Внесенный в Госдуму проект федерального бюджета на 2018–2020 годы дает нам некоторое понимание того, как именно, по версии правительства, будет осуществляться «переход экономики в фазу устойчивого роста» (пользуясь свежей терминологией от Владимира Путина). В принципе, это развивает декларируемую сегодня картину «роста» уже в текущем году, основным «драйвером» которого выступают инвестиции.
В материалах к проекту бюджета признается, что рост реальных доходов населения в ближайшие годы будет слабым (1–2% в год), отток капитала продолжится, рост сырьевого экспорта будет близок к нулю. За счет чего они тогда рассчитывают выйти на темпы роста ВВП 2–3% в год? За счет инвестиций: ожидается их рост на 5–7% в год. Такое предположение может выглядеть невероятным на фоне нынешних реалий: международные санкции против России явно продлевают на неопределенный срок, мы в значительной степени отрезаны от западных рынков капитала, в стране продолжают лютовать силовики и госкомпании, уничтожающие остатки частного бизнеса, на фоне слабой покупательной способности населения многие международные игроки – банки, ритейлеры – уходят из России. Откуда вдруг бурный рост инвестиций-то?..
Разгадку можно поискать в статистике текущего года, где реализуется примерно схожая модель – нам рапортуют об очень приятной цифре роста инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2017 года 4,8%, и это вроде как становится основным фактором, предопределяющим официальный прогноз роста ВВП в этом году свыше 2%. Действительно ли у нас такой бурный рост инвестиций – 5% в годовом выражении?
Во‑первых, нет, конечно. Откуда Росстат взял цифру в 4,8% – совершенно непонятно. В отчете об инвестициях в первом полугодии значится куда более скромная цифра – 2,4% роста инвестиций в основной капитал к 1-му полугодию 2016 г. В примечании, правда, указано, что это рост «без учета субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами», общий объем инвестиций в первом полугодии – 4,3 трлн рублей. В ключевых отраслях при этом наблюдается нешуточный инвестиционный спад: в обрабатывающей промышленности на 3,8%, в сельском хозяйстве на 7,2%, в металлургии на 8,9%, в производстве автотранспортных средств на 26,6%, в строительстве на 11,4% и т. д.
Однако в общем сборнике о социально-экономическом положении России указана уже другая цифра – 5,7 трлн рублей и уже 4,8% роста. Видимо, сюда включены те самые инвестиции малого бизнеса и «инвестиции, не наблюдаемые прямыми статистическими методами», – получается, что в этом сегменте рост инвестиций должен составить порядка 15%, чтобы «вытянуть» общий инвестиционный рост с 2,4% до 4,8%. Вы видели, чтобы у нас малый бизнес инвестировал такими темпами? И что это за «не наблюдаемые прямыми статистическими методами» капиталовложения, где наблюдается такой «бурный рост»? Очевидно, что это оценочная категория, а инвестиции крупных предприятий легко измерить прямым статнаблюдением. То есть, честно говоря, можно смело утверждать, что «инвестиционный рост» в первом полугодии просто нарисован.
Во‑вторых, за счет чего вообще рост инвестиций, если в основных отраслях они падают? Ответ легко найти в материалах Росстата: инвестиции по разделу «деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта» выросли в первом полугодии на 34,5%. Это в основном мост в Крым и газопровод «Сила Сибири». Помимо того, что это разовые проекты, их ценность с точки зрения генерирования дальнейшего роста экономической активности сомнительна. Не очень понятно, как из такой картинки можно вывести устойчивый рост инвестиций на 5–7% в год в ближайшей перспективе.
Хотелось бы услышать объяснения правительства по этим цифрам, но пока их прогнозы «роста» кажутся замками на песке. Хотелось бы честного разговора о том, что сегодня происходит в экономике, так как на фоне ужасного инвестиционного климата в сказку об «инвестиционной фазе роста» не верится совсем. А простой анализ приведенных выше манипуляций Росстата показывает, что правительство ради красивой картинки начинает уже откровенно привирать. Если на ближайшие годы в прогнозных материалах к бюджету заложена именно эта «модель», то получается, что Дума будет рассматривать совершенно нереалистичный проект бюджета, в основе которого – полностью нарисованный рост, не имеющий отношения к экономической реальности.