15 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Начало дороги вниз

Объемы продаж на российском авторынке в 2014 году ожидаемо снизились, но в наступившем году нас ждет не снижение, а полноценный спад на 20–30% от и так не слишком удачного 2014 года.

Россия по-прежнему отстает по количеству автомобилей на душу населения от других развитых стран. Именно это двигает рынок даже в такие неблагоприятные для торговли годы, как 2014-й. Осенью эксперты прогнозировали обвал российского авторынка, но дело пока ограничилось 10%-ным спадом, который в случае изменения политической и экономической конъюнктуры может быть отыгран буквально за год.

Конечно, немалая часть купленных в конце 2014 года автомобилей приобреталась россиянами раньше, чем планировалось, и именно этих продаж рынок не досчитается весной 2015 года, во время традиционного сезонного роста спроса.

Пока же картина следующая: по данным комитета автопроизводителей АЕБ 2014 год закрылся ростом в декабре на 2,4% по сравнению с декабрем 2013 года, что несколько выправило годовые показатели, по итогам которого сокращение объемов продаж составило 10,3%. Всего в декабре прошлого года было продано 270 653 автомобиля, что на 6346 машин больше, чем в декабре 2013-го. Всего же в 2014 году в России было реализовано 2,5 млн автомобилей, что почти на 300 тысяч меньше, чем годом ранее. Схожие данные приводит и аналитическое агентство «Автостат»: в 2014 году в РФ было продано на 11% авто меньше, чем в 2013 году.

При этом все модели, вошедшие в десятку самых популярных в нашей стране новых легковых автомобилей, — местного производства.

Тем временем продажи подержанных автомобилей выросли: всего в 2014 году было перерегистрировано 6 млн машин, а в 2013 году — 5,75 млн. Рост спроса на автомобили с пробегом отмечают и трейд-ин отделы официальных дилеров: в среднем на 20–30%. В 2014 году снизился спрос не только на легкие коммерческие авто (LCV) — на 16% (всего реализовано 135 тыс. шт.), но и на тяжелые грузовики (CV и HCV), которых было продано лишь 85,5 тыс. шт. (минус 23% по сравнению с продажами 2013 года).

Прогноз «Автостата» на 2015 год неутешителен: снижение объема производства автомобилей в РФ, падение импорта и, как следствие, банкротство автодилеров. Прогноз аналитического агентства на 2015 год — от 1,5 до 2 млн проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей.

Мнение председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера не слишком сильно отличается от озвученного: «2014 год ознаменовался сильным финишем, хотя с кумулятивной потерей объема в 10% он останется годом разочарований для российской автомобильной индустрии. Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 год еще ниже. Наш прогноз рынка пассажирских и легких коммерческих автомобилей равен 1,89 млн единиц, что эквивалентно сокращению на 24%».

В условиях кризиса, инфляции и санкций предпочтения российских автомобилистов значительно изменились. Так, в подтверждение установившемуся мнению премиальные бренды оказываются менее всех подвержены влиянию кризиса. В проигрыше только BMW и Mini. В остальном «рулят» японские Mazda, Nissan, Toyota, Mitsubishi, Subaru, да Jeep с FIAT и некоторые китайские бренды благодаря «низкому старту» 2013 года. Чаша весов явно склоняется в сторону японского автопрома.

Больше всех в России пострадали, казалось бы, сильные и стабильные представители мирового автопрома: Chevrolet, Volksvagen, Ford, Opel, Peugeot и Citroen, Honda, а также отечественный производитель.

Причины как низких, так и высоких продаж 2014 года во многом зависели от наличия и качества спецпрограмм, умеренных цен и доступных кредитов в «собственных» банках, то есть от желания продавать.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK