25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. На том свете отоспишься
Общество

На том свете отоспишься

Российские изобретатели создали «человекосчитыватель», с помощью которого автомобиль определяет, что водитель уснул за рулем, и будит его громким сигналом. В будущем программа сможет медленно остановить машину, включив «аварийку». Корреспонденты Profile.ru встретились с создателями  - Владимиром Белым и Евгением Либерманом, которые организовали нам тест-драйв системы.

Случалось ли вам заснуть за рулем движущегося автомобиля? «Такое может случиться с кем угодно, но не со мной», - думает большинство автолюбителей. Но достаточно расслабиться на пару секунд - и все может закончиться печально.

Основатель и глава компании «Альфа Смарт Системс» Владимир Белый знает об этом не понаслышке. Уснул за рулем не он, а водитель, ехавший по встречке. Медицинские исследования подтвердили: мужчина был трезв, а виной всему – обычная бытовая усталость. Авария едва не стоила жизни Владимиру, который провел в больнице несколько месяцев.

Дорожный гипноз – это сон с открытыми глазами. Все сознательное внимание водителя направлено на что-то постороннее, несвязанное с дорогой, а рулевое управление переходит в ведение бессознательного. Это проявление так называемого автоматизма действий. Ученые доказали, что такое состояние увеличивает риск возникновения ДТП в несколько раз, так как снижает реакцию водителя.

Молодой изобретатель специализировался в основном на робототехнике, но после этого случая у него возникла идея «человекосчитывателя» для автомобиля. Задумка Владимира сводилась к тому, чтобы научить бездушную электронику самостоятельно определять готовность человека к управлению автомобилем и предупреждать его в случае малейшей опасности.

Вместе с группой единомышленников во главе с Артемом Проскуриным он приступил к разработке устройства, и через несколько лет свет увидела совершенно новая технология - Human Reader.

Фото: Profile.ru
©Фото: Profile.ru

Принцип действия программы таков: инфракрасная камера устанавливает визуальный контакт со зрачками водителя, следит за поворотом и наклоном головы, анализирует изменения в мимике. Затем сравнивает данные с заданными настройками (в его базах 9 основных эмоций и порядка 70 оттенков), и определяет, насколько скорость реакции человека отличается от нормы. Учитывается все: временной интервал того, насколько закрыты глаза, открыт рот (зевки), концентрация водителя, отклонение от осей - к примеру, если человек уснул и склонил голову. Чуть повернул голову – раздается пронзительный звук, закрыл глаза – громкий тревожный сигнал.

Ученые из Нидерландов подсчитали, что три часа непрерывного вождения автомобиля в ночное время можно приравнять к нескольким порциям алкогольных напитков. В своем эксперименте ученые задействовали 14 молодых здоровых мужчин. Добровольцы управляли автомобилем ночью на скорости 120км/час в течение двух, четырех и восьми часов без перерыва на отдых. Результат показал, что через 2 часа непрерывной езды водитель совершал такие же ошибки, как и подвыпившие водители с содержанием 0,05% алкоголя в крови. Через 3 часа поведение водителя соответствовало 0,08% алкоголя, а через 4 часа — 0,1%.

Евгений достает ноутбук и небольшую камеру с инфракрасной подсветкой и запускает программу Human Reader, которая на нем уже установлена. Владимир вертит в руках небольшую камеру почти как фокусник, мол, вот, смотрите, ничего сверхъестественного, но сейчас отсюда вылетит птичка.

Красный график, похожий на кардиограмму, отображает, сколько раз и на сколько времени подопытный Алексей закрыл глаза. Система в состоянии определить, что опускание век в данном случае связано с морганием. Владимир просит испытуемого закрыть глаза, через долю секунды на экране появляется надпись «потеря объекта» и компьютер издает звук, способный поднять даже мертвого.

- Вот так это и работает, - объясняет Белый, - Теперь попробуйте наклонить голову.

- Вперёд или в сторону? - спрашивает Алексей.

- Да без разницы.

Алексей пробует отклоняться и вперед, и в сторону. Система всякий раз реагирует все тем же неприятным звуком.

- Подождите, ну а как же, скажем… Если я решил поправить зеркало, или полез за чем-то в бардачке? Что же она так и будет кричать?

- Время реагирования можно настроить какое угодно. Скажем, для закрытых глаз - поменьше, для поворота головы – побольше. Все это регулируется индивидуально, - объясняет Евгений Либерман.

«Человекосчитыватель» основан на методе саккадических интервалов и микромимике лица. Саккады – это очень быстрые, короткие движения глаз. Камера с хорошим разрешением может предоставить Human Reader данные для анализа саккад.
Подсознание человека влияет и на мимику, так что саккады могут выдавать даже внутреннее несогласие человека с собой. Значение имеет все: колебание глаза, сужение или расширение зрачка. Все микрореакции определяются с точностью в 97%.

Фото: Profile.ru
©Фото: Profile.ru

- Система еще будет усовершенствоваться, - добавляет Владимир. - Уже сейчас ее можно подключить к бортовому компьютеру или тормозам так, чтобы машина плавно останавливалась, когда вы закрываете глаза. Еще можно купить тепловизор, он повысит точность результатов. С его помощью можно будет определить, что к какой-то части лица человека приливает кровь. Human Reader сможет проанализировать эти данные и выдать заключение: нормально ли это, или стоит бить тревогу.

Для того, чтобы установить в машину Human Reader, не нужен даже смартфон.

- Нужна камера и небольшой одноплатный компьютер. Мы скоро запустим такое устройство в массовое производство. Сама программа будет установлена на нем, в нем же будет происходить обработка данных. Это самый дешевый вариант, и главный его плюс – независимость от смартфона или любого другого устройства, - добавляет Евгений.

Видимая простота исполнения идеи не должны вводить читателя в заблуждение. Разработчики обещают несколько вариантов решения аппарата: изначально встроенный в салон автомобиля в заводской комплектации; портативный, который любой желающий сможет приобрести в обычном магазине запчастей (минимальная стоимость - не больше 150 долларов) и, наконец, адаптированный для смартфона.

Все версии отличаются компактностью: переносной вариант Safe Drive System, по словам создателей, будет спокойно умещаться на приборной панели или на лобовом стекле. В этом заключается новаторство разработки. Предыдущие версии разных лет и разных разработчиков отличались громоздкостью.

Дополнительные возможности системы
- тепловизор
- определение отклонения от полосы движения
- распознавание дорожных знаков
- распознавание людей и животных на дороге
- слежение за впереди едущим автомобилем
- ночное техническое зрение

«Альфа Смарт Системс» подписали соглашение с КАМАЗом, и теперь новые автомобили КАМАЗ будут выходить со встроенной системой Human Reader.

«Создавая новый продукт, мы не думали о деньгах – предыдущие достижения компании позволяют вести довольное безбедное существование. Мы просто стремились помочь миллионам водителей в нашей стране и по всему миру оградить себя и своих близких от опасностей, которые таят в себе ежедневные рутинные поездки за рулем», - говорит Владимир, называющий себя сторонником технологической глобализации и всеобщей доступности созданных в разных уголках планеты благ.

Вполне возможно, уже в скором времени Human Reader будут использовать не только автолюбители, дальнобойщики и водители такси, но и машинисты с пилотами.

Фото: Profile.ru
©Фото: Profile.ru

Также разработку берут на вооружение те, чья работа связана с составлением психологического портрета человека – люди, отвечающие за прием на работу новых сотрудников и безопасность компании. Способность программы не только предупреждать водителя о непреднамеренном погружении в сон, но и улавливать малейшие изменения в его поведении, позволила превратить прибор в аналог детектора лжи (названный создателями «детектором правды»), да еще и более точный по сравнению с классическим полиграфом.

Правда, кадровикам, в отличие от водителей, не удастся обойтись компактной коробкой – глубокий анализ психофизического состояния человека потребует от них интеграции Human Reader с компьютером и сложными оптическими системами. Принцип действия при этом не претерпевает кардинальных изменений, однако отсканированные камерой движения лица испытуемого проверяются уже на соответствие девяти основным или 70 дополнительным оттенкам человеческих эмоций. Такие манипуляции позволят сотруднику HR-департамента любого предприятия или службы безопасности банка, не прилагая особых усилий, уличить собеседника в неуверенности, нервозности или откровенной лжи.

Опровержение
После выхода материала, в исходной версии которого говорилось, что компания «Альфа Смарт Системс» ведет переговоры с головным подразделением компании Volvo, в редакцию обратились представители компании Volvo Car Russia с опровержением:
«Volvo Cars действительно много лет работает над разработкой и внедрением систем, которые способны определить усталость или снижение концентрации внимания водителя. В частности, недавно мы объявили о работе над интегрированной в автомобили Volvo системой, которая сможет определить, закрыл ли водитель глаза или в какую сторону он смотрит. Более подробно об этом - здесь.
Однако упомянутая в статье «На том свете отоспишься» от 09 апреля 2014 г. компания «Альфа Смарт Системс» не является нашим партнером в данном проекте. Некоторые из поставщиков, с которыми мы работаем:
• Autoliv (общественный проект под названием «Глаза на дороге»)
• SmartEye (инфо о пилотном проекте «EuroFOT» - здесь)
В этом проекте мы также работаем с Chalmers school of technology и AB Volvo».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».