16 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Какая жизнь, такие и сказки

На этой неделе в прокат выходит фильм «Как меня зовут»: полнометражный дебют режиссера Нигины Сайфуллаевой. На следующей — «Звезда» Анны Меликян, автора замечательной «Русалки». Обе картины были показаны на последнем «Кинотавре», обе снискали самые хвалебные отзывы критиков. И обе способны убедить даже самых больших скептиков: русское кино сейчас невероятно интересно, причем все чаще создают его режиссеры-женщины.

«Звезда»

«Звезду», как и «Русалку» Анны Меликян, можно назвать сказкой, но сказкой городской и погруженной в реалии сегодняшнего дня. Оба фильма посвящены странным молодым девушкам, оба ироничные и лиричные, но и очень серьезные. Режиссер говорит, что делает кино зрительское, но одновременно авторское. Рассказывает о том, что близко и знакомо ей самой.

Героиня «Звезды» по имени Маша (выразительная Тинатин Далакишвили, которая напоминает то Милу Йовович, то Марион Котийяр, то Марину Александрову) мечтает стать актрисой-звездой. Но для этого, как она считает, ей необходимо исправить свою внешность: иначе больших ролей ей не получить. Увеличить губы, грудь, подправить слишком торчащие уши, а главное — сделать красивыми ноги. Маша ходит по кастингам, а чтобы заработать на операции, трудится «не по профессии». Носит продукты и гуляет с собакой сварливого старика, работает русалкой (привет одноименному фильму Меликян) в клубе. Маша поначалу кажется хоть и очаровательной, но дурочкой, испорченной превратными представлениями о красоте в современном мире, где девушки делают себе одну губу, как у Джоли, а другую, как у Йоханссон (а у нас акция: две губы по цене одной!). В девушку влюблен школьник, притворяющийся вором (дебютная роль в кино Павла Табакова). На самом деле он сын очень большого чиновника (Андрей Смоляков), который выгоняет свою гражданскую жену из шикарного особняка. Женщина по имени Рита (литовка Северия Янушаускайте) остается без копейки на улице, да еще и со смертельным диагнозом: внезапно у нее обнаружили редкую аутоиммунную болезнь. В итоге жизнь Риты оказывается тесно переплетена с жизнью Маши.

«Звезду» сначала смотришь как сатиру на современное общество. В соответствии с последними тенденциями («Отвязные каникулы» Хармони Корина, «Элитное общество» Софии Копполы), в такой сатире не обходится без ноты восхищения этой страшной, но все же красотой: яркой, неоновой. Проходятся в фильме в том числе по современному искусству (например, новое арт-пространство открывают в бывшей канализации). Но оказывается, что все это в «Звезде» — совсем не главное.

«Звезда» — это фильм, который очень точно ловит ощущения человека, живущего сегодня в большом городе. Этот человек постоянно боится смерти, в том числе внезапной, боится страшного диагноза. Не зря в картине несколько раз звучат слова о плохой экологии, а чиновник пьет массу таблеток и сдает анализы, но все равно чувствует, как становится все слабее.

Все точки в «Звезде» расставляет неожиданный и эффектный финал, переворачивающий картину на 180 градусов. Только в конце осознаешь, что Анна Меликян посвятила свой фильм с невероятными актерскими работами (кастинг шел полтора года) ни много ни мало жизни, смерти, вечности и их восприятию жителями современной Москвы. Известие о скорой смерти может заставить человека не просто начать чувствовать жизнь полной грудью, но и совершенно измениться. А даже самый пустяковый вклад, внесенный человеком в культуру, может помочь ему остаться в вечности. Конечно, «Звезда» — это сказка. Но после нее уже не так страшно. Пожалуй, таких убедительно жизнеутверждающих картин совсем немного. А еще это фильм о большой женской дружбе, которая, кто бы что ни говорил, существует.

«Как меня зовут»

«Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой, как и «Звезда», рассказывает историю двух девушек.

Оле и Саше (их играют актрисы явно с большим будущим Марина Васильева и Александра Бортич) по семнадцать. Вместе они отправляются в Крым, где живет Олин отец, которого она никогда не видела. Отца по имени Сергей изображает обладатель Каннского приза за лучшую мужскую роль в картине «Изгнание» Андрея Звягинцева Константин Лавроненко.

У Оли есть любимый отчим, но настоящего отца она все равно хочет увидеть и одновременно страшится сделать это. Испугавшись, она договаривается с подругой, что та представится ей, Олей. Угрюмый и поначалу равнодушный отец постепенно проникается к «дочери» Саше симпатией, что, конечно, приводит к страданиям Оли, которая уже жалеет о своей шутке. Важно, что девушки, хоть и подруги, но совершенно разные. Оля — правильная отличница, поступившая в Высшую школу экономики, Саша — девушка весьма свободных нравов, в вуз не попавшая. Правда, единственное «но» заключается в том, что в реальной жизни такие девочки едва ли подружились бы, особенно если учесть, что сблизились они в школьные годы. Сергей, хоть и ставит настоящую дочь Олю в пример ненастоящей Саше, кажется, принимает Сашу и такой. Ведь дочь.

Удивительно, но сценарии к трем картинам — участницам «Кинотавра» этого года, снятым женщинами-режиссерами, написала одна сценаристка: Любовь Мульменко. «Как меня зовут» — одна из них (вместе с «Комбинатом «Надежда»» Натальи Мещаниновой и «Еще одним годом» Оксаны Бычковой). Кажется, можно говорить не только о новой русской волне в кино, но и о новой женской волне в русском кино.

«Как меня зовут» — фильм очень европейский по картинке (за изображение в духе «Догмы» отвечает оператор Марк Зисельсон). Но европейский он и по содержанию. Это картина, построенная на психологических нюансах, оттенках, недоговоренностях, взглядах, которые значат иногда больше слов (как, например, у Антониони). Здесь герои незаметно меняются, а с ними меняются и симпатии зрителя. Это фильм о травме безотцовщины. Картина тонкая и воздушная, наполненная прекрасными крымскими пейзажами, морем и ветром в светлых волосах героинь, но вместе с тем жесткая и натуралистичная. Имя Нигина Сайфуллаева стоит запомнить. 

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK