29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Качество без роста
Экономика

Качество без роста

Объем премий по всем видам страхования впервые превысил 1 трлн руб. Страховой рынок растет, но заметно отстает от инфляции. Выплаты растут быстрее премий. Число страховщиков сокращается. Рост рынка обеспечен в основном за счет ОСАГО (в результате повышения тарифов страхования государством), растут также страхование имущества и жизни граждан. Остальные отрасли падают. Несмотря на это страховщики в основном показывают прибыль.

Участники рынка

Количество участников рынка неуклонно сокращается. В 2015 году их ряды покинули 70 страховых компаний и 2 общества взаимного страхования. Еще у 27 страховщиков были приостановлены лицензии, большинство из них отозвано в I квартале 2016 года. По данным регулятора, в «зоне риска» находятся еще 138 компаний. Претензии есть даже к системно значимым страховщикам. Основными проблемами остаются качество и структура активов. Возможно, к концу 2016 года на рынке останется около 200 компаний (кроме занимающихся ОМС). Но нельзя сказать, что страховой рынок потерял много значимых игроков. Практически все ушедшие с рынка компании находились за пределами топ-50.

Премии и выплаты

Объем премий по всем видам страхования вырос на 3,3% и впервые в новейшей истории превысил 1 трлн рублей. Объем выплат вырос на 7,1%, до 509,22 млрд рублей.

Консолидация рынка усиливается. 100 крупнейших компаний собрали 94% премий, пятьдесят крупнейших – 89%. В топ‑50 вошли 10 новых компаний, в том числе 4 страховщика жизни.

Первая десятка страховщиков аккумулирует 65,62% премий (по итогам 2014 года – 59,04%). Из первой десятки выбыло ОАО СК «Альянс», а его место заняло ООО СК «Росгосстрах-Жизнь».

Все компании из первой десятки, кроме ООО «СК «Согласие», показали темп роста премий выше среднерыночного. Из топ‑20 таких страховщиков было 14, из топ‑50 – 34. Лидерами по темпам роста бизнеса среди них являются ЗАО «ВТБ Страхование жизни» и ООО СК «Сбербанк Страхование».

Наибольший темп падения премий показали ООО «Сосьете женераль страхование жизни» (минус 43% по сравнению с 2014 годом) и ОАО СК «Альянс» (минус 51%). «Экономические трудности заставляют клиентов и страховщиков пересматривать страховые программы, урезать лишние расходы и сосредоточиться только на том, что действительно необходимо»,  – прокомментировал «Профилю» ситуацию Николаус Фрай, глава группы Allianz в России.

Прирост премий у крупных страховщиков значительно превышает среднерыночные значения. Если в целом по рынку наблюдается сокращение реальных объемов премий (темп роста ниже инфляции), то первая пятерка показывает от 12% до 28% прироста.

По сравнению с прошлым годом объем выплат в целом по портфелю увеличился у 36 страховщиков из топ‑50. Из них у 2 компаний выплаты оказались больше премий (ОАО СК «Альянс», АО «СГ «МСК»), еще у 4 превышают 80%.

Глава Группы Allianz в России«В кризис все компании стремятся экономить везде, где это возможно. И, к сожалению, под сокращение в первую очередь, как правило, подпадают расходы на страхование. Мы, как страховая компания, должны объяснять клиентам, чем они могут пожертвовать, чтобы снизить стоимость полиса, а от каких услуг нельзя отказываться. Если говорить о корпоративном ДМС, здесь Allianz предлагает разумные меры оптимизации страховых программ, например, внедрение франшизы, так называемого соплатежа, который позволяет не просто не повышать, но даже и снизить стоимость страховки. Использование франшизы в ДМС позволяет клиентам сэкономить на стоимости программы без ущерба объему покрытия, а также дает возможность включить ЛПУ более высокого уровня без удорожания программы. Размер и принцип применения франшизы зависит от пожеланий клиентов и бюджетных задач. Allianz разработал цифровое решение для активации соплатежа через виртуальный счет в личном кабинете на сайте компании. Что касается корпоративного страхования имущества и ответственности, здесь мы также стремимся предложить клиентам различные варианты экономии их бюджета на страхование, такие, как проведение превентивных мер, снижающих вероятность страховых событий, формирование комплексных страховых программ (зонтичных решений), обеспечивающих экономию на эффекте масштаба. Будучи частью сильнейшей страховой компании мира, Allianz в России гарантирует своим клиентам надежность и устойчивость, что особенно важно в нынешнее неспокойное время».

Виды страхования

В 2015 году изменилась структура портфеля. Доля обязательных видов, сохранявшаяся на уровне 18% в течение 2012–2014 гг., в 2015 году выросла до 24% за счет ОСАГО. Объем премий по добровольным видам в сегменте non-life уменьшился за год на 52,5 млрд рублей, в основном за счет автокаско, страхования от несчастных случаев, сельскохозяйственного страхования и страхования имущества юридических лиц.

Объем премий по страхованию от несчастных случаев сократился за год на 15,6% (на 14,6 млрд рублей). Основной причиной стало уменьшение объемов кредитования физических лиц. Объем премий по договорам, заключенным с помощью банковского канала продаж, сократился на 8,8 млрд рублей. При этом объем премий-нетто, полученный страховщиками, уменьшился только на 1,5 млрд рублей за счет снижения комиссионного вознаграждения. Лидером данного сегмента с большим отрывом от остальных является ООО СК «ВТБ Страхование», на которое приходится почти четверть премий.

Объем премий по страхованию имущества юридических лиц также демонстрирует отрицательную динамику (минус 10,9%, или 12,2 млрд рублей). Количество договоров страхования имущества юридических лиц сократилось с 515 тысяч до 466 тысяч, в основном за счет предприятий малого и среднего бизнеса.

Состав десятки лидеров не изменился. Положительную динамику премий из топ‑10 страховщиков по данному виду показали только АО «СОГАЗ» – лидер рынка страхования имущества юридических лиц с долей 46% – менее 2%, АО «Капитал Страхование» – +40,6%, ООО СК «ВТБ Страхование» – +89%, ООО «СК «Согласие» – +32%. Многие компании прекратили страхование товаров на складе из-за высокой убыточности, активизации мошенников, негативной судебной практики.

Объем страхования имущества граждан вырос на 13,7%, до 43,9 млрд рублей. При этом минимальный прирост из топ‑10 данного сегмента оказался у занимающего 1-е место ООО «Росгосстрах» (16,3 млрд рублей, +1,22%) и ООО «Хоум Кредит Страхование» (931 млн рублей, +0,4%). Наибольшие темпы прироста премий оказались у страховщиков, входящих в одну группу с банками: ООО СК «ВТБ Страхование», ООО СК «Сбербанк Страхование».

Фото: Shutterstock
©Фото: Shutterstock

Сегмент сельскохозяйственного страхования потерял более половины премий. 2015 год стал переломным для агростраховщиков, занимавшихся «серыми схемами». С рынка ушли 24 компании, в отношении руководителей некоторых из них заведены уголовные дела. В сегменте остались работать 45 страховщиков, при этом половина премий приходится на ООО «Росгосстрах» и ЗАО СК «РСХБ-Страхование». Вместо 2 профессиональных объединений с 1 января 2016 года работает только Национальный союз агростраховщиков, поднадзорный ЦБ РФ. Заключать договоры с/х страхования с господдержкой имеют право лишь члены этого объединения по единым правилам. В 2016 году ожидается рост страховых сумм по страхованию урожая, а также увеличение страхования сельхозживотных.

Страхование жизни остается видом с максимальным темпом роста премий (кроме ОСАГО), несмотря на снижение количества договоров. Если в 2013 году объем премий вырос на 60,5%, в 2014 году – на 27,9%, то в 2015 году – на 19%. За год количество заключенных договоров уменьшилось на 3 миллиона, а количество страховщиков жизни – с 46 до 38.

Активно развивается инвестиционное страхование (темп роста премий составил 29%). Накопительное страхование жизни за год прибавило 8 млрд рублей.

Концентрация сегмента очень высокая: на 10 страховщиков приходится 89% премий. В топ‑5 страховщиков входят ООО СК «Сбербанк страхование жизни» (43,9 млрд рублей, + 20,4% по сравнению с прошлым годом), ООО СК «Росгосстрах-Жизнь» (20,2 млрд рублей, +67,5%), ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» (13,3 млрд рублей, +32,4%), ООО СК «Ренессанс жизнь» (12,3 млрд рублей, минус 0,8%), ООО СК «СиВ Лайф» (6,6 млрд рублей, +34,7%).

Объем прямых продаж падает, а продаж через интернет – растет (со 101 тыс. рублей в 2014 году до 4,3 млн рублей в 2015 году).

78% премий собирается через кредитные организации. Банковский канал дал на 22 млрд рублей премий больше, чем в 2014 году.

Объем выплат по страхованию жизни составил 23,7 млрд рублей. Коэффициент выплат более 100% имеют 5 специализированных страховщиков, еще 3 – приближаются к этому значению.

Изображение кликабельно

Изображение кликабельно

Итоги

Страховой рынок стагнирует в количественных показателях, но изменяется в качественных. Изменилась структура премий по видам страхования. Рынок вырос в основном за счет ОСАГО, однако количество договоров сокращается от квартала к кварталу. Потенциал ОСАГО практически исчерпан, а других точек роста пока нет. Определенные надежды страховщиков связаны с обязательным страхованием жилья, но вряд ли они реализуются в 2016 году.

В условиях кризиса мошенничество стало активно распространяться не только на автострахование, но и на страхование жизни, страхование имущества юридических лиц.

В 2015 году большинство компаний получили положительный финансовый результат. Серьезную роль сыграл инвестиционный доход: действовали высокие ставки по депозитам, кроме того, часть компаний провела переоценку активов. В 2016 году доходы от вложений будут ниже, а результат от страховой деятельности будет стремиться к нулю.

Значимыми событиями года стали решения о создании единого СРО и Национальной перестраховочной компании.

2016 год будет годом технологических изменений, подготовки к переходу на новый план счетов. Внедрение телематики (системы мониторинга управления автомобилем) может стать толчком для развития как моторного страхования, так и других видов.

Факторами давления на страховой бизнес в 2016 году останутся снижение платежеспособного спроса, кредитные и валютные риски, рост мошенничества, отсутствие положительных изменений в судебной практике.

Автор – руководитель управления анализа страхового сектора Национального Рейтингового Агентства

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама