24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Громкоговорящая война
Политика

Громкоговорящая война

Уже несколько десятилетий отношения между Северной и Южной Кореями развиваются по траектории маятника – двухсторонние переговоры и даже практическое сотрудничество сменяются кризисами, иногда переходящими в «горячую фазу». Но повторения полномасштабного военного конфликта на Корейском полуострове не хочет ни одна из сторон.

На минувшей неделе Северная Корея и ее южная соседка завершили очередной раунд взаимного испытания нервов на прочность. Понизить уровень напряженности между Севером и Югом удалось после изнурительного, многочасового дипломатического марафона. Южнокорейская армия отменила состояние полной боеготовности, КНДР также согласилась отменить «полувоенное положение» своих вооруженных сил.

Предыдущие эпизоды обострения отношений между двумя Кореями были спровоцированы в большинстве случаев военными инцидентами – артиллерийскими дуэлями или столкновениями военно-морских сил. В августе же 2015 года формальным поводом для массовой мобилизации войск по обе стороны так называемой Демилитаризованной зоны, уже седьмое десятилетие разделяющей два государства — Корейскую Народно-Демократическую Республику на севере и Республику Корея - послужили обыкновенные громкоговорители. Пропагандистская война Юга против Севера гипотетически могла перерасти в вооруженный конфликт.

4 августа два южнокорейских солдата подорвались на противопехотной мине. В Сеуле пришли к выводу, что в трагедии виноваты северокорейские диверсанты и решили реанимировать пропагандистскую обработку северокорейских войск вблизи условной границы с помощью громкоговорителей.

Пхеньян, в свою очередь, заявил, что не потерпит пропаганды, и пригрозил подавить громкоговорители артиллерией. «Северяне» сделали несколько символических выстрелов по южнокорейским средствам пропаганды. В ответ «южане» обстреляли территорию КНДР, стороны начали стягивать войска к границе, на Юге эвакуировали часть приграничных городов. Но в итоге обстановку удалось разрядить.

Кто громче - тот и прав

Первые громкоговорители появились вблизи Демилитаризованной зоны после окончания Корейской войны в 1953 году. В течение десятилетий Север и Юг «бомбардировали» друг друга пропагандистскими передачами. Север транслировал военные марши и восхвалял династию Кимов. Южная Корея отвечала популярной музыкой и лекциями о свободе и демократии. Стоит отметить, что по обе стороны Демилитаризованной зоны, условной границы, возведены укрепления и размещены многотысячные военные группировки.

Xinhua/ТАСС
©Xinhua/ТАСС
После того как пост президента Южной Кореи впервые занял либерал Ким Дэ Чжун, в начале 2000-х начался разворот от конфронтации к примирению, который был поддержан сменившим на президентском посту Чжуна либералом Но Му Хёном. Но Му Хён рассчитывал объединить две Кореи, интегрировав экономику северного соседа в экономику Южной Кореи, говорит заведующий отделом Кореи и Монголии Института Востоковедения РАН Александр Воронцов.

Но в 2006 году «северяне» провели первое подземное испытание ядерной бомбы. Это не могло не вызвать всплеска антисеверокорейских настроений в стране. В 2008 году либерала Но Му Хёна сменил консерватор Ли Мен Бак и практически все связи Юга и Севера, включая встречи министров, экономические переговоры, контакты по линии оборонных ведомств были свернуты.

Сеул решил вернуть громкоговорители на границу, и, хотя спустя недолгое время работы их вновь отключили, репродукторы продолжают оставаться источником раздражения для северокорейских властей.

Устройства, которые на днях чуть было не спровоцировали конфликт между двумя Кореями - это новые сверхмощные динамики, которых вдоль всей границы насчитывается всего около полутора десятков. Громкость устройств такова, что транслируемая по ним информация была слышна на расстоянии 20 километров от демаркационной линии. Программа вещания типична и наработана годами: программное выступление президента Южной Кореи, потом эстрадная песня, восхваляющая свободу выбора, далее материал о том, что жителей Южной Кореи давно беспокоит не голод, а излишний вес. Ведущие передачи, согласно агентству Bloomberg, говорили: "Всегда помните, мы хотим поделиться своим богатством с вами". Также в ходе трансляции прозвучали обвинения в адрес северокорейских чиновников, которые обогащаются, в то время как население на Севере голодает.

Интересно отметить, что южнокорейские власти использовали репродукторы не только для пропаганды. Например, в 2002 году во время Чемпионата мира по футболу в Южной Корее и Японии они транслировали и футбольные матчи. Южнокорейская пресса тогда сообщала, что северокорейские солдаты, дислоцированные вблизи Демилитаризованной зоны и находившиеся в патруле, активно болели за сборную Юга.

Политика, свобода слова и техническая революция

Громкоговорители - лишь составная часть пропагандистского механизма, которые обе Кореи используют друг против друга. Однако, если с Севера пропаганда идет исключительно государственного качества, то на Юге к борьбе с идеологическим врагом подключаются частные лица. Именно поэтому, даже когда официальный Сеул прекратит вещание по ретрансляторам, информационная кампания на демаркационной линии не утихнет.

"Пропагандистскую борьбу против Пхеньяна на Юге ведут организации перебежчиков из Северной Кореи, объединения ветеранов Корейской войны, различные общественные фонды", отмечает руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин. Организуемые ими кампании никогда не останавливались. Однако в период президенств Ким Тэ Чжуна и Ро Му Хена запуск воздушных шаров был прекращен, а с 2004 года обе стороны остановили работу громкоговорителей вдоль ДМЗ. После прихода к власти в 2008 г. Ли Мен Бака запуски шаров возобновились, а в Сеуле стали утверждать, что не моеут мешать деятельности независимых объединений, объясняя это демократическим строем и свободой слова.

Масштабы пропагандистской деятельности «южных» общественных организаций впечатляют. По подсчетамс 2004 года они печатают от 2 до 3 миллионов листовок ежегодно, отправляя их за северокорейскую границу на воздушных шарах. Листовками дело не ограничивалось. Как рассказал Александр Жебин, кроме них в упаковки вкладывали американские доллары или китайские юани, которые в ходу в спецмагазинах и на черном рынке в КНДР.В последнее время к ним добавились диски с фильмом «Интервью» о покушении на северокорейского лидера. Подобные посылки «южане» именуют гуманитарной помощью, учитывая, что за чтение пропагандистских материалов с Юга в КНДР полагается тюремное заключение. Особое раздражение властей Северной Кореи вызывали листовки с текстами о слабом здоровье Ким Чен Ира.

GLOBALsrc=
©GLOBALsrc=

Пропаганда идет нога в ногу с научно-технической революцией - в 2010 году информационная война приобрела цифровой формат - на воздушных шарах в КНДР начали отправлять DVD-диски. Глава радиовещательной компании "North Korea Reform Radio" Ким Сунг Чул так объяснил нововведение: "Вопреки тому, что многие могут подумать, DVD-плееры стали предметом повседневного домашнего обихода и на бедном Севере. По словам людей, которые недавно покинули Север, от 70 до 80 процентов домашних хозяйств в городах имеют DVD-плеер и многие - компьютеры с DVD-драйверами".

Один из лидеров южнокорейской организации перебежчиков Ли Мин Бок в интервью сеульской газеты "Korea Herald" отметил, что по сравнению с листовками размером не более газеты, 4,7 Гб-ные DVD-диски ценны тем, что на них можно записать большой объем информации. "То, что DVD могут быть скопированы северокорейскими гражданами снова и снова, также делает диски привлекательным для пропаганды", - добавил Ли Мин Бок.

Телевидение и радио на передовой

Телевидение и радио также задействованы в информационной войне между Кореями. Несмотря на то, что в КНДР разрешены только радиоприемники с фиксированной настройкой, а за прослушивание зарубежных радиостанций, по словам старшего научного сотрудника Научно-исследовательского центра Азиатско-Тихоокеанского региона Стэндфордского университета Питера Бека, северокорейским гражданам грозит тюремное заключение, аудитория зарубежных радиостанций, вещающих из США, Южной Кореи и Японии, в КНДР растет. Бек объясняет это тем, что северокорейские граждане, уехавшие в Китай на заработки, потом провозят на Родину контрабандой китайские радиоприемники. Помимо южнокорейских радиостанций, на КНДР на корейском языке вещают американские "Голос Америки" и "Свободная Азия" (последняя финансируется Конгрессом США), а также ряд японских станций. Интересно, что если американские и южнокорейские радиопередачи активно глушатся властями Северной Кореи, то российские, китайские и японские передачи на Севере относительно доступны.

В ответ Северная Корея активно вещает на Юг, предоставляя радиоэфир и так называемому «Патриотическому фронту» - якобы повстанческой партизанской организации, действующей в Южной Корее. В период аналогового вещания в Сеуле проходил сигнал и северокорейского ТВ, который глушился. Глушится сейчас и радиосигнал, хотя и не очень активно.

По оценкам Бека, в КНДР уверенно принимаются сигналы всех основных государственных и коммерческих южнокорейских телеканалов. "Северокорейцы, особенно в приграничных районах, настраиваются и на южнокорейское телевидение, а также с большим удовольствием смотрят южнокорейские сериалы, записанные на DVD", - отмечает эксперт, ссылаясь на северокорейских перебежчиков.

Если на межкорейском пропагандистском фронте продолжается ожесточенная борьба, то борьбу за имидж на внешних рынках Северная Корея давно проиграла. Южнокорейские СМИ при помощи американских и японских уже давно успешно создали из Северной Кореи образ демонического государства, где людей казнят сотнями, травят их собаками и расстреливают из пушек", - отмечает Александр Жебин.

Показательна история про расстрел дяди Ким Чен Ына Чан Сон Тхэк, которого молодой руководитель якобы заживо скормил голодным псам в присутствии 300 членов партии и собственной жены. Вслед за Чан Сон Тхэком, по сообщениям южнокорейских новостных агентств, последовали 300 его ближайших соратников, которых расстреливали из пулеметов и зениток, сжигали огнеметами во время массовых экзекуций в присутствии народа. Правда, позднее многие из "погибших" внезапно "воскресали", появляясь на тех или иных мероприятиях, а некоторые заняли высокие должности в правительстве Ким Чен Ына. Так, например, произошло с нынешним министром иностранных дел КНДР Ли Сун Еном, которого южнокорейские СМИ "похоронили" вместе с расстрелянным дядей северокорейского лидера. "Несомненно, северокорейские законы довольно жестки, но это не значит, что там во главе государства стоят маньяки", - считает Жебин. "Характерно, что всем смертным приговорам в КНДР в Южной Корее приписывают исключительно мотивы борьбы за власть, а не, например, борьбы с коррупцией и преступностью".

Траектория маятника

В соответствии с последними договоренностями, Южная Корея обязалась отключить громкоговорители, если не возникнут «ненормальные ситуации».

Как отмечают российские эксперты, вот уже несколько десятилетий отношения между Северной и Южной Кореями развиваются по траектории маятника – двухсторонние переговоры и даже практическое сотрудничество сменяются кризисами, иногда переходящими в «горячую фазу». Но возможен ли полномасштабный военный конфликт на Корейском полуострове?

«Ни та, ни другая сторона повторения войны на полуострове не хочет. И на Севере, и на Юге понимают, что если они развяжут конфликт, то победит Южная Корея. Северная Корея будет разгромлена, но перед этим нанесет колоссальный урон Югу», - говорит ведущий научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС Института научных исследований МГИМО Андрей Иванов. Например, столица Южной Кореи Сеул находится в радиусе поражения северокорейской ствольной артиллерии и артиллерии залпового огня, а ракеты средней и малой дальности северян могут нанести удар по отдаленным районам Южной Кореи, а также по Японии. Поэтому еще ни разу отдельные инциденты не перерастали в масштабные боестолкновения.

Андрей Иванов полагает, что мирное урегулирование тлеющего конфликта невозможно без экономических преобразований в Северной Корее. А на них Пхеньян боится пойти, поскольку внешние враги, прежде всего США, могут воспользоваться типичной для периода крупных реформ нестабильностью в стране и скинуть режим. Даже тот факт, что гарантом безопасности режима КНДР является Китай, не снимает этих опасений, поскольку в Пхеньяне уверены, что Пекин мало чем сможет помочь в случае начала в стране «цветной революции».

Кроме того, отмечает эксперт, на Севере не хотят попасть в слишком большую зависимость от Китая. Пхеньяну нужны дополнительные гарантии безопасности от других стран. Поэтому северяне хотят договориться прежде всего с США, что они не попытаются сместить режим в стране в случае начала реформ. А таких гарантий пока нет, и даже переговоров нет, поскольку, как считают в Вашингтоне, договариваться с КНДР на данном этапе не о чем.

Нестабильность на полуострове будет сохраняться, неприятные инциденты на демаркационной линии будут время от времени происходить, заключает Андрей Иванов.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».