Профиль

Ложный образ врага

©

Госпожа канцлер угрожает России расширением санкций. Госпожа министр обороны Германии и вовсе предлагает обновить смазку гусениц: НАТО должен „продемонстрировать“ на своих „внешних границах“ большее количество танков, заявила Урсула фон дер Ляйен в интервью журналу Der Spiegel.
Первый вывод: в словестной гонке вооружений Запад отнюдь не отстает. Общественность с изумлением констатирует, что обе стороны в этом новом конфликте между Востоком и Западом, вызванном судьбой Украины, не заинтересованы в разрядке.
Однако политика Меркель наносит урон интересам Германии. Ведь по историческим и экономическим причинам Германия не может позволить себе конфликт с Россией. Зато Владимиру Путину курс на конфронтацию выгоден: это демонстрация власти вместо модернизационных хлопот. Это более легкий путь. Рейтинг кремлевского главы давно не был таким высоким - причем не только в России. Борьба с ЕС и США может сделать его новым героем Азии.
Ведь на то, что происходит сегодня на Украине, можно посмотреть и совсем иначе - не так, как хотелось бы нам, людям Запада: „Отпор, который Россия дает Западу, имеет глобальное значение. Это цитата из китайской партийной газетыВ западные СМИ ее „запустил“ Марк Зимонс, собкор немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung в Китае. С точки зрения КНР (и не только) нынешний крымский кризис есть новая глава затяжной оборонной войны, которую Азия ведет против Запада вот уже больше ста лет. Точнее, со времен Цусимского сражения: в мае 1905 года японский флот пустил на дно с два десятка российских военных кораблей, а с ними - и легенду о непобедимости белого человека.
Второй вывод: в то время Россия еще считалась Западом. Сегодня - нет.
„Впервые со времен Средневековья неевропейская страна одержала победу над европейской державой в результате масштабной войны, и эта новость облетела мир, объединенный западными империалистами в тесную сеть“, - пишет Панкай Мишра в своей увлекательной книге о конфликте между западным миром и Азией. „Отголоски этой победы, подобно раскатам грома, разносятся по шепчущимся галереям Востока“, - сказал тогда лорд Керзон. И сегодня, когда Россия вновь взяла Крым, китайское информационное агентство „Синьхуа“ писало: „Запад уже верил, что одержал большую победу в геополитической борьбе. Но события получили другое развитие“.

Путин отворачивается от Запада

Крымский кризис показывает: Путин отворачивается от Запада. „Русские уже долгое время демонстрируют ангельское терпение“, - предупреждал еще в 2012 году один депутат Европарламента от СДПГ, занимающийся взаимодействием с Россией. Однако ЕС не хотела давать Путину даже безвизового въезда для российских граждан, не говоря уже о его больших планах зоны свободной торговли от Атлантического до Тихоокеанского побережья.
По сравнению с Бараком Обамой Путин кажется забиякой лишь потому, что располагает куда менее богатым инструментарием. Для западной политики у России есть всего три инструмента: природный газ, оружие и место в Совбезе ООН.
Концерны Google и Apple накладывают на Земной шар совсем не российский отпечаток. Никакая АНБ не помогает Путину фильтровать и контролировать глобальный поток сознания. И никакой московский „Голливуд“ не распространяет ценности российской культуры. Последним российским проектом, действительно впечатлившим мир, стала орбитальная станция „Мир“ - но и она уже давно спала с небес.

Старый образ врага - „злой русский“

СМИ и политика пытаются вернуть к жизни старый образ врага - „злого русского“. В том, что касается России, Запад застрял в циничных временах бывшего министра обороны США Каспара Уайнбергера, публично выражавшего надежду, что восточная мировая держава распадется „с шелестом, а не с треском“. И вот недавно Хиллари Клинтон сравнивает Путина с Гитлером. Делая такие нелепые заявления, в США можно претендовать на роль кандидата в президенты от партии демократов! В в Германии два восточных немца, Меркель и Гаук, проводят свою российскую политику с такой антипатией, будто используют свои должности для преодоления собственной психотравмы.
Впрочем, опросы показывают, что общественность не спешит бездумно принимать их установки. Больше половины немцев с пониманием относятся к тому, что Путин считает Украину российской зоной влияния. У людей хорошее чутье на такие вещи: ведь Путин - это не Гитлер. Крымом Россия может „насытиться“ - как Отто фон Бисмарк сказал после воссоединения выразился Рейха, „теперь Германия вошла в свои границы, мы удовлетворены, и я смогу спокойно спать в моем отныне исполненном Отечестве“. Как известно, его преемники смотрели на это иначе. И все же, исходя из всего, что мы знаем, по-бисмарковски „спокойным сном“ теперь сможет насладиться и Путин.
Зато Запад обладает определенным трансграничным, „вышедшим из границ“ свойством: опять-таки пользуясь выражением Бисмарка, Запад „идет на риск“ практически за пределами своей сферы интересов. Или даже скорее претендует на то, что его сфера интересов охватывает весь мир. Вот в чем проблема.
Запад никогда не насыщается и потому ненасытен. В 1895 году египетский ученый Мохаммед Абдух подметил: „Не вызывает сомнений, что либеральная позиция распространяется только на вас самих, и ваши симпатии к нам подобны симпатии волка к ягненку, которого он хочет сожрать“.
В Азии сделали из этого свой вывод: ягненок сам должен стать волком.

Самое читаемое
Exit mobile version