Профиль

Фемида в джунглях

Вы, конечно, помните сказку о человеческом детеныше, воспитанном  волчьей стаей? «Он рос вместе с волчатами, — читаем в первой новелле о Маугли. — Отец Волк учил его ремеслу и рассказывал обо всем, что находится и что происходит в джунглях». Уже к тринадцати годам мальчик становится настоящим волком — ловким, сильным, наблюдательным; ему понятны «каждый шелест в траве, каждое легкое дыхание жаркого ночного воздуха, каждое гуканье совы...» Ну и так далее. Уж не знаю, когда последний раз Джон Гришэм перечитывал знаменитую книгу Киплинга, но он наверняка держал ее в уме, сочиняя свою историю о тринадцатилетнем американском мальчике, воспитанном адвокатами.

Вы, конечно, помните сказку о человеческом детеныше, воспитанном  волчьей стаей? «Он рос вместе с волчатами, — читаем в первой новелле о Маугли. — Отец Волк учил его ремеслу и рассказывал обо всем, что находится и что происходит в джунглях». Уже к тринадцати годам мальчик становится настоящим волком — ловким, сильным, наблюдательным; ему понятны «каждый шелест в траве, каждое легкое дыхание жаркого ночного воздуха, каждое гуканье совы...» Ну и так далее. Уж не знаю, когда последний раз Джон Гришэм перечитывал знаменитую книгу Киплинга, но он наверняка держал ее в уме, сочиняя свою историю о тринадцатилетнем американском мальчике, воспитанном адвокатами.

«Отец и мать Теодора Буна были юристами, он буквально вырос в адвокатской конторе и просиживал на судебных заседаниях, пока другие восьмиклассники занимались спортом, учились играть на гитаре», — читаем в романе Гришэма. Мальчик «бредил юриспруденцией, изучал ее и только о ней и говорил». В знании законов он «не имел себе равных в восьмых классах» и отлично ориентировался в правовых джунглях. Изучив все закоулки в местном суде, он мог проникнуть в зал заседаний, минуя охрану. Даже своему любимому псу он дал имя Судья, и то же слово открывало кодовый замок на его личном шкафчике в школе. С этого шкафчика, собственно, у Тео и начинаются неприятности...

Чуть позже мы вернемся к юному Тео, а пока напомним о самом Джоне Гришэме — очень популярном в Штатах авторе. Будучи хорошим знатоком американского судебного крючкотворства, он переносит в свои лучшие романы ценный опыт практикующего юриста. Гришэм — не великий психолог, и персонажи его обычно запоминаются лишь тогда, когда их роли в фильмах-экранизациях исполняют голливудские звезды (Том Круз в «Фирме», Мэттью Макконахи во «Времени убивать», Джин Хэкмен в «Камере», Мэтт Деймон в «Благодетеле» и др.). Однако в центре внимания писателя чаще всего оказывается не столько человек, сколько вся судебная система США — отлаженный и эффективный механизм. Книги Гришэма, принесшие ему славу, позволяют заглянуть в судебное закулисье и увидеть подоплеку вынесения вердиктов. Хотя средний американец не любит адвокатов, считая их хищниками, сам жанр юридического триллера очень уважаем, поскольку в глубине души каждый обыватель верит: если припрет, он наймет себе такую акулу с Гарвардским дипломом, и опытный сутяга поможет выкрутиться, обойдя мины на правовом поле...

К сожалению, в последние годы Гришэм все реже садится на любимого конька. Среди его персонажей по-прежнему преобладают юристы, но у читателя все меньше поводов заглянуть в зал суда. «Обвиняемые» — третья книга в серии «Теодор Бун расследует». Только в первой из них юный Тео из городка Страттенберга пожинал лавры законника, а во второй, скорее, исполнял роль сыщика. В новом романе он появляется на процессе над женоубийцей Питером Даффи, но это не связано с главной сюжетной линией. Не Даффи оказывается на крючке у Фемиды, а сам Тео. Ему подбрасывают в шкафчик краденые компьютеры — и все, юный юрист стал подозреваемым: «с ним обращались как с преступником», «его ложно обвинили, за ним следили, его преследовали». Его былые заслуги перед правосудием мигом забыты.

Задумывая серию о мальчике-юристе, Гришэм явно надеялся сдвинуть возрастной порог своей аудитории и привлечь тинейджеров историями о секретах Закона. Ровесники Тео должны были усвоить, что Фемида ошибок не прощает. Однако фабула разваливается на глазах: образ Тео засахарен донельзя. Герой — «из приличной семьи, бойскаут и отличник», «Тео в школе любят», он никого не обижает и помогает советами тем, у кого возникают юридические проблемы. Маленький город — те же джунгли: все всех знают, что-то скрыть трудно, а потому быстрое превращение Тео в изгоя выглядит до крайности неправдоподобно. Мальчик настолько идеален, что заподозрить его в краже из магазина — все равно, что поверить, будто Маугли заключил тайный союз с коброй Нагайной против мангуста Рикки-Тикки-Тави.

По сути, все персонажи «Обвиняемых» — бледные тени героев сказки Киплинга. Айк, бывший адвокат и любимый дядя Тео, — это медведь Балу в миниатюре. Маунт, «самой крутой учитель в школе («его отец был судьей, старший брат адвокатом») — это, само собой, Багира. Охранник Бак, трусливо бегущий от ламы, — шакал Табаки. Ну а грубый детектив Ворман, мечтающий наказать мальчика, — это, понятно, Шер Хан. В финале мы узнаем, что подставили Маугли бандерлоги — для того, чтобы насолить Матери Волчице. И все? Негусто для романа, неловко для мэтра. Будь сам Гришэм персонажем «Книги Джунглей», ему бы уж точно пришлось отчитаться на Скале Совета и за неудачных «Обвиняемых», и за всю серию книг про Тео. Акела детективного жанра здесь не просто промахнулся: он, похоже, вообще выбрал не ту цель.

«Отец и мать Теодора Буна были юристами, он буквально вырос в адвокатской конторе и просиживал на судебных заседаниях, пока другие восьмиклассники занимались спортом, учились играть на гитаре», — читаем в романе Гришэма. Мальчик «бредил юриспруденцией, изучал ее и только о ней и говорил». В знании законов он «не имел себе равных в восьмых классах» и отлично ориентировался в правовых джунглях. Изучив все закоулки в местном суде, он мог проникнуть в зал заседаний, минуя охрану. Даже своему любимому псу он дал имя Судья, и то же слово открывало кодовый замок на его личном шкафчике в школе. С этого шкафчика, собственно, у Тео и начинаются неприятности...

Чуть позже мы вернемся к юному Тео, а пока напомним о самом Джоне Гришэме — очень популярном в Штатах авторе. Будучи хорошим знатоком американского судебного крючкотворства, он переносит в свои лучшие романы ценный опыт практикующего юриста. Гришэм — не великий психолог, и персонажи его обычно запоминаются лишь тогда, когда их роли в фильмах-экранизациях исполняют голливудские звезды (Том Круз в «Фирме», Мэттью Макконахи во «Времени убивать», Джин Хэкмен в «Камере», Мэтт Деймон в «Благодетеле» и др.). Однако в центре внимания писателя чаще всего оказывается не столько человек, сколько вся судебная система США — отлаженный и эффективный механизм. Книги Гришэма, принесшие ему славу, позволяют заглянуть в судебное закулисье и увидеть подоплеку вынесения вердиктов. Хотя средний американец не любит адвокатов, считая их хищниками, сам жанр юридического триллера очень уважаем, поскольку в глубине души каждый обыватель верит: если припрет, он наймет себе такую акулу с Гарвардским дипломом, и опытный сутяга поможет выкрутиться, обойдя мины на правовом поле...

К сожалению, в последние годы Гришэм все реже садится на любимого конька. Среди его персонажей по-прежнему преобладают юристы, но у читателя все меньше поводов заглянуть в зал суда. «Обвиняемые» — третья книга в серии «Теодор Бун расследует». Только в первой из них юный Тео из городка Страттенберга пожинал лавры законника, а во второй, скорее, исполнял роль сыщика. В новом романе он появляется на процессе над женоубийцей Питером Даффи, но это не связано с главной сюжетной линией. Не Даффи оказывается на крючке у Фемиды, а сам Тео. Ему подбрасывают в шкафчик краденые компьютеры — и все, юный юрист стал подозреваемым: «с ним обращались как с преступником», «его ложно обвинили, за ним следили, его преследовали». Его былые заслуги перед правосудием мигом забыты.

Задумывая серию о мальчике-юристе, Гришэм явно надеялся сдвинуть возрастной порог своей аудитории и привлечь тинейджеров историями о секретах Закона. Ровесники Тео должны были усвоить, что Фемида ошибок не прощает. Однако фабула разваливается на глазах: образ Тео засахарен донельзя. Герой — «из приличной семьи, бойскаут и отличник», «Тео в школе любят», он никого не обижает и помогает советами тем, у кого возникают юридические проблемы. Маленький город — те же джунгли: все всех знают, что-то скрыть трудно, а потому быстрое превращение Тео в изгоя выглядит до крайности неправдоподобно. Мальчик настолько идеален, что заподозрить его в краже из магазина — все равно, что поверить, будто Маугли заключил тайный союз с коброй Нагайной против мангуста Рикки-Тикки-Тави.

По сути, все персонажи «Обвиняемых» — бледные тени героев сказки Киплинга. Айк, бывший адвокат и любимый дядя Тео, — это медведь Балу в миниатюре. Маунт, «самой крутой учитель в школе («его отец был судьей, старший брат адвокатом») — это, само собой, Багира. Охранник Бак, трусливо бегущий от ламы, — шакал Табаки. Ну а грубый детектив Ворман, мечтающий наказать мальчика, — это, понятно, Шер Хан. В финале мы узнаем, что подставили Маугли бандерлоги — для того, чтобы насолить Матери Волчице. И все? Негусто для романа, неловко для мэтра. Будь сам Гришэм персонажем «Книги Джунглей», ему бы уж точно пришлось отчитаться на Скале Совета и за неудачных «Обвиняемых», и за всю серию книг про Тео. Акела детективного жанра здесь не просто промахнулся: он, похоже, вообще выбрал не ту цель.

Самое читаемое
Exit mobile version