23 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Намоногородили
Экономика

Намоногородили

Правительство утвердило паспорт проекта «Комплексное развитие моногородов». Инициатива вызвана необходимостью снизить их зависимость от градообразующих предприятий. В планах кабмина создать к концу 2018 года 230 тысяч независимых от них рабочих мест. Проект разработан на долгосрочную перспективу со сроками реализации с ноября 2016 года по декабрь 2025 года. На эти цели государство планирует выделить из бюджета 11,2 миллиарда рублей. Оба эксперта сошлись во мнении о неэффективности мер, описанных в паспорте проекта.

«Одна из важнейших задач и необходимое условие успеха этого проекта — обеспечить координацию усилий всех заинтересованных сторон, федеральных и региональных мер поддержки, а также вовлечение общественности», — отмечается в сообщении пресс-службы кабинета министров. В рамках данного проекта правительство планирует разработать программы по развитию всех 319 моногородов. Как отмечается в сообщении, развивать проблемные населенные пункты правительство планирует путем диверсификации их экономики, улучшения городской среды и развития человеческого капитала. Помимо этого в кабмине считают необходимым реализовать меры по созданию территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

«При этом в 150 моногородах предстоит реализовать инвестпроекты, в том числе с участием Фонда развития моногородов, а за счет прямой поддержки фонда — построить и реконструировать инфраструктурные объекты в 15 моногородах. Не менее 200 моногородов получат муниципальные программы поддержки малого и среднего бизнеса. Кроме того, для развития моногородов будут координироваться меры поддержки, запланированные в рамках приоритетных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, безопасные и качественные дороги, качественные услуги ЖКХ и создание комфортной городской среды, поддержка малого бизнеса», — говорится в сообщении пресс-службы правительства. В результате реализации проекта правительство планирует к 2019 году сократить количество муниципалитетов, попадающих под критерии моногородов, на 18(sic!).

В конце 2013 года в послании президента Федеральному Собранию Владимир Путин поручил кабмину разработать программу комплексного развития моногородов и создать преференции для работающего в них бизнеса. Теперь эта концепция готова и представлена правительством, «Профиль» обратился за экспертным мнением о ней к председателю комиссии по финансовому анализу и антикризисному управлению Российской коллегии аудиторов Ивану Рыкову и заместителю гендиректора международного центра развития регионов Олегу Столярову.

Иван Рыков не исключает, что денежные средства, выделенные на реализацию данной программы, как часто это бывает в регионах, могут пропасть, если за ними не будет тщательного надзора. «Заниматься диверсификацией городов все равно необходимо, если город сформировался вокруг одной фабрики, как часто это происходило в советское время, например, на Севере, где, как правило, город был привязан к одной шахте, которая являлась единственным местом трудоустройства в поселении. Люди со временем покидают эти города, потому что с самими предприятиями что-то часто происходит. Соответственно, уровень жизни в таких населенных пунктах очень низкий, ведь если у фабрики есть монополия на работу, она может установить любую заработную плату, и у населения не будет альтернативного варианта, кроме как работать за предложенные деньги», — объяснил эксперт. По мнению Рыкова, диверсификация экономики в моногородах, в первую очередь, будет направлена на развитие обрабатывающей промышленности и смежных видов производства. Эксперт считает неэффективными меры, при которых государство пытается исправить ситуацию бюджетными деньгами. «Они неэффективны, потому что принцип работы бюджетных денег всегда нерезультативен, ведь он основан на административном инструменте, поэтому в принципе участие государства в экономике нерезультативно. Намного эффективнее вовлечение в нее частного бизнеса», — сказал он. Эксперт также подчеркнул, что для развития моногородов наиболее оптимальными являются смешанные схемы, связанные с государственно-частным партнерством либо привлечением частного капитала и созданием для него инфраструктуры, которая будет работать на развитие города. «Вливание денег в экономику моногородов, безусловно, их поддержит на некоторое время, но это полумера», — считает Рыков.

Эксперт также выразил сомнение в том, что в нынешнем состоянии экономики кто-то из крупных инвесторов имеет лишние деньги на то, чтобы развивать моногорода.

Заместитель гендиректора международного центра развития регионов Олег Столяров отметил, что перечень федеральных мер поддержки моногородов составляет 104 страницы, но их еще до сих пор никто не оценил. «Во многих моногородах стоят брошенные инвесторами предприятия, особенно когда их купили во время приватизации, и относительно них государство не предпринимает никаких решений. Дело в том, что инвесторы не ищут владельца пакета акций для того, чтобы что-то сделать с ним», — заявил он. Эксперт сослался на слова Игоря Шувалова по поводу ТОСЭР, в которых первый зампред правительства говорил о том, что станет вкладывать средства в ТОСЭР только тогда, когда найдет руководителя, имеющего успешный опыт работы в реализации подобных проектов, чтобы спокойно доверить ему деньги. «Но дело в том, что на сегодняшний день на развитие моногородов обучают муниципальные команды, которые являются безграмотными в развитии бизнеса. На этот счет ранее, в 90-х годах, была хорошая идея у Минпромторга. В случае, если предприятие находится в кризисе, министерство предлагало сформировать команду антикризисных управляющих и направить их на развитие компаний, но эту идею отвергли», — поделился воспоминаниями эксперт. В то же время, желание правительства поддерживать малый и средний бизнес в моногородах Столяров воспринял с большим недоумением. «Развитие невозможно без участия фондового рынка. У меня возникает вопрос: откуда у среднего и малого бизнеса инвестпроекты? Для того чтобы разработать инвестпроекты бизнесу нужен очень мощный стимул, а для этого нужен фондовый рынок, иначе дальнейшее развитие невозможно», — подчеркнул он. По мнению Столярова, одним из главных и существенных препятствий в развитии российского бизнеса являются очень высокие кредитные ставки в стране. Он также считает необходимым оставить все налоговые поступления на территории моногорода хотя бы на пять лет. «Город реализует новые проекты, какие-то налоговые поступления реализует, а налоговая база Минфина никак не уменьшится и даже сохранится. Таким образом, у города появится возможность направить денежную прибыль на собственное развитие, чтобы хоть как-то восстановить разваленную инфраструктуру и оказать социальную поддержку гражданам», — выразил свою точку зрения он. Столяров считает, что диверсификация экономики в России может быть успешно реализована, если в стране будут решены две взаимосвязанных задачи. Первая — это реализация импортозамещения продукции с высокой добавленной стоимостью и уход от сырьевой экономики к обрабатывающей, промышленной или цифровой. Таким образом, как считает эксперт, произойдет реализация продукции с более высокой долей добавленной стоимости, что возможно сделать только в рамках импортозамещения. Основная проблема, как отмечает Столяров, заключается в непонимании правительства, куда необходимо диверсифицироваться сейчас, и что именно стоит импортозамещать. «Далее возникает второй вопрос. Для высокотехнологичной продукции рынок России очень мал. Все сколковские предприятия, которые изобрели серьезный продукт, не могут найти хороший объем рынка, чтобы наше производство вышло на рынок с нормальными издержками и ценой. У нас в России должно быть экспортоориентированное импортозамещение. Должна быть точная финансово-экономическая модель, которая заинтересует как бизнес, так и исполнительную власть», — добавил он.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».