18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Инвестиции страсти
Автомобили

Инвестиции страсти

В России коллекционеры ценят не только ретро-иномарки, но и классику советского автопрома. Однако покупка, содержание и растаможивание таких машин обходятся недешево. Зато отечественных угонщиков олдтаймеры совсем не интересуют.

Российские автоугонщики в последние полтора года довольно заметно активизировались. Однако дорогие коллекционные автомобили они, как правило, оставляют без внимания. «У угонщиков эти авто совсем не пользуются спросом, потому что такая машина будет на виду и ее сложно потом продать, – подтвердил PR-директор компании «Старое время» Олег Алексеев. – Я припоминаю только единичные случаи угона, такого практически нет».

Злоумышленников в настоящее время интересуют автомобили, которые легко можно отправить «на разборку», объясняют эксперты. В кризис детали иномарок заметно подорожали, и зачастую их сложно приобрести из-за дефицита на рынке. Поэтому спрос на них на черном рынке вырос. Однако эта тенденция актуальна только для современных машин, пользующихся массовым спросом.

«Угон классических автомобилей – явление чрезвычайно редкое, – согласен технический директор компании «Антикварные автомобили» Александр Тарасенко. – В 80–90‑е годы прошлого века машины угоняли только с целью вывоза и последующей продажи. Один из ярких примеров – история с Alfa Romeo 1940 года выпуска. В итоге автомобиль был найден Интерполом во Франкфурте-на-Майне и возвращен владельцу. Если говорить о реалиях сегодняшнего дня, то показательна недавняя история с угоном автомобиля «Чайка», на котором решили «прокатиться» пьяные музыканты, но были остановлены инспекторами ГИБДД. Сегодня угон ретроавтомобиля – инцидент скорее вопиющей наглости и непредсказуемости, чем спланированное преступление. Конечно, элементарные правила безопасности необходимо соблюдать: не оставлять ключи в замке зажигания и документы в бардачке. А в целом благодаря четкой, слаженной работе правоохранительных органов владельцы олдтаймеров могут спать спокойно».

Поэтому зачастую обладатели классических авто пренебрегают страховками. Да и не любая страховая компания согласится страховать такую машину. «Критерии страховки к современным машинам не действуют на коллекционные, – объяснил Алексеев. – У некоторых страховых компаний есть индивидуальные программы. Одни владельцы, например, вообще не выезжают на такой машине, ее просто ставят в красивый гараж и показывают только друзьям. Другие выезжают, но в основном на какие-нибудь мероприятия или берут покататься на выходные. Все индивидуально. Страховать такую машину будет очень дорого. Те, кто все-таки ездит на коллекционных автомобилях, часто делают простую страховку ОСАГО, это без проблем».

Не все дорого, что ретро

Что касается количества ретро-автомобилей, эксперты предлагают сначала разобраться в этом понятии. «Как правило, под ретроавтомобилем подразумевают машину, выпущенную более 30 лет назад, – рассказал Тарасенко. – То есть и массовые советские автомобили (ГАЗ, ВАЗ), и редкие лимузины (ЗИЛ, ЗИС), и любые иностранные машины, выпущенные до 1986 года, в силу возраста войдут в эту категорию. Однако в мире ретроавтомобилей есть экземпляры, которые представляют существенную коллекционную и историческую ценность. Такой автомобиль отличают его предназначение, выдающиеся характеристики и редкость. Для сравнения: автомобиль ЗИЛ 4104, выпущенный в количестве 106 штук с 1978 по 1983 год, и массовый автомобиль «Волга» ГАЗ 24, выпуск которого достигал почти 1,5 млн экземпляров».

«Если считать все машины ретро – это десятки, до сотни тысяч, – отметил Алексеев. – Если говорить о дорогих коллекционных автомобилях, сложно сказать, но исчисление на тысячи. Я бы оценил примерно в 10 тысяч. Конечно, можно прикинуть данные ГИБДД, сколько у них стоит на учете, но есть такая категория регистрации, как «культурная ценность». Они ввозятся в страну по справке, но потом на нее невозможно получить ПТС, то есть она как картина, ею можно владеть, но на ней нельзя ездить. Эти машины вообще не поддаются учету».

Соответственно, и цены на такие автомобили могут быть до неприличия разные. «Отечественных ретро довольно много, и цены на них небольшие, – заметил эксперт.  – Например, ГАЗ‑21 «Волга» в хорошем состоянии и отреставрированная может стоить 1,5–2 млн рублей. Это связано с тем, что реставрация дорогая и детали сложно найти. Оценить коллекционные автомобили невозможно. Во всем мире существуют каталоги, по которым можно прикинуть ориентировочную стоимость. Но у нас, по сути, таких каталогов ретромашин нет, и владелец может поставить цену, которая ему нравится. Другое дело, продаст он ее или нет. Редкая Ferrari, выпущенная в количестве всего 10 штук, может стоить €2 млн. Американская машина 50‑х годов – $50–80 тысяч. Нет единой шкалы».

По его словам, ретроиномарки начали ввозить в Россию в 90‑е годы, но довольно хаотично, так как еще не было серьезного спроса. В «тучные» 2000‑е у людей появилось больше денег, и рынок стал развиваться. «Сейчас, по нашим оценкам, рынок практически остановился, – констатировал Алексеев. – Скажем, две машины за полгода привезли-продали. Это единицы, сейчас люди этим не занимаются. Более того, существуют случаи вывоза машин обратно за границу. Возможно, это не тенденция, но такие случаи есть. Разумеется, это связано с изменением курса валюты. Если ранее человек купил машину за $50 тысяч, то сейчас он ее выставляет за $25 тысяч. Кто-то просто уезжает за границу и избавляется от имущества здесь. Некоторые машины покупают как предмет вложения денег – в расчете на то, что они будут дорожать. За границей они дорожают, но у нас – непонятно».

По мнению Тарасенко, рынок все-таки продолжает развиваться. «Это легко проследить и по количеству участников различных ретромероприятий, проводимых в стране, – заметил он.  – Классический автомобиль – игрушка недешевая. Но существенные расходы останавливают далеко не всех. В России десятки тысяч человек увлечены этим хобби. Конечно, нам всегда будут интересны автомобили, выпущенные в СССР, – в стране, которой больше нет на карте мира. Однако развивается и рынок иностранных олдтаймеров».

Без барьеров

По словам экспертов, ввоз иностранных ретроавтомобилей в настоящее время не представляет особого труда. Во многом этому послужили реформы законодательства, снявшие лишние барьеры. «Были упразднены труднореализуемые требования по соответствию экологическим нормам. Сейчас достаточно просто заплатить таможенный сбор и ввезти в страну абсолютно любой ретроавтомобиль, – сказал Тарасенко. – Параллельно формируется инфраструктура для хранения и обслуживания редких и дорогих машин. Поэтому в последние годы мы наблюдаем рост количества владельцев классических автомобилей, строятся новые музеи».

«Старую машину можно ввезти совершенно свободно и на законных основаниях, – согласен Алексеев. – У нас введены нормы токсичности Евро‑4, но некоторое время назад добились их отмены на старые машины. И с таможенными пошлинами никаких послаблений нет. У нас действует ставка пошлины на автомобили старше 7 лет, и она распространяется на все машины со всеми вытекающими. То есть, чтобы привезти сюда американскую машину, которая там стоит $5–10 тысяч, ее нужно растаможить по общей ставке. А мотор, как правило, большой, поэтому пошлина получается $25–30 тысяч сверху. Это дорого. Но состоятельных людей это не пугает. Конечно, существуют и незаконные пути, но о них не имеет смысла распространяться».

По оценкам Тарасенко, популярность классических и ретро-автомобилей у богатых людей продолжает расти. «Это связано с тем, что классический автомобиль – не только хобби и развлечение, но и неплохой объект для инвестиций. В среднем цены на классические автомобили растут на 15–20% в год», – отметил он. Рост цены зависит от марки автомобиля, его редкости и эксклюзивности, предназначения и «доступности» на момент выпуска, количества изготовленных экземпляров, участия в исторических событиях, принадлежности выдающимся личностям.

«По данным британской компании Knight Frank, цены на коллекционные автомобили за последние 10 лет выросли на 430%, обогнав по прибыльности золото (273%), – рассказал эксперт. – Одним из самых дорогих автомобилей, когда-либо проданных на аукционе, на сегодняшний день считается Mercedes-Benz W196R. Всего было выпущено 14 таких машин; до настоящего времени сохранилось 10 экземпляров. Авторитетный индекс Mei/Moses Fine Art Index за последние полвека показывает среднегодовую доходность от инвестиций в произведения искусства на уровне 12,6%, что превосходит доходность за тот же период «голубых фишек» американского фондового рынка (среднегодовые – 11,7% рынка ценных бумаг, по рейтингу S&P 500).Покупка ретроавтомобиля относится к сегменту passion investments – инвестиций страсти. Обладание таким предметом позволяет не только хранить его в гараже и показывать своим друзьям и знакомым, но и принимать участие в выставках, автопробегах, соревнованиях ретроавтомобилей, аукционах. Приобретая ретроавтомобиль для извлечения прибыли, его владелец берет на себя затраты на его хранение, реставрацию, ремонт и техническое обслуживание, уход за внешним видом, чтобы поддерживать автомобиль в отличном состоянии. Только в этом случае ретроавто принесет немалую прибыль».

Как и любое финансовое вложение, предупредил Тарасенко, вложение в ретроавтомобили требует серьезного подхода. Требуется разбираться в терминологии, марках и моделях автомобилей, их классификации, технических параметрах, быть в курсе того, что происходит на рынке, следить за результатами аукционов.

Однако, по мнению Алексеева, российских автовладельцев, в отличие от иностранных, редко можно назвать коллекционерами. «Обычно кто-то коллекционирует машины одной марки, например, Mercedes, – отметил он. – У коллекционеров существует какая-то тематика. Наши же люди покупают на эмоциях, просто потому, что понравилась машина. Нет какой-то системы. Много американских машин, некоторые привозят европейские. У нас есть услуга хранения таких автомобилей, и поэтому мы видим много машин частных коллекционеров, и все они совершенно разные».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».