Профиль

Феномен русского масла

Сегодня ЛУКОЙЛ – крупнейший отечественный поставщик масел первой заливки для импортных легковых автомобилей российского производства. Почему зарубежные автопроизводители все чаще доверяют российскому бренду и зачем современной компании смазочных материалов обязательно быть глобальной, журналу «Профиль» рассказал Максим Дондэ, генеральный директор компании смазочных материалов ЛУКОЙЛ (ООО «ЛЛК-Интернешнл»).

©

– С 2014 года «модным трендом» в нашей стране стало импортозамещение. Насколько этот процесс затронул вашу компанию и сферу масел в целом?

– Этот популярный термин в последнее время несправедливо ассоциируется с административными барьерами для импорта. Вместе с тем в нашей сфере всегда существовала честная конкуренция между зарубежными и отечественными маслами, а импортозамещение было естественным процессом, который начался еще в середине 2000-х годов.

©
Разумеется, нельзя не отметить, что в последние два года российские производители очень активно потеснили на рынке иностранных. Отечественные компании менее зависимы от колебаний курсов валют и способны предложить более выгодные цены. Потребителя это привлекает, но он не только голосует рублем, а также ищет качественные аналоги. И преимущество ЛУКОЙЛ как раз в том, что наша компания способна предложить качественную альтернативу любой категории импорта.

Мы наблюдали, что в 2015 году на фоне общего падения спроса на смазочные материалы (на 11%) продажи импортных масел в России в 2015 году снизились на 32%! Для сравнения: реализация премиальных масел ЛУКОЙЛ выросла на 7%.

Наша компания изначально не ставила перед собой цель «замещать импорт». Просто 10 лет назад мы первыми в России оценили потенциал рынка масел, отвечающих новейшим стандартам зарубежных производителей техники и оборудования (OEM).

Парк импортных автомобилей увеличивался, шла активная модернизация российской промышленности – это повлияло на увеличение спроса на высококачественные масла. Чтобы быть конкурентной в этих условиях, наша компания была просто обязана создавать продукты, соответствующие требованиям новейшей техники. И нам это удалось. Наличие более 1000 действующих одобрений международных OEM – Mercedes-Benz, Volkswagen, Renault, MAN, Cummins, Caterpillar и многих других – тому подтверждение.

– Насколько сложным для вас было довести качество российских масел до уровня западных стандартов?

– Просто стремиться соответствовать новым стандартам значит постоянно быть в роли догоняющих. Мы изначально ставили себе более высокую планку. И сегодня можно уже говорить о том, что некоторые разработанные нами продукты превосходят импортные масла по эксплуатационным характеристикам. Но чтобы этого достичь, потребовалось технически перевооружить свои заводы и масштабно заниматься развитием своих научных компетенций.

Отмечу, что модернизация многих площадок по выпуску смазочных материалов ЛУКОЙЛ происходила относительно недавно – в период 2008–2015 гг., поэтому по оснащенности они опережают многие зарубежные заводы. Более того, ЛУКОЙЛ является одной из немногих компаний мира, которая обеспечена собственным гарантированно качественным сырьем, в том числе базовым маслом группы III+, используемым при производстве синтетических продуктов премиум-класса. Наконец, в нашей стране сильная научная школа, талантливые химики. Нам удалось привлечь к новым разработкам лучшие кадры и начать воспитывать собственные.

Все эти факторы в равной степени оказали влияние на наше развитие. В итоге если в начале 1990-х наша компания производила около 30 видов масел ГОСТ, то к настоящему моменту наш ассортимент вырос до 700 продуктов, многие из которых уникальны даже на фоне лучших импортных образцов.

– ЛУКОЙЛ за последние несколько лет выиграл контракты на первую заливку известных зарубежных автоконцернов. Что нужно сделать, чтобы твое масло попало на конвейер мирового автомобильного бренда?

– Действительно, сегодня в наш портфель первых заливок помимо отечественных производителей входят Ford, GM, Renault, MAN и еще десяток других популярных зарубежных брендов.

Если ты хочешь выиграть тендер на первую заливку большого бренда, неизбежно приходится конкурировать с сильными зарубежными поставщиками. Первый этап такого рода конкурсов – технологический, на соответствие жестким стандартам автопроизводителей. В рамках тендеров компании-участники предоставляют автоконцернам для испытаний образцы своих масел. Во многих случаях мы получили лучшие отзывы от автомобильных производителей. Это значит, что мы движемся в правильном направлении.

Помимо тестирования масел для ведущих автоконцернов важна сертификация самого предприятия-поставщика по международным автомобильным отраслевым стандартам. Например, одним из условий захода на первую заливку немецких автопроизводителей была сертификация нашего австрийского завода в соответствии со стандартом Ассоциации автомобильной промышленности Германии VDA 6.3. Это был очень сложный процесс, но в результате мы вошли в пятерку европейских поставщиков немецких автоконцернов.

– К развитию зарубежной экспансии вас подвигло создание удачных «западных» линеек масел?

– Все намного прозаичней. Необходимость быть международной компанией просто диктуется современными трендами на рынке ОЕМ. Крупные производители автомобилей и другой техники становятся глобальными игроками. Они отдают предпочтение тем поставщикам, кто способен сотрудничать с ними по всему миру. При этом автопроизводители вводят для масляных компаний обязательные дорогостоящие сертификации и программы испытаний.

Вне зависимости от результатов тестов расходы на их проведение оплачиваются производителями масел. Суммы здесь варьируются от нескольких тысяч до сотен тысяч евро. Процедура получения одобрений, включающая испытания, может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет! Поэтому, чтобы быть успешной компанией, уже недостаточно просто оставаться сильным локальным игроком. Условием окупаемости вложений, снижения амортизационных расходов становятся большие объемы продаж на различных рынках. ЛУКОЙЛ входит в десятку мировых игроков на рынке масел, но амбиции наши значительно шире.

В сегменте судовых масел нам уже удалось стать пятым по величине глобальным игроком. Это стало возможным благодаря новаторскому подходу – мы разработали инновационную линейку масел – ЛУКОЙЛ НАВИГО, оказавшую влияние на дальнейшее совершенствование отраслевых стандартов. Также мы создали интеллектуальную систему смазки, позволяющую экономить расход цилиндрового масла и регулировать щелочное число масла в зависимости от качества топлива. Уникальные решения не остались незамеченными судовыми компаниями – к настоящему моменту мы заняли 10% мирового и 60% российского рынка! Более того, в 2015 году жюри авторитетной международной премии в области морского судоходства SeaTrade признало ЛУКОЙЛ инновационной компанией года.

Пример истории успеха судовых масел вдохновляет нас на поиски новых возможностей экспансии и в других сегментах – индустриальном и потребительском. Мы поставили перед собой цель не пытаться «копировать» лучшие зарубежные образцы, а создавать масла, превосходящие их по эффективности. И эта стратегия уже воплощается в жизнь.

Самое читаемое
Exit mobile version