19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Инвестиции в дошкольников
Общество

Инвестиции в дошкольников

Сделав блестящую карьеру на инвестиционном рынке, Юрий Белонощенко оставил пост главы управляющей компании «Уралсиб» ради развития собственного бизнеса. Воспитывая вместе с женой Евгенией четверых детей, Белонощенко основал сеть «Бэби-клубов», которая за 14 лет существования выросла до 190 точек в России и СНГ. «Профиль» узнал, как самарский радиоинженер стал одним из самых ярких в стране инвестбанкиров, а потом отказался от карьеры управленца ради развития дошкольного образования.

«Бэби-клуб» в цифрах
Сегодня в России и СНГ работает 190 «Бэби-клубов» и восемь детских садов
Выручка головной компании «Бэби-клуб» за 2013 год составила 30 млн рублей, оборот по франчайзинговой сети — 250 млн рублей. По итогам 2014 года Белонощенко планирует увеличить эти показатели до 70 млн рублей и 300 млн рублей соответственно.
Для открытия первого «Бэби-клуба» Белонощенко понадобилось 10 тыс. рублей — на эти деньги супруги закупили кубики Зайцева, плакаты, пару игрушек и поклеили обои в своей нежилой самарской квартире в центре города.
За три года Юрий Белонощенко планирует довести число «Бэби-клубов» до 1300, количество детских садов со сходной методикой — до нескольких тысяч.

Бывший генеральный директор управляющей компании «Уралсиб» и Номос-банка, партнер инвестиционной компании «Тройка Диалог», основатель сети клубов для детского дошкольного развития «Бэби-клуб» Юрий Белонощенко по профессии радиоинженер. В Самарский государственный аэрокосмический университет родного города он поступил с одной простой целью: хотел научиться ремонтировать цветные телевизоры. «У нас был друг семьи — дядя Саша. Он ремонтировал эти самые цветные телевизоры, ездил на новенькой «восьмерке», и я хотел добиться таких же высот», — с улыбкой объясняет Юрий.

Со своей будущей профессией (с мечтой о телевизоре он к тому времени уже расстался) Белонощенко столкнулся лицом к лицу на третьем курсе, когда проходил практику на оборонном заводе. Его руководитель, профессионал-инженер мирового уровня, зарабатывал 120 рублей в месяц. Торгуя в свободное от учебы время яблоками и картошкой, студенты получали по 100 рублей чистой прибыли ежедневно. К такому финансовому разрыву в 30 раз будущий управленец был не готов даже ради большой науки. Картошка сменилась фотографией — ею Юрий увлекался с детства. Фотографируя самарские школы, он набрал пул студентов-учеников и заработал на первый автомобиль — пресловутую «восьмерку». Но скоро искусство превратилось в конвейер, фотографии штамповались пачками, и Юрий бросил прибыльное дело.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Сразу после окончания университета в 1997 году Белонощенко предложили место трейдера в небольшом местном банке «Самарский кредит». Новоиспеченному радиотехнику предстояло торговать акциями и облигациями. Два последних слова Юрий слышал тогда впервые, но решил рискнуть. Помучившись первое время от ночных кошмаров с бесконечными столбиками котировок, он быстро научился торговать государственными краткосрочными облигациями — помогла давняя дружба с математикой.

Осенью 1997 года начались первые признаки кризиса. На тот момент Белонощенко управлял банковским портфелем объемом в 3 млрд рублей — для регионального банка это были серьезные деньги. «Этот кризис был первым в моей жизни, я совершенно не знал, что делать, но интуитивно решил продать все облигации, пусть и с убытком», — вспоминает Юрий. На следующий день начальство вызвало его на ковер. Белонощенко долго объяснял, что, придя на работу, понял: котировки бирж Юго-Восточной Азии падают, и предположил, что скоро это перекинется и на Россию. Ему сделали выговор, но не уволили. А через три дня рынок с треском обвалился — профессиональное чутье Белонощенко спасло все фондовые активы банка.

Юрий Белонощенко:
«Есть у Владимира Тарасова такая замечательная притча о крестьянине, который никогда не смеялся и не плакал: он понимал, что не может знать причин и следствий событий. Однажды у него пропала корова, и вся деревня жалела крестьянина, но он оставался спокойным. Через неделю корова вернулась и привела с собой быка. Как-то раз сын крестьянина упал с лошади и остался инвалидом. Соседи жалели крестьянина, ведь теперь некому было работать в поле. Но он отнесся к этому несчастью также абсолютно спокойно. Началась война, и всех мужчин забрали в армию, кроме сына крестьянина, потому что тот не мог нормально ходить. Сейчас я расцениваю кризис 1998-го как одно из самых больших везений в моей жизни».

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Кризисное управление

В следующем 1998 году в Самаре открылся региональный офис компании «Тройка Диалог» — тогдашней легенды в мире инвестиционного банкинга. Белонощенко выбрали из десятков других кандидатов на позицию сейлз-трейдера — теперь он торговал собственными позициями и одновременно привлекал клиентов. Офис открылся в самый разгар кризиса, операций практически не было. Чтобы не сидеть без дела, самарские банкиры начали рассказывать клиентам о том, что происходит на рынке, устраивать встречи с аналитиками. «Есть такой хороший принцип: give, give, give, receive. Сначала нужно давать, давать и давать, и только потом получать возврат со своих инвестиций. Никто ничего у нас не покупал, и со стороны наша активность выглядела даже глупо. Но кризис кончился, и все те, с кем мы начинали общаться в период общего затишья, пришли именно к нам. Наш офис выстрелил, среди клиентов оказались практически все самарские и тольяттинские промышленные олигархи», — рассказывает Белонощенко.

После экономической стабилизации клиенты хлынули в самарскую «Тройку» потоком. Когда встал вопрос о назначении нового директора офиса, Белонощенко, выполнявший 85% всех сделок, предложил свою кандидатуру. Получив отказ, он ушел в компанию — конкурент «Тройки», инвестиционную группу «Атон».

Через три года Белонощенко все-таки предлагают тот самый пост директора самарского филиала «Тройки Диалог». Под руководством Юрия местный офис сразу же поднимается с последнего на первое место среди региональных представительств компаний. Белонощенко курирует филиалы от Урала до Дальнего Востока, а потом и всю страну по части операций с акциями и облигациями. В 2006 году он переезжает в Москву, где создает блок по работе с частными клиентами, объединяя торговые операции, индивидуальные брокерские счета, паевые инвестиционные фонды и доверительное управление в одну систему — впервые на инвестиционном рынке.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

В 2007 году Юрий становится партнером «Тройки». Вместе с компанией он пережил второй кризис, сокращая штат и оставляя «в живых» только окупаемые региональные офисы. В феврале 2009 года, выведя региональную и московскую сеть офисов из кризисного пика, он принимает решение уйти из «Тройки». Трехмесячное затишье новых предложений с финансового рынка не принесло. Белонощенко выдохнул, оглянулся и понял, что в его семье уже выросла самостоятельная компания.

Интеллектуальный бизнес

Идея открыть первый «Бэби-клуб» пришла в головы Юрия и его жены Евгении в 2000 году, после того как они решили отдать старшую дочь на развивающие курсы. В Самаре было несколько таких проектов, но настолько низкого уровня, что отправлять туда ребенка совсем не хотелось.

«Женя тогда работала аудитором в компании своих родителей. Я каждый день уговаривал ее заняться чем-то другим, потому что она гуманитарий до мозга костей. Она не про деньги и цифры, она про людей и общение», — рассказывает Белонощенко.

Как раз в это время в Самару приехал Николай Зайцев со своей знаменитой методикой чтения по кубикам. По настоянию мужа Евгения отправляется на семинар Зайцева. «После ее возвращения мы до 5 утра обсуждали бизнес-план, а на следующий день решились открыть клуб для дошкольного развития детей. Это было, как шагнуть в холодную реку, не зная, где заканчивается дно», — вспоминает свои первые бизнес-шаги Юрий.

На старт супругам понадобилось 10 тыс. рублей — на эти деньги они закупили кубики Зайцева, плакаты, пару больших пластмассовых игрушек и поклеили обои в своей нежилой квартире на первом этаже в центре Самары, где и открылся первый клуб. Евгения оставила свою аудиторскую работу и стала единственным преподавателем «Бэби-клуба». Занятия строились на игровом принципе: детей учили читать, правильно формулировать свои мысли, тренируя память и воображение.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

С обычными детсадовскими занятиями в клубах Белонощенко мало общего: полторы минуты занятий (не больше) перемежаются с таким же коротким игровым перерывом, и так все полтора часа сеанса. Несмотря на сильную методику, первые несколько месяцев тренировок не дали никакого видимого результата. У основателей стали опускаться руки. Но однажды во время занятия случилось маленькое чудо — мальчик 2,5 лет вдруг четко произнес: «Все относительно». Дети и Евгения в недоумении уставились на него, а он добил их своим «все относительно. Альберт Эйнштейн». Оказалось, все накопленные знания наконец выстрелили, и ребенок научился читать.

Весь первый год занятия в клубе Евгения вела бесплатно. Но когда круг посетителей вышел за рамки близких друзей семьи, Юрий настоял на введении платы — 50 рублей за полтора часа. Даже по тем временам деньги были небольшие, но всех клиентов смыло волной. На смену им сразу же пришла партия тех, кто понимал: хорошая работа должна быть оплачена. Белонощенко набрали несколько групп по восемь человек, стали брать предоплату сначала за неделю, потом за месяц. Популярность росла, открылся второй клуб в Самаре, расширился штат преподавателей.

Экспериментальным путем основатели создали собственную программу, скрестив несколько известных мировых и российских методик. Дети в «Бэби-клубе» шли по принципу от простого к сложному, от частного к общему, на каждом этапе повторяя пройденный материал. Группы делились не по возрасту, а по уровню развития: например, ребенок в 2,5 года мог попасть в группу с трехлетними детьми, и наоборот. Отстающие в развитии ребята занимаются вместе со всеми, социализируются и часто подтягиваются до общего уровня.

К моменту ухода Юрия из «Тройки» (2009 год) его семейный бизнес разросся до сети, которая включала в себя 15 клубов в Самаре, четыре в Тольятти и четыре в Москве. Уставший от финансового рынка, он решил поставить дело на серьезные рельсы. Евгения общалась с родителями и преподавала, Юрий взял на себя обязанности финансиста, стратега и маркетолога.

«Чем больше точек мы открывали, тем больше начинало плавать качество преподавания в новых клубах. Я понял, что идеальным инструментом регулирования для нас станет франшиза», — делится Юрий. Год ушел на полноценный запуск франчайзинга, а с 2010 года начался бурный рост сети «Бэби-клубов». Франшизы стали продаваться как горячие пирожки, и в жизни бизнесмена опять появился конвейер. Он снова ушел в финансы: Номос-банк предложил стать генеральным директором новой управляющей компании.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

За два года Юрий создал весь механизм работы с фондами, а в 2012 году его переманила управляющая компания финансовой корпорации «Уралсиб». Там Белонощенко оптимизировал финансовую модель и штат компании, запустил сегмент международных фондов, инвестирующих в иностранные ценные бумаги. Через два года работы он понял, что система может успешно работать уже без его личного участия. Он покинул пост генерального директора управляющей компании, но остался членом совета директоров.

Тем временем «Бэби-клуб» превратился в масштабный бизнес с сильной социальной составляющей. Самый большой всплеск случился в сентябре 2014 года, когда уже существующие франчайзи на специальных условиях могли открыть еще один клуб: сейчас в России и СНГ работает 190 клубов.

Выручка головной компании «Бэби-клуб» за 2013 год составила 30 млн рублей, оборот по франчайзинговой сети — 250 млн рублей. По итогам 2014 года Белонощенко планирует увеличить эти показатели до 70 млн рублей и 300 млн рублей соответственно. «Мы не просто готовим детей к детскому саду и школе, обучая различным навыкам и помогая социализироваться. После наших занятий они начинают осознавать себя как самостоятельные личности и уже в раннем детстве начинают понимать, чем хотят заниматься в жизни», — объясняет концепцию работы клубов Белонощенко. «В развитых странах давно поняли, что вложения в дошкольное развитие ребенка приносят самый большой ROI среди всех видов образования (Return on investments — возврат на инвестиции. — «Профиль»). Это я вам как инвестбанкир говорю», — утверждает Белонощенко.

Бизнес и триатлон
В свободное от работы с «детскими» проектами время Белонощенко посвящает триатлону. В его копилке восемь марафонов, одна полная и четыре полудистанции Ironman (заплыв на 4 км, велогонка на 180 км и забег на 42 км), гонка «Побег из Алькатраса» (2,4 км вплавь в ледяной воде от Алькатраса до побережья Сан-Франциско, 29 км на велосипеде, 12,8 км бегом вдоль побережья) и 24-часовая велогонка Лондон — Париж. Последней его дистанцией был олимпийский триатлон Titan в Сочи. Ближайшее следующее свершение — семидневный 300-километровый забег по пустыне Marathon Des Sables, в ходе которого нужно бежать марафон каждый день с рюкзаком в 11 кг за спиной, где ночью температура падает до 0 градусов, а днем поднимается до +50.
В профессионалы поздно, да и не пускает недостаток ресурсов — спорту он уделяет не больше 10% свободного времени, — поэтому Юрий решил превратить хобби в очередной бизнес-проект. С командой из друзей-финансистов и сокурсников по Сколково он занялся организацией первого российского Ironman. Переговоры застопорились на этапе покупки франшизы у американского головного офиса. «Но я верю, что спорт вне политики и нам все же удастся запустить дистанцию в России», — оптимистичен Белонощенко. Увлечение триатлоном не только держит в тонусе мышцы, но и экономит время: Юрий возит на крыше своего минивена велосипед и пересаживается на два колеса, как только упирается в пробку. Деловые партнеры реагируют адекватно — привыкли.

Учить, пока не поздно

С нынешней динамикой «Бэби-клубов» к 2018 году их число можно довести до 1300, уверен Белонощенко. За нынешний год супруги успели открыть восемь детских садов с той же методикой — по сути, это «Бэби-клуб» на полный день — и собираются увеличить их количество до нескольких тысяч, выйдя в сегмент экономкласса. Конечно, этот процесс тоже грозит превратиться в конвейер, сознает Юрий. Но «планов побега» от рутины у него хватит на двоих.

Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский
©Фото: «Профиль» / Сергей Авдуевский

Среди ближайших — создать систему онлайн-образования детей. KidsEra (именно так Юрий планирует назвать проект) должен влиться в популярный тренд дистанционного обучения. Это прежде всего образование для родителей, объясняет бизнесмен. В «Бэби-клубе» дети проводят только 3% своего времени, все остальное время их учат мамы и папы. Быть родителем — это искусство, но владеют им совсем немногие, считает Белонощенко. «После обучения на программе Executive-MBA в Сколково я решил, что хочу создать своеобразный MBA For Parents, где соберу все базовые принципы и методики правильного детского развития», — делится предприниматель.

KIDS (Kids Intellect Development Standard) — еще один образовательный проект Белонощенко. «Обучение детей требует индивидуального подхода: сейчас никаких стандартов для измерения уровня развития трехлетнего ребенка не существует», — объясняет он. Суть проекта — создать международный стандарт, многомерную систему, которая будет оценивать уровень развития ребенка по десяти видам мыслительной деятельности. «Аналогов у KIDS нет, и я думаю, это как раз то, что Россия может дать миру», — обнадеживает Белонощенко.

Традиционно родители ищут полезных советов в интернете или на полках книжных магазинов. Выудить качественный контент в море информации на детскую тему сложно — в этом Юрия убедил собственный родительский опыт. Отыскав идеальный путеводитель по детскому сознанию, бизнесмен решил поделиться своим открытием и пошел против рынка.

Книга «После трех уже поздно», написанная основателем компании Sony Масару Ибука, утверждает, что после трех лет жизни способность человеческого мозга воспринимать информацию притупляется. И когда в 6–7 лет ребенка начинают заполнять школьными знаниями, он впитывает их хуже, чем смог бы 3–4 года назад. Книга висела в интернете в бесплатном пиратском доступе, но Юрий купил у автора права на официальную продажу издания на русском. На собственные средства заказал первый тираж в 3 тыс. экземпляров, который смели с полок через десять дней. Следующие партии в 5 и 10 тыс. экземпляров тоже раскупили подчистую.

Несмотря на опасения издателя, бизнесмен выкладывает официальную PDF-версию книги в свободный доступ. Тиражи утраиваются: люди читают ее в интернете и идут в магазин за подарочными версиями. Появляется идея выпустить аудиокнигу. Нанятые актеры не передавали нужных интонаций, и Юрий записывает ее своим голосом. Чтобы книгу читали не только мамы, но и занятые папы, он собственноручно сокращает объем до нескольких десятков страниц, оставляя самую соль — появляется специальная «версия для пап». Сегодня тираж русскоязычной версии «После трех уже поздно» добрался до отметки в 190 тыс. экземпляров.

Объединить свой интерес к детскому развитию и инвестиционный опыт бизнесмен планирует в проекте EdMission. Это инвестиционный фонд, который будет вкладываться в проекты, связанные с дошкольным образованием. «Сейчас даже такие организации, как Goldman Sachs (крупнейший инвестиционный банк в мире. — «Профиль»), инвестируют в проекты, связанные с обучением детей 3–4 лет. Чем мы хуже?» — задается вопросом бизнесмен.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».