19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Канн-2016: светская жизнь и радикальное кино
Культура

Канн-2016: светская жизнь и радикальное кино

Во Франции в разгаре Каннский фестиваль. О том, как прошло открытие, какая царит атмосфера в городе, а также о самых ожидаемых фильмах – в материале «Профиля».

Круазетт – это маленькая жизнь

В этом году в Канне особенно много полиции, что, к сожалению, неудивительно. Почти на каждом перекрестке в центре можно увидеть служителей правопорядка. Они же патрулируют Круазетт. К вечеру недалеко от фестивального дворца скапливаются полицейские машины. Впрочем, если слегка отдалиться от эпицентра фестивальной жизни, то все это исчезает. Несмотря на повышенную безопасность, настроение у гостей Festival de Cannes и туристов, кажется, ничуть не отличается от обыкновенного. Журналисты и кинопрофессионалы заняты работой, а зеваки пытаются хоть краешком глаза увидеть звезд.

Вот, например, кто-то быстро проходит по огражденному участку Круазетт, исчезая в одном из главных местных отелей. Папарацци и прочая публика пытаются за эти доли секунды сделать снимки. Кто это – не видно. Хотя нет, кажется, это был член жюри этого года брутальный скандинав Мадс Миккельсен. Спустя двадцать минут его можно уже хорошо рассмотреть позирующим на пляже фотографу. Фотосессия забавна: на этом же участке пляжа находится детская площадка, которая, конечно, не попадет в объектив. Миккельсен борется с порывами ветра: они в этом году в Канне буквально сбивают с ног, даже если светит солнце (что, увы, случается нечасто).

Чуть дальше – снова перекрытый участок Круазетт, и вновь кого-то с нетерпением ждут. Оказывается, что это члены семейства Кардашьян Кендалл и Крис Дженнер. Они, разумеется, прибыли сюда, чтобы вести светскую жизнь, не связанную напрямую с кинематографом.

На топовых отелях в Канне каждый год продвигают громкие потенциальные блокбастеры. Больше всего рекламы на знаменитом Carlton. Это «Звездный путь: бесконечность», мультфильм «Тролли», «Финансовый монстр» Джоди Фостер, «Большой и добрый великан» Стивена Спилберга. Не менее известный Barrière Le Majestic украшен мультимедийной рекламой «Иллюзии обмана 2».

Жюри и открытие

Президентом жюри в этом году стал любимый критиками и зрителями режиссер Джордж Миллер, чьего «Безумного Макса: дорогу ярости» здесь показывали в 2015‑м. Компанию ему составляют его коллеги Ласло Немеш и Арно Деплешен, иранский продюсер Катаюн Шахаби, а также актеры Дональд Сазерленд, Кирстен Данст, Ванесса Паради, Мадс Миккельсен и Валерия Голино. На пресс-конференции жюри ничем особенным не удивило. Разве что Дональд Сазерленд оживлял обстановку. Видимо, с высоты своего возраста и опыта он смотрит на подобные мероприятия с большим скепсисом. В ответ на уже приевшиеся ему вопросы он каждый раз сообщал, что в этом зале замерзает, и рассказывал анекдоты, над которыми все долго смеялись.

В этом году ведущим церемонии открытия стал актер Лоран Лафитт. Из интересного: закончилось все тем, что на сцену вышла великая Катрин Денев и страстно Лафитта поцеловала. По сценарию, разумеется.

Трендом вечера были полупрозрачные, довольно откровенные вечерние платья актрис. В таких на красной дорожке появились и Кристен Стюарт, и Джулианна Мур, и Валерия Голино. Среди гостей были также, например, Джессика Честейн, Джастин Тимберлейк, Анна Кендрик, Наоми Уоттс, Сьюзан Сарандон, Паоло Соррентино и другие.

Первые фильмы

Фильм открытия – новая картина Вуди Аллена «Светская жизнь» с Кристен Стюарт, Джесси Айзенбергом, Блейк Лайвли и Стивом Карреллом (все, кроме последнего, приехали в Канн). По сюжету герой Айзенберга Бобби в 1930‑е годы приезжает из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, чтобы его дядя, большая шишка в Голливуде, устроил его на работу. Дабы сориентировать племянника в незнакомой обстановке, дядя (Каррелл) приставляет к нему свою волоокую секретаршу-умницу из Небраски (Стюарт). Той весь голливудский блеск кажется поверхностным и неинтересным. Бобби незамедлительно в нее влюбляется, но девушка занята.

Конечно, «Светская жизнь» (в оригинале Café Society) – типичный для Вуди Аллена фильм: он, как всегда, относится к своим персонажам с бесконечной иронией и нежностью. Религия, философия, джаз, Нью-Йорк (куда Бобби потом вернется), непостижимость любви, одиночество, восхищение началом XX века и многие другие характерные для Аллена темы – все они в фильме есть. А фраза из картины – «Жизнь – комедия, написанная комедиографом-садистом» – точно характеризует философию Вуди Аллена. Но, несмотря на повторы, Аллен не теряет кинохватку. В «Светской жизни» есть какая-то щемящая, лирико-меланхолическая нота, придающая ленте особенное обаяние. Это картина о выборе: между двумя людьми, двумя городами, двумя образами жизни. О мечтах, которые остаются мечтами, но оттого не менее прекрасны.

Первый конкурсный фильм – полная противоположность нарядной «Светской жизни». «Сьераневада» румына Кристи Пую («Смерть господина Лазареску») длится почти три часа, и это высококлассный реализм. Почти все действие разворачивается в одной квартире. Врач Лари с женой едут на службу по случаю сорока дней со смерти отца домой к матери. Там собрались все родственники. Священник опаздывает, поэтому есть не начинают. Потом за стол никак не могут сесть из-за того, что не получается осуществить один местный ритуал. Повторов здесь вообще много, и они концептуальны. Все постоянно ссорятся, плачут, рассказывают об изменах мужей, спорят о коммунизме и 11 сентября. «Сьераневада» требует моральной подготовки, но фильм того стоит: в нем столько тепла, любви к человеку со всеми его слабостями, столько уюта и, несмотря ни на что, радости бытия, что хронометраж уже не так пугает. Рождение (младенец) и смерть (недавняя) и старость сосуществуют в этом доме, напоминая об утешительном круговороте существования. В ленте отчетлива чеховская нотка, да и вообще много ассоциаций с Россией. И румынские улицы, и интерьер квартиры кажутся для русского человека родными.

Не менее радикален «Стоять ровно» (Rester Vertical) француза Алена Гироди. Его «Незнакомца у озера» очень ценят любители кино. Главный герой новой ленты – сценарист и режиссер, путешествующий по живописной Южной Франции с продуваемыми ветрами суровыми степями, ищет вдохновения. По дороге он встречает пастушку, которая рожает ему ребенка и вскоре покидает его. Метод Гироди – сочетание предельного натурализма с дичайшими сюжетными поворотами в духе мыльных опер. Сам он объясняет последнее тем, что его картины сделаны на грани сна и яви. Гироди, конечно, провокатор, но очень вдохновенный. Если вас возмущают подробные любовные сцены с показом гениталий или рождение ребенка крупным планом – этот автор не для вас. Вместе с тем «Стоять ровно» очень поэтичен и символичен. А еще в фильме режиссер рассуждает о гендере (что происходит в голове у отца-одиночки, как мать может бросить ребенка?) и о проблемах животноводства во Франции, где овец уничтожают волки.

В один и тот же день, явно не случайно, показали на фестивале «Финансового монстра» Джоди Фостер с Джорджем Клуни (вне конкурса) и «Я, Дэниел Блейк» британского патриарха Кена Лоуча. Первая картина – финансовый триллер о ведущем передачи, советующем, куда вложить деньги, вторая – социальная трагикомедия о пожилом столяре, который после сердечного приступа вынужден иметь дело с бюрократической системой биржи труда. Обе в конечном итоге рассказывают о том, как простого честного работягу обманывают, унижают, не дают жить с достоинством. Совершенно разные, эти картины демонстрируют это одинаково убедительно.

Чего еще ждать в Канне

Кен Лоуч уже получал главный приз ведущего кинофестиваля мира. В этом году каннская программа вообще пестрит именами больших режиссеров. Многие из этих авторов были открыты и прославлены именно Канном. «Профиль» выбрал несколько наиболее заметных картин.

«Хульета» (Julieta), режиссер Педро Альмодовар. Первый показ большинства конкурсных каннских картин проходит именно на фестивале. Но по правилам смотра фильм может выйти в прокат страны-производителя и перед Festival de Cannes. Так случилось с «Хульетой», которую уже посмотрели зрители в Испании. Патриарх-хулиган Педро Альмодовар в 80–90‑е снимал в основном комедийные мелодрамы, иронизируя над штампами мыльных опер и над национальным характером. В конце 90‑х–2000‑х он взялся за драмы («Все о моей матери», «Поговори с ней», «Дурное воспитание», «Возвращение» и другие), которые закрепили за ним звание одного из важнейших режиссеров современности. В основу «Хульеты» легли рассказы Элис Манро, которую до присуждения ей в 2013 году Нобелевской премии в России почти не знали. И Манро, и Альмодовар – знатоки женских душ. Главная героиня тридцать лет назад была счастлива, а сейчас на грани сумасшествия. Почему все так изменилось? Хульету в молодости играет восходящая звезда Адриана Угарте. В зрелом возрасте – Эмма Суарес, известная по ранним фильмам другого знаменитого испанца, Хулио Медема. У Альмодовара уже есть каннские награды за лучшую режиссуру и лучший сценарий (плюс приз всему женскому актерскому составу за «Возвращение»), а вот «Золотой пальмовой ветви» за лучшую ленту он пока не удостоился.

Фото: Festival de Cannes
©Фото: Festival de Cannes

«Американский мед» (American Honey), режиссер Андреа Арнольд. Британка Андреа Арнольд, чей дебютный полнометражный фильм вышел 10 лет назад, уже успела стать фирменным каннским режиссером. Ее «Красная дорога» и «Аквариум» завоевали здесь по призу жюри. Арнольд снимает гиперреалистичные фильмы, в которых заняты в том числе непрофессиональные актеры. Иногда они соседствуют в кадре с именитыми артистами. Так, одну из своих лучших ролей в замечательном «Аквариуме» (социально-психологическая драма о взрослении в провинциальной Англии) сыграл Майкл Фассбендер. «Американский мед» (из известных актеров в картине можно увидеть эпатажного Шайю ЛаБефа) рассказывает о девушке-тинейджере, которая отправляется в путешествие вместе с командой распространителей журнальных подписок. Героиню ждут вечеринки, любовь и проблемы с законом.

Фото: Festival de Cannes
©Фото: Festival de Cannes

«Персональный покупатель» (Personal Shopper), режиссер Оливье Ассайас. «Персональный покупатель» рассказывает о молодой американке, работающей личным ассистентом парижской знаменитости. Она оказывается вовлечена в загадочную историю в декорациях мира моды. Оливье Ассайас – представитель французского независимого кино, многократный участник Каннского и других фестивалей. В 2010 году он создал мини-сериал «Карлос» о международном террористе 1970–1980‑х годов. Два года назад в Канне показывали его драму «Зильс-Мария» с Кристен Стюарт, Жюльетт Бинош и Ларсом Айдингером. Стюарт и Айдингер (его московская театральная публика могла видеть в «Тартюфе» Михаэля Тальхаймера на «Фестивале. NET» 2015 года) заняты и в новой работе Ассайаса. Кристен Стюарт благодаря прекрасной роли в «Зильс-Марии» стала первой американской актрисой, получившей премию «Сезар».

Фото: Festival de Cannes
©Фото: Festival de Cannes

«Незнакомка» (La Fille Inconnue), режиссеры Жан-Пьер и Люк Дарденны. Героиня «Незнакомки», врач Женни, не открывает дверь пациенту после окончания приема. На следующий день она узнает, что недалеко от ее хирургического кабинета найдено тело неизвестной девушки. Женни, мучимая совестью, решает установить ее личность. В «Незнакомке» бельгийцы братья Дарденны вновь задействовали Жереми Ренье, Оливье Гурме и Фабрицио Ронджоне. В роли Женни – молодая Адель Энель.

Братья Дарденны – двукратные обладатели каннской «Золотой пальмовой ветви» (за фильмы «Розетта» и «Дитя»). Кроме них, такой чести удостаивались Фрэнсис Форд Коппола, Билле Аугуст, Эмир Кустурица, Сехэй Имамура и Михаэль Ханеке. Канн вообще обожает Дарденнов и регулярно отмечает разные их картины наградами. Когда два года назад их фильм «Два дня, одна ночь» был проигнорирован жюри, многие критики возмущались, уверяя, что эта лента заслуживает Palme d’Or. Что ж, в этом году у братьев вновь будет шанс стать первыми в истории трехкратными лауреатами этого важнейшего трофея.

Стилистику Дарденнов принято сравнивать с фильмами датского манифеста «Догма‑95»: то же ощущение, будто подглядываешь за настоящей жизнью, отсутствие закадровой музыки, реалистичная актерская игра. Правда, Дарденны начали снимать в духе «Догмы» еще до ее возникновения.

«Это всего лишь конец света» (Juste la Fin du Monde), режиссер Ксавье Долан. Вундеркинд, хипстер, эстет, самовлюбленный наглец, главное каннское открытие последних лет – это все о канадце Ксавье Долане. Два года назад его «Мамочка» поделила приз жюри в Канне вместе с «Прощай, речь 3D» самого Жан-Люка Годара. К этому Долана Канн плавно подводил: первые три его фильма показывали в программах «Двухнедельник режиссеров» и «Особый взгляд». Долан – перфекционист, который доводит до совершенства каждую деталь фильма: визуальную, музыкальную, смысловую, психологическую. Режиссер делает кино очень личное, а оттого всегда искреннее, что не может не покорять. На этот раз он показывает ленту, в которой заняты французские звезды Марион Котийяр, Леа Сейду, Венсан Кассель, Гаспар Ульель, Натали Бай. Писатель Луи (Ульель) возвращается домой после долгого отсутствия, чтобы рассказать семье о своей смертельной болезни. В основе – одноименная пьеса Жан-Люка Лагарса.

Фото: Festival de Cannes
©Фото: Festival de Cannes

«В тихом омуте» (Ma loute), режиссер Брюно Дюмон. Суровый француз Брюно Дюмон (каннский Гран-при за «Человечность» и «Фландрию»), похоже, всерьез увлекся комедией. Своеобразно-веселый детективный мини-сериал «Малыш Кенкен» можно было посмотреть в Канне‑2014. «В тихом омуте» – явное продолжение этой тенденции в творчестве Дюмона. Летом 1910 года исчезают несколько туристов, проводивших время на пляжах Атлантического побережья. Инспекторы Машан и Малфой начинают расследование. В действие вовлечены враждующие кланы воров и каннибалов и юные влюбленные. В гротескном безумии приняли участие Фабрис Лукини, Жюльетт Бинош и Валерия Бруни-Тедески.

Смена курса Брюно Дюмона достаточно неожиданна, ведь прославился он среди киноманов как режиссер жестких, серьезных, крайне реалистичных картин. Его ведущие темы – жестокость в современном мире, природа, секс, грех и искупление. Впрочем, исследовать их можно и с другого ракурса, чем Дюмон и решил заняться.

«Патерсон» (Paterson), режиссер Джим Джармуш. Культовый американец Джим Джармуш неоднократно бывал участником фестиваля. Ему присуждены несколько статуэток – но ни одной главной. Вовсе без наград в Канне осталась его предыдущая картина «Выживут только любовники», в которой режиссер практически впервые за свою карьеру заговорил о любви.

Действие «Патерсона» разворачивается в одноименном городе в Нью-Джерси. Центральный герой – водитель автобуса и поэт, которого играет модный Адам Драйвер. Широкая публика знает его по последнему эпизоду «Звездных войн», где он сыграл нового главного злодея саги. Но любовь зрителей он завоевал еще несколько лет назад, появившись в сериале Лены Данэм «Девочки». В «Патерсоне» также можно будет увидеть набирающую популярность иранку Голшифте Фарахани (одна из последних ее работ – недавний режиссерский дебют актера Луи Гарреля «Друзья»). Фарахани живет во Франции: из-за ролей в Голливуде и политических взглядов ей запрещен въезд в Иран.

В секции «Полуночные показы» продемонстрируют еще один фильм Джармуша – документальный Gimme Danger о музыканте Игги Попе.

Фото: Festival de Cannes
©Фото: Festival de Cannes

«Семейные фотографии» (Bacalaureat), режиссер Кристиан Мунджиу. Румыну Кристиану Мунджиу в 2007‑м уже вручили Palme d’Or за «4 месяца, 3 недели, 2 дня» – картину о подпольном аборте в Румынии времен Чаушеску. Метод Мунджиу близок все той же датской «Догме», все тем же Дарденнам, Брюно Дюмону, Андреа Арнольд. Это невероятный, подробный, иногда шокирующий реализм, отсутствие фальши; впечатление, будто подглядываешь за реальной жизнью. Ленту Мунджиу «За холмами» на фестивале отметили двумя наградами: за лучший сценарий и женскую роль (отдан сразу двум актрисам). «Семейные фотографии» посвящены жизни провинциального врача и его дочери, у которой возникают внезапные трудности, когда та пытается уехать учиться в Великобританию.

«Неоновый демон» (The Neon Demon), режиссер Николас Виндинг Рефн. Фильмы датчанина Николаса Виндинга Рефна можно охарактеризовать словами «очень красиво» и «очень кроваво». Его конек – эстетские триллеры и криминальные истории, где каждый кадр тщательно выстроен – хоть вешай на стенку. Главная его картина на данный момент – «Драйв», за которую каннское жюри отдало ему режиссерскую «ветвь». Именно этот фильм закрепил за Райаном Гослингом амплуа немногословного, стоически спокойного и при этом способного на истовую жестокость персонажа. Гослинг подтвердил его в ленте Рефна «Только бог простит», принятой в Канне уже с некоторым скепсисом. В «Неоновом демоне» в центре повествования не герой, а юная героиня с лицом ангелической Эль Фэннинг. Она – начинающая модель, которая приезжает в Лос-Анджелес, где за молодость и красоту готовы убить.

«Она» (Elle), режиссер Пауль Верхувен. Голландский мэтр Пауль Верхувен, долгое время снимавший в Голливуде концептуальные артистические жанровые картины («Робокоп», «Вспомнить все», «Основной инстинкт», «Шоугерлз», «Звездный десант»), на сей раз занялся франкоязычным проектом. Великая француженка Изабель Юппер изображает в его новой картине изнасилованную женщину, которая стремится найти своего обидчика и отомстить ему. Можно не сомневаться в наличии жестких, неудобных для массового зрителя эпизодов и в небанальных смыслах фильма.

Фото: Festival de Cannes
©Фото: Festival de Cannes

«Лавинг» (Loving), режиссер Джефф Николс. Джефф Николс – один из лучших молодых независимых американских режиссеров. Совсем недавно, на последнем Берлинском фестивале, все восхищались его фантастической драмой «Специальный полуночный выпуск» о мальчике со сверхъестественными способностями. И вот уже новая работа все с теми же Майклом Шенноном и Джоэлом Эдгертоном в центральных ролях (Шеннон – вообще любимый актер Николса: он появлялся в каждой из пяти его картин). 1958 год, супругам по фамилии Лавинг (Эдгертон и Рут Негга) из штата Вирджиния грозит тюрьма за вступление в межрасовый брак.

«Служанка» (Agassi), режиссер Чхан Ук Пак. 1930‑е, Корея под японской оккупацией. Воровка становится горничной в богатом доме: ее напарник-мошенник хочет соблазнить и разорить его хозяйку. Но все, разумеется, не так просто.

Титулованный кореец Чхан Ук Пак прославился трилогией «Сочувствие господину Месть» – «Олдбой» – «Сочувствие госпоже Месть». Особенно прогремел «Олдбой» – это один из любимых фильмов Квентина Тарантино. Когда тот возглавлял в 2004 году каннское жюри, то присудил «Олдбою» Гран-при. После этого Чхан Ук Пака признали ключевой фигурой нового корейского кинематографа. Он считается мастером кино кровавого, жестокого, но зачастую забавного.

Россия в Канне-2016

Россию в Канне представляет Кирилл Серебренников: его «Ученика» отобрали во вторую по важности программу «Особый взгляд». Серебренников – один из самых знаменитых за рубежом современных российских режиссеров: на его счету номинации и призы фестивалей в Риме, Локарно, Венеции, Карловых Варах. Глава «Гоголь-центра» адаптировал свой же одноименный спектакль по пьесе Мариуса фон Майенбурга для экрана. Главный герой, увлекшийся религией мальчик Вениамин, считает, что знает, как нужно правильно жить. Он понимает, что такое моральные нормы и как их необходимо соблюдать. В роли Вениамина – Петр Скворцов (в спектакле ее исполняет Никита Кукушкин). Скворцова можно увидеть, например, в ленте «Птичка» Владимира Бека. Остальные центральные актеры спектакля перешли и в киноверсию Серебренникова: Виктория Исакова, Юлия Ауг, Светлана Брагарник, Александра Ревенко, Александр Горчилин, Ирина Рудницкая, Антон Васильев.

Фото: Festival de Cannes
©Фото: Festival de Cannes

В рамках еще одной важной секции, «Двухнедельника режиссеров», покажут новый короткометражный мультфильм мэтра Гарри Бардина. За картину «Выкрутасы» в 1987 году ему присудили в Канне главный трофей короткометражного конкурса. Деньги для новой работы «Слушая Бетховена» Бардин собирал с помощью краудфандинга. Сам режиссер на сайте planeta.ru так пишет о фильме: «Он будет посвящен вечным ценностям – вещам, которые важны всегда, а особенно в последнее время, – торжеству и величию свободы. Как и многие предыдущие мои картины, эта лента станет музыкальной. На протяжении всего фильма будут звучать великие произведения Бетховена – симфония № 7 и «Ода к радости», специально записанные для нас Национальным филармоническим оркестром России под управлением В. Спивакова».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».