20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Королева Земли из России, обаятельный садист и милый пес-убийца
Общество

Королева Земли из России, обаятельный садист и милый пес-убийца

Из-за выхода в прокат «Левиафана» мы упустили из виду новую работу Ланы и Энди Вачовски «Восхождение Юпитер». О нем, а также о двух премьерах недели (экранизации БДСМ-романа «50 оттенков серого» и лауреате каннского «Особого взгляда» «Белом боге» Корнеля Мундруцо) — в нашем обзоре.

«Восхождение Юпитер»

Юпитер — это имя девушки (первая по-настоящему крупная голливудская роль Милы Кунис), дочери преподавателей: русской и англичанина (до обидного небольшая роль Джеймса Д’Арси, который тут хоть и изображает британца, но выглядит очень по-русски). Рождается Юпитер на корабле по пути из России в США. Годы спустя девушка работает уборщицей, живет в одной комнате с мамой и тетей, общается со своей шумной эмигрантской семьей и, естественно, ненавидит свою жизнь. Ненавидит до тех пор, пока не появляется человек из космоса с генами волка и отрезанными крыльями (Ченнинг Татум с почти эльфийскими ушами) и не оказывается, что Юпитер — реинкарнация космической правительницы, чьи дети поделили между собой права на планеты Вселенной. Далее — водоворот экшена и интриг с примесью комедии. И, конечно, лав-стори.

Изображение: Каро-Премьер
©Изображение: Каро-Премьер

Ценно, что Вачовски не экранизировали никакую книгу: они сами создали мир, не существовавший до этого. Конечно, это смесь всего, что только возможно: фантастических фильмов про космос, «Игры престолов», антиутопий про бессмертие, «Секретных материалов». Понятно, что двухчасовой хронометраж позволил только наметить основные черты и законы этого мира. Но наверняка Вачовски придумали гораздо больше: есть ощущение, что их материала хватило бы, например, не на один том графического романа в духе какой-нибудь новомодной космической «Саги».

Западные критики в основном ругают новый фильм авторов «Матрицы», «Спиди-Гонщика» и «Облачного атласа». У него всего 23% положительных рецензий на сайте rottentomatoes.com. Если обобщить, мнения сводятся к тому, что на визуальном уровне Вачовски по-прежнему хороши, а вот с содержанием у «Восхождения Юпитер» большие проблемы. Отечественные критики в целом солидарны со своими коллегами, хотя и здесь, и там нашлись поклонники картины.

Присоединюсь к последним. Вачовски — прекрасные безумцы. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на сменившего пол Ларри, ныне — Лану Вачовски. Факт смены пола никого сегодня особенно не впечатлит (хотя кого я обманываю), но розовые дреды Ланы — они действительно поражают воображение. Таков и «Восхождение Юпитер»: яркий, переливающийся разными оттенками. Полеты, взрывы, мельтешение (пожалуй, монтаж тут даже слишком динамичный: за происходящим иногда сложно уследить). Вроде бы очень голливудский фильм, а в то же время — трэш, но намеренный, любовно выделанный. Дьявол в деталях, а тут, наоборот, в деталях весь смак.

Ченнинг Татум летает в реактивных ботинках. Юпитер пытаются похитить инопланетяне, которые явно специально выглядят так, как в десятках других фильмов. Эдди Редмейн утрированно изображает самого большого злодея так яростно, что кто-то даже усомнился, не помешает ли ему эта «плохая» игра получить «Оскар» за «Вселенную Стивена Хокинга» – другой фильм. А уж какие в космосе порой встречаются диковинные создания!

Можно искать в «Восхождении Юпитер» глубинные смыслы. Например, Вачовски обличают капитализм, а заодно и бюрократию (комический эпизод, отсылающий к «Бразилии» Терри Гиллиама). Но лучше просто наслаждаться творческой свободой режиссеров. Ну кто бы еще мог снять картину, главная идея которой заключается в следующем: даже если и в начале, и в конце фильма вы моете унитазы, вы можете чувствовать себя правительницей Вселенной.

P.S. Если вы действительно правительница Вселенной.

«Пятьдесят оттенков серого»

Выход экранизации романа-бестселлера Э.Л. Джеймс приурочен к Дню cвятого Валентина. Романтическое свидание 14 февраля, проведенное на «50 оттенках серого», действительно возможно: несмотря на достаточную степень откровенности, фильм не приближается к роману по этому критерию. Книга — порно («порно для домохозяек», как ее иронически называют), картина — эротика.

Изображение: UPI
©Изображение: UPI

«50 оттенков» рассказывают об отношениях почти выпускницы университета, изучающей литературу, девственницы Анастейши Стил и бизнесмена-миллиардера Кристиана Грея. Тот, к большому изумлению серой мышки Аны, проявляет к ней активный интерес после того, как она берет у него интервью. Загадочный мистер Грей скрывает тайну: он не признает никаких отношений, кроме БДСМ-игр. Он (простите) доминант, а его девушка (хотя девушки у него быть не может, как говорит сам герой) — сабмиссив, должная во всем ему подчиняться.

Срежиссировала картину Сэм Тейлор-Джонсон (она же Сэм Тейлор-Вуд: Джонсон — фамилия ее молодого мужа-актера Аарона Джонсона; он же «Пипец», он же Вронский). Тейлор-Джонсон обладает хорошей репутацией как художник (группа «Молодые британские художники»). Она также сняла неплохой фильм «Стать Джоном Ленноном» и новеллу в скандальном альманахе «Запрещено к показу!».

В главных ролях — Джейми Дорнан и Дакота Джонсон. Дорнан показал свою способность изображать человека, ведущего двойную жизнь, в сериале «Падение» (там он был примерным семьянином и маньяком в одном флаконе). Дакота Джонсон — дочь Мелани Гриффит и Дона Джонсона.

Со своей задачей режиссер и актеры справились: сделали картину настолько лучше романа, насколько это в принципе возможно. Книга Э.Л. Джеймс (дочитать ее, честно говоря, невозможно) беспомощна со всех точек зрения, изобилует довольно мерзкими подробностями, штампами и ужасно затянута. Фильм Тейлор-Джонсон тоже катится не слишком легко, но любовные сцены сделаны очень неплохо. Дорнан и Джонсон не только идеально подходят на роли Грея и Стил, но и здорово играют.

Фильм получился не только о сексе, но и о том, что «Кто был охотник? Кто добыча? Все дьявольски — наоборот!» — как поется в романсе «Под лаской плюшевого пледа» на стихи Цветаевой. Героиня в процессе совместных с героем экспериментов не изменяет себе, а раскрывает глубины собственного я, не известные ей прежде. Он же меняется и делает многие вещи, которые никогда раньше не делал. Есть в картине и феминистский посыл: судя по финалу, авторы выступают против домашнего насилия над женщинами. Тема становящаяся все более актуальной. Высказывается и весьма спорная мысль о том, что подчинение нравится человеку потому, что лишает его ответственности.

Будьте готовы к тому, что финал фильма открытый: Э.Л. Джеймс ведь написала целых три романа о Кристиане и Анастейше.

«Белый бог»

Победитель каннской программы «Особый взгляд». Венгр Корнель Мундруцо недавно привозил на театральный «Фестиваль.NET» свой радикальный социально-фантасмагорический спектакль «Деменция». Теперь у зрителей будет возможность познакомиться и с его кинодеятельностью. В каком-то смысле она не менее радикальна.

Изображение: Cinema Prestige
©Изображение: Cinema Prestige

«Белый бог» по всеобщему определению начинается как «Белый Бим, черное ухо». 13-летняя Лили, которую оставляют с отцом, лишается по воле родителя своего любимого пса Хагена. В антиутопической Венгрии запрещается бесплатно держать нечистокровных собак. Оставшийся на улице Хаген начинает свое странствие. Лили — свое, она ищет любимое существо. Пес сталкивается с жестокостью людей. Будет и новый хозяин, специально озлобляющий его для участия в собачьих боях, и отлавливающие на улицах собак люди. Пес, столкнувшийся с человеческой жестокостью, возглавляет в итоге огромную стаю бродячих собак и разрабатывает план мести. Непонятно, как Мундруцо удалось осуществить съемки, но факт остается фактом: в картине заняты совершенно реальные псы, которых потом пристроили по домам. «Белый бог» — щемящая, пронизанная лирическим чувством картина и одновременно жесткое выступление против фашистской идеологии. Когда несправедливость зашкаливает, остается только агрессивно бороться за свои права, за свою свободу. Только так можно что-то изменить, но при этом легко ненароком превратиться в своего противника. Какой же выход? Об этом — в удивительном по изобретательности, исполнению и эмоциональному воздействию финале фантазии Корнеля Мундруцо.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».