25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Графиня и придурок, аргентинский черный юмор и серьезный Бертон
Общество

Графиня и придурок, аргентинский черный юмор и серьезный Бертон

После затишья кинопроката в праздники (зритель в кино рвался, а смотреть было особенно нечего) наступает урожайная пора. В один день выходит долгожданный фильм Тима Бертона о художнице Маргарет Кин, новая картина автора «Питер FM» Оксаны Бычковой о любви и черная социальная комедия из Аргентины от продюсеров братьев Альмодовар.

«Еще один год»

Смотреть трейлер

Фильм — участник «Кинотавра» 2014 года, богатого на очень удачные русские картины. Режиссер «Еще одного года» Оксана Бычкова известна своим зрительским хитом «Питер FM». Так вот «Еще один год» — гораздо лучше. «Питер FM» был приятной глянцевой сказкой, «Еще один год» — не всегда приятная правда. Сценарий по мотивам пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» написали Любовь Мульменко и Наталия Мещанинова. Мульменко стала фактически лидером нового российского женского кино: она работала также над сценариями других фильмов-любимцев критиков на «Кинотавре» — «Комбината «Надежды»» Наталии Мещаниновой и «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой. Страшный рассказ о том, каково это — быть молодым в Норильске и желать оттуда вырваться — «Комбинат «Надежда» Мещаниновой и Мульменко до проката так и не добрался (видимо, из-за закона о мате). «Еще один год» тандема Мульменко–Мещанинова во главе с Бычковой не пугает, но не кажется менее честным и пронзительным. Фильм был показан на одном из важнейших европейских фестивалей — Роттердамском.

Главные герои картины в исполнении Надежды Лумповой и Алексея Филимонова (лучшая мужская роль на «Кинотавре») живут в Москве. Он бомбила с образованием (по профессии никогда не работал), она начинает свою карьеру дизайнером в некоей хипстерской редакции. Они женаты и счастливы. Но чем больше она погружается в свою новую работу, в мир, где все такое модное и где смотрят Кеслевского, в мир, не интересный и не понятный ее мужу, тем больше они отдаляются друг от друга. Она считает, что он не хочет расти. Он в порыве злости называет себя быдлом. В шутку — ее графиней, а себя придурком. За год, что проходит в течение экранного времени, меняется очень многое.

С одной стороны, «Еще один год» задается вечным вопросом, что же такое любовь. Могут ли люди любить друга, когда между ними нет почти ничего общего, когда их связывает, кажется, только влечение? (Кстати, тут есть несколько довольно откровенных, но очень тактично снятых любовных сцен.) Долго ли это может продолжаться? И уже ближе к финалу осознаешь, что это фильм и о трудности самоидентификации. Именно в этот момент картина выпускает финальную стрелу в зрительское сердце. Мы так часто не можем понять, кто мы и к какому миру истинно принадлежим, что где уж нам решить, какого человека нам хотелось бы видеть рядом. Но ответ на этот вопрос в картине все-таки есть: того, без которого не можем жить. А почему не можем — черт его знает.

Помимо всего прочего, «Еще один год» незлобно проходится по московской богемной тусовке с ее слишком веселыми пьянками и псевдоинтеллектуальными разговорами на кухне. Спасибо за самоиронию: в камео выступила и сама сценаристка Мульменко.

«Дикие истории»

©

Смотреть трейлер

Аргентинские «Дикие истории» — фильм-претендент на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Картина Дамиана Шифрона была самой зрительской в основном конкурсе Канн-2014. Многие удивлялись, что туда попала комедия. Но ведь она непростая: изобретательнейшая, черная-пречерная, социально направленная и совершенно авторская. Продюсеры картины мало известного ранее Шифрона — братья Педро и Агустин Альмодовары. Уж эти-то испанцы знают, как делать фееричное кино. Но не стоит преуменьшать и роль режиссера, который еще и написал сценарий «Диких историй». На всех каннских показах фильма зал взрывался хохотом каждые несколько минут, а критики потом обсуждали картину с большим удовольствием, смакуя каждую деталь.

«Дикие истории» — несколько новелл, объединенных, как не сразу понимаешь, темой мести. Например, в первой из них (об этом уже все рассказали, так что не посчитайте спойлером) пассажиры самолета вдруг обнаруживают, что все они знакомы с человеком по имени Габриэль Пастернак. Некоторые из новелл очень хороши, некоторые чуть похуже (но так всегда бывает с новеллами). Все, помимо прочего, рассказывают о социальной несправедливости, беззаконии и нелепости, царящих в Аргентине. И, конечно, проблемы, показанные в картине, актуальны для многих стран мира. Впрочем, наблюдать за всем этим все равно очень весело. Герои одной из новелл, испытав катарсис, понимают, что не так уж и плохо на свете жить. Последняя часть — аргентинский вариант фильма «Горько!», только еще более безумный (такие безумные фильмы вообще снимают, кажется, только в испаноязычных странах). Из актеров зрителям может быть известен Рикардо Дарин из оскароносного аргентинского артистического детектива «Тайна в его глазах».

«Большие глаза»

©

Смотреть трейлер

В «Больших глазах» Тим Бертон впервые со времен «Эда Вуда» уходит из своего сказочного, страшного и часто забавного мира в мир обыкновенный. Как и в «Эде Вуде», он обращается к биографии реального человека. В «Больших глазах» рассказано о судьбе художницы середины XX века Маргарет Кин, рисовавшей детей с очень большими глазами. Собственно, воссозданные специально для фильма картины Кин — почти единственное, что хоть в какой-то степени напоминает о причудливом мире других фильмов Бертона. Режиссер, кстати, является обладателем коллекции картин еще живой художницы.

Маргарет, которую изображает пятикратная номинантка на «Оскар» Эми Адамс, — разведенка с маленькой дочерью. Поэтому, когда за ней начинает ухаживать художник Уолтер Кин (двукратный обладатель «Оскара» Кристоф Вальц), она понимает, что нельзя упускать такой шанс. Вскоре Уолтер осознает, что в картинах новоиспеченной жены — большой потенциал. Под предлогом того, что фамилия у них все равно одна на двоих, а женское искусство не покупают, Уолтер становится в глазах общественности автором картин жены. Та страдает, но молчит и создает все новые полотна. Тем временем бренд «Кин» становится поразительно популярным: Уолтер продает плакаты и открытки с репродукциями, и это оказывается весьма коммерчески выгодным.

Пожалуй, не стоило все-таки Бертону покидать свой мир обаятельных фриков. «Большие глаза» не отвечают на главный вопрос, который возникает в процессе просмотра: как героиня могла позволить с собой такое сотворить? В своей финальной страстной феминистской речи на суде она говорит, что муж ее подавлял. Но, по правде говоря, Маргарет просто кажется слишком наивной и не очень умной. Ведь никаким тираном Уолтер поначалу не был, он был обычным аферистом. В результате же все скатывается в феминистский крик о том, что все мужики — козлы, тем более все мужики в 1950-е, когда у женщин было меньше возможностей. Для Тима Бертона — как-то слишком прямолинейно.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».