Профиль

Из жизни принцесс

Французский режиссер Оливье Даан, в свое время снявший биографию Эдит Пиаф, поставил новый байопик — на этот раз про Грейс Келли, знаменитую американскую актрису, которая стала княгиней Монако и навсегда отказалась от карьеры в Голливуде. Но если не самый выдающийся фильм про Пиаф все-таки заработал два  «Оскара» (одного получила исполнительница главной роли — актриса Марион Котийяр), то для «Принцессы Монако» и такой расклад сомнителен.

©

Картина охватывает временной отрезок в шесть лет (с 1956-го по 1962-й), когда Грейс Келли (Николь Кидман) уже покончила с артистической карьерой, став женой князя Монако Ренье III (Тим Рот). Это было весьма сложное время в истории карликового европейского княжества. Президент Франции Шарль де Голль решает, что Монако, чья армия составляет всего лишь 82 человека, должно ввести подоходный налог, отсутствие которого очень привлекает французских бизнесменов и банкиров. Ренье III не склонен уступать де Голлю, что грозит княжеству большими проблемами — лишением электро- и водоснабжения и чуть ли не военным вторжением Франции. Непростые отношения двух государств в картине Даана показаны довольно точно.

Но этом фоне разворачивается личная история Грейс Келли — светлой американской правдорубки, борющейся с фальшью высшего европейского света. Муки актрисы-княгини в лицемерном европейском обществе и признание Ренье, что он женился, потому что нужно было, идут вразрез с легендой о счастливой Золушке, которая встретила своего прекрасного принца. Вероятно, такая трактовка жизни княжеской пары и вызвала недовольство семейства Гримальди. По одной версии, Альбер II, сын Ренье III, осудил фильм уже после трейлера, по другой — ему показали фильм целиком до премьеры. Впрочем, княжеская семья поступила бы тоньше, если бы просто объявила картину неудачной с художественной точки зрения, что, увы, недалеко от истины. Кидман прилежно показывает эмоции под печальную музыку, а камера демонстрирует зрителю крупно глаза, нос и ровный, без морщинки лоб актрисы, заставляя зрителя выискивать настоящие страдания.

Картина Даана преисполнена обожания и неизбежно превращается в затянутый панегирик — такое бывает неудобно слушать даже самому объекту дифирамбов. Картонные исторические персонажи — Альфред Хичкок (Роджер Эштон-Гриффитс) и Мария Каллас (Пас Вега) — изрекают мудрые сентенции и вновь смешиваются с толпой, чтобы не закрывать свет, исходящий от прекрасной Грейс Келли. А сама принцесса Монако, как настоящий ангел добра, выходит на сцену для финального монолога. Она произносит вдохновенную белиберду про мир, дружбу и любовь, без которых нельзя, чем трогает даже черствое сердце президента де Голля (Андре Пенверн).

Любопытно, что ленты о двух принцессах «Принцесса Монако» и «Диана. История любви» вышли с перерывом в полгода, и главные роли в обоих байопиках сыграли австралийские актрисы (роль Дианы в картине Оливера Хиршбигеля исполнила Наоми Уоттс). Роднит фильмы, конечно, и глубокая любовь к героиням: камера пристально следит за каждым жестом обеих женщин, подмечая их забавные привычки и оттенки настроения. Только «королева сердец» в исполнении Уоттс не лишена вредных привычек и сложного характера, который порой дает о себе знать, а Николь Кидман старается максимально соответствовать несколько лубочному представлению о Грейс Келли: за терзаниями ее идеального персонажа наблюдать так же интересно, как за драмой восковой фигуры в музее мадам Тюссо (что не отменяет героических попыток Кидман вытянуть фильм). «Диана. История любви» Хиршбигеля хоть и получила заслуженную порцию критики, но выглядит вполне себе выигрышно на фоне «Принцессы Монако», которую пресса заклеймила еще пуще. Лента Даана могла бы послужить открыточной иллюстрацией к восторженной статье о Грейс Келли в каком-нибудь журнале с биографиями известных артистов. Только чтение о шести годах жизни звезды заняло бы явно меньше 100 минут, и трагический акцент был бы сделан на смерти Грейс Келли в 1982 году (она погибла в автокатастрофе, что еще больше роднит ее с Дианой).

Самое читаемое
Exit mobile version