ежегодно занимала около 7 млрд долл., в пересчете на сегодняшний курс – более 240 млрд руб. в год. Временный отказ от займов глава Минфина Антон Силуанов объяснил неблагоприятной конъюнктурой. Угроза санкций, снижение кредитных рейтингов страны и российских компаний приведут к удорожанию внешних займов. «Мы не будем задорого выходить на заимствования как на внешнем, так и на внутреннем рынке», – пояснил Силуанов.

Например, директор фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов вчера сообщил журналистам, что тарифы на оказание медицинской помощи в рамках территориальных программ госгарантий различаются в зависимости от регионов в разы. Причем различия наблюдаются даже между регионами со сходными социально-экономическими условиями. Гаврилов привел несколько примеров. Стоимость лечения сахарного диабета в Липецкой области оценивается местными властями в 19 тыс. руб., а в Калужской – в 42 тыс. руб. Стоимость госпитализации при инфаркте в Липецкой области оценивается в 81 тыс. руб., а в Костромской области – в 25,5 тыс. руб. «Получается, что инфарктнику в Костромской области помощь нужна в три раза меньше, чем в Липецкой», – замечает Гаврилов. Непонятно, как такая тарифная политика вообще возможна, ведь, например, наличие у граждан полиса ОМС гарантирует им равный доступ к медицинской помощи.

Несмотря на увеличение поступлений в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) в 2013 году, некоторые регионы снизили свои тарифы на лечение одного и того же заболевания. Так, лечение язвы желудка в Брянской области «подешевело» с 53,2 тыс. руб. до 13,3 тыс. руб. «Экономия» – почти 75%. «Видимо, произошел существенный прогресс в методах лечения, позволяющий так сэкономить на пациентах, – говорит Гаврилов. – Тарифная политика непрозрачна. Получается, что финансирование каждого случая лечения болезни не базируется на истинной потребности, а ведется по принципу «латания дыр», по факту наличия средств».

По мнению опрошенных экспертов, в сложившихся условиях главным инструментом пополнения бюджета для правительства станет девальвация рубля. Она даст возможность сыграть на курсовой разнице при расчете международных партнеров за российские поставки энергоресурсов. Другие источники – повышение налоговых сборов и разовые инъекции из ФНБ.

«Первый источник, на который рассчитывает правительство, – бонус от ослабления рубля. Клепач оценивал этот бонус в 800–900 млрд руб. Второй источник – повышение собираемости налогов, в том числе с прибыли, выводимой в офшоры, с имущества граждан и компаний. Конечно, не обойдется без распечатывания «кубышки» в виде суверенных фондов, но, надеюсь, она пойдет на финансирование инфраструктурных проектов как основы будущего экономического роста, а не будет проедена», – комментирует ситуацию аналитик компании «Градиент Альфа» Егор Двинянин.

«Из майских указов президента 2012 года на сегодняшний день правительство выполнило лишь чуть более половины. Темпы явно недостаточные, особенно когда речь идет о комплексных задачах, таких как переселение из аварийного жилья и масштабное строительство. С учетом затрат на построение инфраструктуры новых присоединенных территорий, средств на развитие других проектов может не хватить, – говорит финансовый аналитик Lionstone Investment Services Ltd Яна Трубникова. – Поэтому весьма вероятны финансовые заимствования из Фонда национального благосостояния, а также повышение налогов».

«Мы сегодня не видим острой необходимости в распечатывании ФНБ. Хотя если груз санкций будет возрастать, вероятность такого варианта действий увеличится многократно», – полагает аналитик управления инвестиционных операций Ланта-Банка Роман Ермаков. И тогда, по его словам, важным фактором станет именно целевое расходование резервных средств.

Этой статьей Profiile.ru открывает рубрику, в которой будут публиковаться лучшие материалы наших коллег из других изданий. Оригинал материала читайте на сайте www.ng.ru

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK