Профиль

Мораль вместо лекарства

Неудивительно, что в стране, где четверть бюджета уходит на военные нужды, на борьбу с ВИЧ не хватает денег.

Неудивительно, что в стране, где четверть бюджета уходит на военные нужды, на борьбу с ВИЧ не хватает денег.

Объявленная в Екатеринбурге эпидемия ВИЧ (болен почти каждый 50‑й житель) совпала по времени с выпуском правительством стратегии борьбы с ВИЧ до 2020 года – декларации о намерениях, документа, не подкрепленного ясным финансовым обеспечением. И здесь, как и с пенсиями, – денег нет, но вы держитесь. И это при том, что еще весной 2015 года авторитетный российский специалист, глава Федерального центра по борьбе со СПИДом Вадим Покровский заявил, что ситуация с ВИЧ достигла уровня национальной угрозы, а в феврале этого года было объявлено, что эпидемия в России перешагнула 1 млн выявленных случаев.

Однако российские власти, обычно столь чуткие к «национальным угрозам», когда речь идет о том, что их никак не касается – смене властей народом Украины или войне в далекой от российских границ Сирии, – ВИЧ-проблема, судя по вялым бюрократическим действиям, взволновала не сильно. Она тем временем имеет ясное политическое измерение, касаясь способа функционирования современного российского государства, выбора им приоритетов, честности со стороны властей в оценке происходящего, диалоге с обществом. Вопрос не носит, как это может показаться, узкого, технического характера (дать в федеральном бюджете денег больше или меньше, вести регистр ВИЧ-инфицированных людей или нет).

Нет ничего удивительного в том, что в стране, власти которой сделали агрессивную внешнюю политику и милитаризацию общества своим главным приоритетом, программы в области ВИЧ финансируются по остаточному принципу.

А общество вместо реализации продуманных, использованных на практике в западных странах и обеспеченных деньгами решений кормится властями успокаивающими декларациями о стратегии и призывами со стороны пенсионеров на госслужбе не «жениться и не расходиться по десять раз» да предложениями «провести ревизию в морально-нравственном воспитании наших граждан». При этом возможности российского общества по противодействию ВИЧ-инфекции прямо подорваны антизападной деятельностью российских властей.

В 2016 году Минюст начал в массовом порядке присваивать статус «иностранного агента» гражданским организациям, занятым профилактикой ВИЧ. Вот что говорит глава признанного «иностранным агентом» НП «ЭСВЕРО» Елена Романяк: «Мы видим, что в стране идут два параллельных процесса: в стратегии призывают сотрудничать с НКО и одновременно эти же НКО называют агентами. В итоге мы чувствуем себя изгоями, у нас ноль на счету, мы завалены отчетностью для Минюста, прокуратуры, ходим по судам, вместо того чтобы помогать людям».

Иными словами, в декларациях одно, а на практике другое. Вместо того чтобы дать возможность НКО хотя бы в области противодействия ВИЧ работать, получать финансирование из-за границы, раз уж собственные ресурсы ограниченны, проводится политика, на практике приводящая к сокращению возможностей по противодействию ВИЧ.

Другая антизападная мера российских властей, нанесшая ущерб российским гражданам, – «импортозамещение». В области борьбы с ВИЧ-инфекцией она имеет особое измерение. Координатор организации «Пациентский контроль» Андрей Скворцов утверждает, что «хорошие и качественные комбинированные препараты с низким уровнем побочных действий разбивают на монотерапию». Другими словами, «вместо 1–2 таблеток в день практически без побочных действий» предлагают принимать «10 таблеток два раза в день». По его словам, «вылезают побочные действия, и люди не выдерживают, многие просто перестают пить».

Если считать приоритетом не частные лоббистские интересы российских производителей дженериков, а исходить из потребностей заболевших людей и их семей, эффективности использования бюджетных денег, то следовало бы покупать на конкурентных торгах все самое качественное и передовое, что дает мировая фарминдустрия. К тому же сама идея «импортозамещения», реализуемая не частным бизнесом на свой страх и риск, а придуманная политическими властями, насаждаемая сверху, проводимая при «поддержке государства», ошибочна. Взятая как самоцель, как задача стать «независимыми» и, следовательно, производить в идеале почти все «самим» ведет к растрате ограниченных ресурсов, имеет своим следствием снижение качества, рост цен, наносит ущерб потребителям. История с ВИЧ-препаратами это только подтверждает.

Российская властная суверенность, скрипя ржавой пропагандой, выступила в мировой поход военными кораблями, боевыми самолетами и ракетами. Торчащий вовне оружейный фасад скрывает ужасающе больное общество. Фронтов еще нет, здорового тыла уже нет.

 

Объявленная в Екатеринбурге эпидемия ВИЧ (болен почти каждый 50‑й житель) совпала по времени с выпуском правительством стратегии борьбы с ВИЧ до 2020 года – декларации о намерениях, документа, не подкрепленного ясным финансовым обеспечением. И здесь, как и с пенсиями, – денег нет, но вы держитесь. И это при том, что еще весной 2015 года авторитетный российский специалист, глава Федерального центра по борьбе со СПИДом Вадим Покровский заявил, что ситуация с ВИЧ достигла уровня национальной угрозы, а в феврале этого года было объявлено, что эпидемия в России перешагнула 1 млн выявленных случаев.

Однако российские власти, обычно столь чуткие к «национальным угрозам», когда речь идет о том, что их никак не касается – смене властей народом Украины или войне в далекой от российских границ Сирии, – ВИЧ-проблема, судя по вялым бюрократическим действиям, взволновала не сильно. Она тем временем имеет ясное политическое измерение, касаясь способа функционирования современного российского государства, выбора им приоритетов, честности со стороны властей в оценке происходящего, диалоге с обществом. Вопрос не носит, как это может показаться, узкого, технического характера (дать в федеральном бюджете денег больше или меньше, вести регистр ВИЧ-инфицированных людей или нет).

Нет ничего удивительного в том, что в стране, власти которой сделали агрессивную внешнюю политику и милитаризацию общества своим главным приоритетом, программы в области ВИЧ финансируются по остаточному принципу.

А общество вместо реализации продуманных, использованных на практике в западных странах и обеспеченных деньгами решений кормится властями успокаивающими декларациями о стратегии и призывами со стороны пенсионеров на госслужбе не «жениться и не расходиться по десять раз» да предложениями «провести ревизию в морально-нравственном воспитании наших граждан». При этом возможности российского общества по противодействию ВИЧ-инфекции прямо подорваны антизападной деятельностью российских властей.

В 2016 году Минюст начал в массовом порядке присваивать статус «иностранного агента» гражданским организациям, занятым профилактикой ВИЧ. Вот что говорит глава признанного «иностранным агентом» НП «ЭСВЕРО» Елена Романяк: «Мы видим, что в стране идут два параллельных процесса: в стратегии призывают сотрудничать с НКО и одновременно эти же НКО называют агентами. В итоге мы чувствуем себя изгоями, у нас ноль на счету, мы завалены отчетностью для Минюста, прокуратуры, ходим по судам, вместо того чтобы помогать людям».

Иными словами, в декларациях одно, а на практике другое. Вместо того чтобы дать возможность НКО хотя бы в области противодействия ВИЧ работать, получать финансирование из-за границы, раз уж собственные ресурсы ограниченны, проводится политика, на практике приводящая к сокращению возможностей по противодействию ВИЧ.

Другая антизападная мера российских властей, нанесшая ущерб российским гражданам, – «импортозамещение». В области борьбы с ВИЧ-инфекцией она имеет особое измерение. Координатор организации «Пациентский контроль» Андрей Скворцов утверждает, что «хорошие и качественные комбинированные препараты с низким уровнем побочных действий разбивают на монотерапию». Другими словами, «вместо 1–2 таблеток в день практически без побочных действий» предлагают принимать «10 таблеток два раза в день». По его словам, «вылезают побочные действия, и люди не выдерживают, многие просто перестают пить».

Если считать приоритетом не частные лоббистские интересы российских производителей дженериков, а исходить из потребностей заболевших людей и их семей, эффективности использования бюджетных денег, то следовало бы покупать на конкурентных торгах все самое качественное и передовое, что дает мировая фарминдустрия. К тому же сама идея «импортозамещения», реализуемая не частным бизнесом на свой страх и риск, а придуманная политическими властями, насаждаемая сверху, проводимая при «поддержке государства», ошибочна. Взятая как самоцель, как задача стать «независимыми» и, следовательно, производить в идеале почти все «самим» ведет к растрате ограниченных ресурсов, имеет своим следствием снижение качества, рост цен, наносит ущерб потребителям. История с ВИЧ-препаратами это только подтверждает.

Российская властная суверенность, скрипя ржавой пропагандой, выступила в мировой поход военными кораблями, боевыми самолетами и ракетами. Торчащий вовне оружейный фасад скрывает ужасающе больное общество. Фронтов еще нет, здорового тыла уже нет.

Самое читаемое
Exit mobile version