Профиль

«Конь» взаймы

©

Почти половина автомобилей в России приобретается в кредит. По данным Национального бюро кредитных историй, доля кредитных продаж новых автомобилей в 2013 году в нашей стране составила 45,8%. То есть практически каждый второй автомобиль из 2,6 млн машин, реализованных за год, был продан в кредит. Для этого россияне одолжили у банкиров в общей сложности свыше $21,4 млрд.
Как отмечает начальник управления развития залогового кредитования Райффайзенбанка Наталия Морозова, значительную роль здесь сыграла государственная программа льготного автокредитования, в рамках которой было реализовано 277 тыс. автомобилей. При этом, по словам заместителя председателя правления Связь-банка Ольги Олейник, продажи автомобилей по льготной ставке примерно на 15% превысили первоначальный прогноз.
«Спрос на автомобили в момент действия подобных льготных программ автокредитования, безусловно, увеличивается, — говорит директор департамента розничного бизнеса Нордеа Банка Вячеслав Лясевич. — Но в то же время необходимо понимать: не все кредиты, выданные в период действия таких программ, можно считать чистым приростом, так как часто происходит банальное замещение займов, выданных по обычным программам».
Стоит отметить, что изначально банкиры планировали выдать кредиты на покупку почти 60% новых автомобилей, но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Во-первых, произошли изменения в политике страховых компаний (как известно, каско является практически обязательным условием автокредитования). «Большинство страховщиков сейчас сокращают долю застрахованных транспортных средств в своем портфеле, — поясняет Вячеслав Лясевич. — Не секрет, что это направление бизнеса для страховых компаний всегда было высокорискованным. Заградительные тарифы страховщиков сместили спрос из программ по автокредитованию в сегмент потребительского кредитования. Все больше клиентов предпочитают купить автомобиль за счет беззалогового кредита, нежели переплачивать за каско в классической схеме автокредитования». Это сказывается на статистике автокредитования.
Во-вторых, многие финучреждения пересмотрели условия предоставления кредитов и повысили ставки. «Как правило, банки пересматривают свою процентную политику в том случае, если стоимость заемных средств для самих банков меняется, — рассказывает Наталия Морозова. — К повышению ставок ведет и высокая закредитованность населения, ужесточаются процедуры проверки клиентов, банки вынуждены компенсировать свои риски за счет повышения процентных ставок». О том, что риски действительно велики, говорит и статистика Национальной службы взыскания (НСВ), которая оценила объем просроченной задолженности по автокредитам по состоянию на 1 января 2014 года в 42 млрд рублей. Рост за год составил 43%! И к концу этого года данный показатель, по прогнозам НСВ, вырастет до 50 млрд рублей. При этом средний размер задолженности, переданной коллекторам, по итогам 2013 года — 443 тыс. рублей, это на 174 тыс. рублей больше, чем годом ранее.
Сдержать рост ставок в будущем, по мнению наших экспертов, может сильная конкуренция на рынке автокредитования и субсидирование процентных ставок крупными автопроизводителями. «Кэптивные (карманные. — «Профиль») банки, принадлежащие крупнейшим премиальным автопроизводителям, показывают действительно хорошие результаты, — продолжает тему Ольга Олейник, — хотя речь идет только об определенном сегменте автомобильного рынка, который не является массовым».
«Несомненно, эксклюзивность в брендах всегда дает определенное преимущество, — возражает начальник департамента розничного бизнеса банка «Зенит» Евгений Галиахметов, — но универсальные банки, как правило, могут предложить гораздо более широкий комплекс собственно банковских услуг и тем самым привлечь клиента».
По словам заместителя председателя правления банка «Уралсиб» Ильи Филатова, у универсальных банков есть ряд преимуществ перед кэптивными: разветвленная филиальная сеть, сеть банкоматов, широкая продуктовая линейка и многое другое. «В отличие от универсальных, кэптивные банки занимаются кредитованием только собственных марок, — уточняет банкир, — что, на наш взгляд, не оказывает существенного влияния на общую конъюнктуру рынка автокредитования, однако в разрезе отдельных, как правило, премиальных марок собственные банки автопроизводителей могут составить конкуренцию универсальным коммерческим банкам». Впрочем, в некоторых случаях конкуренция может уступать сотрудничеству. «Универсальные банки — активные игроки этого рынка — будут искать возможность максимально войти в кредитные программы автопроизводителей, — полагает Наталия Морозова, — в том числе они будут активно взаимодействовать с брендами, имеющими собственные кэптивные структуры».
Развитие сегмента кредитования дорогих автомобилей, а следовательно, и расширение кредитных предложений на покупку автомобилей премиум-класса как одну из основных тенденций рынка отметили практически все опрошенные «Профилем» банкиры. «Основная причина — стремление клиента повысить класс автомобиля за счет заемных средств», — считает Ольга Олейник. Исходя из этого, по мнению банкиров, в текущем году наибольший интерес клиенты будут проявлять к новому продукту buy-back (кредит с обратным выкупом автомобиля). «Его преимущества вполне очевидны как для клиента, так и для дилера, — рассказывает Наталия Морозова. — Клиент, имеющий относительно небольшой доход, может приобрести автомобиль более высокой категории, что, в свою очередь, позволяет дилерам зарабатывать свою маржу на продаже более дорогих моделей». Кроме того, данный продукт позволяет удержать клиента в дилерском центре, предлагая ему сервисные услуги на протяжении всего срока жизни кредита, а после его окончания клиент может сдать автомобиль в trade-in (обмен старого автомобиля на новый), а дилер при этом пополняет свой сток б/у автомобилей, история которых ему известна и прозрачна.
По мнению Ольги Олейник, необходимо отметить активно развивающийся сегмент реализации автомобилей с пробегом в возрасте до 5 лет. Данное направление бизнеса, в особенности у
авторизованных дилерских центров, растет из года в год и становится все более доходным. В связи с этим развитие программ автокредитования в данном сегменте, уверена Наталия Морозова, позволит значительно усилить взаимодействие банков и дилеров, результатом чего станет рост продаж с обеих сторон.
Например, у ряда банков разница в ставках на покупку новых и ранее уже использовавшихся транспортных средств минимальна. Несомненно, это не останется незамеченным покупателями. И хотя пока доля кредитных продаж в этом сегменте сравнительно невелика, но она быстро увеличивается, и банки видят в этом направлении большую перспективу, предлагая все более привлекательные условия.
Широкое распространение, по словам экспертов, приобретает сейчас и экспресс-кредитование, которое более удобно для дилеров, заинтересованных в быстром одобрении сделок — чтобы снизить риск ухода клиента в другой дилерский центр.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Ольга Олейник, заместитель председателя правления Связь-банка:

«В нашем банке есть несколько программ по приобретению автомобилей в кредит. Можно купить в кредит как новый, так и подержанный автомобиль иностранного или отечественного производства на сумму до 5 млн рублей. Также мы кредитуем покупателей новых коммерческих автомобилей — кредит оформляется под залог приобретаемой машины. За счет кредита Связь-банка можно не только оплатить сам автомобиль, но и оформить полисы обязательного и добровольного страхования (страхование жизни и здоровья заемщика, страхование от потери работы, GAP-страхование и пр.), купить дополнительное оборудование. Кредитом могут воспользоваться физические лица и индивидуальные предприниматели с постоянным источником дохода в возрасте 23—60 лет с постоянной регистрацией в регионе присутствия банка и стажем на последнем месте работы не менее 4 месяцев. Для подачи заявки на кредит необходим минимальный пакет документов: паспорт гражданина РФ и водительское удостоверение. Также предусмотрена программа с подтверждением дохода и занятости клиента: в этом случае ставка по кредиту будет ниже, чем без подтверждения».

Илья Филатов, заместитель председателя правления банка «Уралсиб»:

«На данный момент мы предлагаем классическую программу автокредитования со сроком рассмотрения заявки и принятием решения в 1 рабочий день. Программа распространяется как на новые, так и на подержанные автомобили. В случае приобретения подержанного автомобиля ставка по кредиту увеличивается на 1% годовых. Ставка по кредиту может быть и уменьшена на 1,5 процентных пункта при заключении клиентом договора страхования жизни и потери трудоспособности. Комиссия за выдачу кредита отсутствует. Погашение основного долга и уплата процентов заемщиком осуществляются аннуитетными платежами. Для получающих зарплату на банковские карты «Уралсиба» или для заемщиков с положительной кредитной историей разработан специальный тарифный план «Доверительный», процентная ставка по которому ниже, чем при стандартных условиях. Стоит отметить, что «Уралсиб» активно сотрудничает с целым рядом крупнейших автопроизводителей отечественных и иностранных марок в рамках специальных программ. Совместные программы запущены по автомобилям марок Volkswagen, Skoda, Audi, Hyundai, Honda, Lifan, Chery, ГАЗ и Lada. Наши клиенты могут приобретать автомобили данных марок в автосалонах официальных дилеров на привлекательных условиях и по более низким процентным ставкам».

Самое читаемое
Exit mobile version