18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Дорого и вредно
Экономика

Дорого и вредно

Американская компания Kraft Heinz отказалась от покупки нидерландско-британской Unilever через два дня после того, как о ее 143-миллиардном предложении стало известно СМИ. Если бы сделка состоялась, она стала бы одной из крупнейших в истории и привела бы к возникновению второго в мире производителя продуктов питания, уступающего по размеру только Nestle. Эксперты и инсайдеры указывают, что Uniliver не устроила предложенная цена. Кроме того, стратегии и модели развития двух компаний существенно различаются.

Встретив активное противодействие, компания Kraft Heinz в воскресенье отозвала предложение, которое направляла 17 февраля. The Wall Street Journal указывает, что ход Kraft Heinz по покупке более крупной компании — производителя потребительских товаров Unlever был сделан в то время, когда другие гиганты индустрии — Nestle и Procter & Gamble — страдают от замедления роста продаж. В продовольственной сфере это отчасти вызвано тем, что потребители все больше переходят с готовых продуктов длительного хранения на более свежую и здоровую еду, предлагаемую самыми разными производителями.

Kraft Heinz предлагала порядка $50 за акцию Unilever, что категорически не устроило руководство нидерландско-британской компании, посчитавшей цену заниженной. Unilever заявила, что не видит в предложении ни финансовой, ни стратегической выгоды для акционеров, сообщил Bloomberg осведомленный источник. По сообщениям СМИ, активным противником сделки стал генеральный директор Unilever Пол Полман. В частности, он указывал на несовместимость ценностей и стратегий двух компаний.

Kraft Heinz делает упор на сокращении расходов, что могло бы навредить брендам Unilever. Кроме того, Karl Heinz никогда не имела дела с производством бытовой химии и товаров личной гигиены, что является важной частью бизнеса Unilever. Сокращение инвестиций в развивающиеся рынки также могло бы быть сокращено в случае одобрения сделки, пишет Reuters.

Новости о предложении сделки успели насторожить британское правительство. Тереза Мэй неоднократно заявляла, что Великобритания должна сопротивляться иностранным поглощениям, и критиковала, в частности, покупку Kraft британской Cadbury в 2010 году. Возможные препятствия со стороны властей также могли в какой-то мере повлиять на отказ американцев от сделки.

«Скорее всего, главной причиной отказа Unilever продолжать дискуссию являются действия главных акционеров Kraft Heinz в 2015 году, — считает аналитик eToro Михаил Мащенко. — Несколько лет назад компания Heinz, за которой стоят 3G Capital и фонд Уоррена Баффета, договорилась о слиянии с производителем готового питания Kraft Food, в результате чего для сокращения издержек объединенной компании пришлось закрыть 7 заводов и лишить рабочих мест свыше 2600 человек. Помимо плохой репутации, акционеры Kraft Heinz обзавелись огромным долгом вследствие существенной переплаты за Kraft Food: 3G Capital и Berkshire Hathaway заплатили за компанию в 22 раза больше, чем она генерировала наличности за год. По предварительным условиям сделки, за Unilever предлагали заплатить не только "наличными", но и ценными бумагами Kraft Heinz — в таких условиях решение руководства Unilever отказаться от предложения выглядит логичным».

Эксперт добавляет, что в данный момент Unilever делает ставку на бытовую химию и сопутствующие товары, о чем говорит недавняя покупка Dollar Shave Club, да и в целом чувствует себя в этом сегменте вполне уверенно.

«На мой взгляд, когда срываются подобные сделки, тут могут быть только две причины: не устраивает сумма сделки или ведется торг, — говорит независимый финансовый эксперт Илья Попов. — Все равно во внешней среде никто и никогда до конца не знает окончательную структуру сделки и схему взаиморасчетов по ней, кроме самих участников этой сделки. По разным данным из независимых американских источников, менеджмент Unilever оказался недоволен предложением со стороны Kraft Heinz в $50 за акцию».

Эксперт также обращает внимание на то, что интерес Kraft Heinz получил огласку на очень ранней стадии переговоров. «Признаться честно, это сильно удивляет, так как поглощение стало бы третьим по величине в истории и крупнейшим приобретением базирующейся в Великобритании компании. Не стоит исключать и тот факт, что, так как возможная сделка стала достоянием общественности, вмешались "неизвестные силы", которые в этой сделке не были заинтересованы», — говорит он.

Попов отмечает, что зачастую американские компании при покупке основного пакета акций бизнеса не учитывают интересы второй стороны, которая так или иначе продолжает участвовать в развитии компании, но уже в качестве совладельца. «Американские инвесторы всегда берут верх ценой, их предложение часто превышает предложения конкурентов в несколько раз и более, — говорит эксперт. — Тем самым они пытаются монополизировать рынок, вытеснить с него потенциальных конкурентов в будущем. Продавец своей доли в бизнесе зачастую сталкивается со следующим выбором: продать основную долю бизнеса за большие деньги и забыть про инновационное развитие в будущем либо продать свою долю бизнеса дешевле, разделив свои риски с будущим партнером, и продолжить развитие компании».

Французский публицист Марсель Михельсон в колонке для Forbes пишет, что сделка не могла и не должна была состояться из-за различий в корпоративных ценностях двух компаний. По его словам, Unilever инвестирует в долгосрочные проекты и экологию. Kraft Heinz предпочитает краткосрочное увеличение прибыли и политику сокращения расходов, ее стратегия далека от европейского социально ответственного инвестирования.

Компания Uniliver — один из крупнейших в мире производителей продуктов, бытовой химии и товаров личной гигиены. Бренды компании включают Knorr, Lipton, Hellman's, Calve, Rama, Dove, Axe и Rexona, Timotei, Sunsilk и многие другие. В России Unilever владеет брендами «Балтимор», «Чистая линия», «Черный жемчуг», «Сто рецептов красоты», Московским маргариновым заводом и пр.

Kraft Heinz возникла в 2015 году после слияния Kraft Foods Group и Heinz, одним из владельцев которого являлся холдинг Berkshire Hathaway Уоррена Баффета. Среди брендов объединенной компании — Heinz, Jacobs, Carte Noir, Maxwell House, Alpen Gold, Cadbury, Toblerone, Milka и др.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».