25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Дружба против «Мегафона»
Экономика

Дружба против «Мегафона»

Мобильные операторы запустили в Череповце сеть, в рамках которой впервые в своей истории объединили частоты. Они рассчитывают таким образом увеличить скорость мобильного интернета и снизить затраты на развертывание сети. До сих пор операторы сообща использовали только инфраструктуру, эксперты полагают, что новый шаг позволит «Билайну» и МТС конкурировать с «Мегафоном», у которого частот изначально было больше.

В своем первом совместном проекте МТС и «Вымпелком» (владеет брендом «Билайн») объединили частоты в диапазоне 2,5-2,6 ГГц. Компании надеются, что благодаря этому удастся повысить скорость мобильного интернета по технологии LTE до 150 Мбит/с (что является пиковым значением) и сэкономить на строительстве и эксплуатации базовых станций.

Впервые российские мобильные операторы «большой тройки» начали сотрудничать еще в начале 2000-х годов. Тогда они совместно использовали инфраструктуру. Эта технология называется RAN sharing и позволяет нескольким мобильным операторам одновременно использовать одну и ту же инфраструктуру. Различают пассивный и активный RAN sharing. При пассивном совместно используются башни, мачты и антенно-фидерные устройства (АФУ). При активном к ним добавляются еще и контроллеры, базовые станции, транспортные каналы между ними. В этом случае по отдельности операторы используют только коммутаторы мобильной сети, абонентские базы данных и системы обеспечения безопасности.

На первых порах операторы прибегали только к пассивному RAN-шерингу, поскольку порядок активного тогда еще не был прописан законодательно. Ситуация изменилась в конце 2014 года, когда правительство утвердило новые правила. Сразу после этого «Билайн» и МТС запустили проект по совместному строительству и эксплуатации инфраструктуры для сетей LTE в 36 регионах страны. Проект был рассчитан на семь лет, и уже к 2015 году совместные станции появились в 31 субъекте РФ. RAN-шеринг позволил компаниям сократить капитальные затраты на 25-30%, а операционные — примерное на 50%. Причем в некоторых регионах расходы оказались на 10-15% ниже даже первоначально запланированных сумм. Количество пользователей LTE в таких регионах росло примерно на треть быстрее обычного.

В начале текущего года примеру МТС последовал «Мегафон», который тоже договорился с «Билайном» о совместном использовании инфраструктуры. Вместе компании должны построить более 1300 базовых станций в десяти регионах, преимущественно Центрального и Северо-Западного федеральных округов. «Мегафону» это нужно для того, чтобы точечно увеличить покрытие и дополнить существующую инфраструктуру в диапазоне 2600 МГц диапазоном 1800 МГц.

Правда, еще в 2013 году «Мегафон» приобрел компанию «Скартел», владеющую брендом Yota. Спустя месяц «Мегафон» выкупил у своей теперь уже дочерней компании инфраструктуру для сетей LTE за 150 миллионов долларов (100 миллионов из них были доплачены по требованию Федеральной антимонопольной службы). Но до нынешнего года «Мегафон» не имел опыта сотрудничества в строительстве инфраструктуры с неподконтрольными себе операторами.

В прошлом году у операторов сотовой связи появилась возможность совместно использовать не только инфраструктуру, но и частоты. Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ, входит в состав Роскомнадзора) начала постепенно выдавать соответствующие разрешения: сначала в диапазоне 900, 1800 и 2500 МГц, затем — в диапазонах 890-915 МГц, 935-960 МГц, 1920-1980 МГц, 2010-2025 МГц и 2110-2170 МГц.

Наконец, летом нынешнего года были приняты поправки в закон «О связи», в которых прописаны общие принципы механизма совместного использования радиочастот. Законопроект был разработан и внесен в Госдуму еще три года назад, но долго встречал сопротивление со стороны администрации президента. Операторы, согласно документу, могут объединять частоты в пределах полос, которые им выделили на одной территории. В договоре стороны должны указать все свои права и обязанности, а также порядок взаиморасчетов за общий ресурс.

После этого МТС и «Билайн» объявили о планах объединить частоты в 20 регионах, позднее их количество увеличилось до 31. К началу 2017 года компаниям надо получить разрешения для объединения ресурсов в республике Алтай, Ингушетии, Карачаево-Черкессии, Мордовии, Чувашии, в Мурманской, Орловской и Сахалинской областях. И вот первый этап проекта — в Череповце — полностью реализован.

«Мы готовы обсуждать возможность частотного шеринга со всеми игроками, присутствующими на рынке, — рассказали «Профилю» в «Билайне». — Кроме этого, не надо забывать о нашем совместном проекте с «Мегафоном» по шерингу инфраструктуры, который мы запустили в начале года. Мы возлагаем большие надежды на оба этих проекта». Летом «Вымпелком» обсуждал аналогичную перспективу еще и с Tele2, но к соглашению стороны пока не пришли.

Совместное использование как инфраструктуры, так и частот действительно позволяет операторам значительно сэкономить, рассказал «Профилю» телекоммуникационный аналитик Илья Шатилин. «Фактически, строя совместные станции, вы экономите в два раза, ведь делите все затраты на двоих. Использование частот — это развитие на перспективу, поскольку оно позволяет предоставить абоненту более широкую полосу частот. Учитывая, что у МТС и «Билайна» очень ограничен частотный спектр (в отличие от «Мегафона», который имеет частоты «Скартела»), объединение усилий лишним точно не будет».

На данный момент (пока проект по объединению частот реализован только в одном городе) у МТС и «Билайна» по одиночке в четыре раза меньше частотных полос, чем у «Мегафона». «Это, в первую очередь, сказывается на качестве связи и на скорости интернета. Будет увеличена емкость сети. Мы провели исследование по 15 городам-миллионникам и выяснили, что в большинстве из них по скорости связи лидирует «Мегафон». Это происходит как раз из-за частотного ресурса, и остальным операторам, чтобы приблизиться к нему, надо объединять усилия, — говорит Шатилин. — Ведь отобрать частоты у «Мегафона» нельзя. С самого начала ходили разговоры о том, что «Мегафон» слишком легко получил частоты. Участникам рынка было понятно, что «Скартел» создавался именно для этого».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».