Российский рынок контрафактных моторных масел, как оказалось, имеет довольно внушительные размеры. В декабре 2015 года Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России сообщило о пресечении деятельности преступной группы, размер которой достиг промышленных масштабов. Годовой доход злоумышленников, по оценке полиции, достигал 12 млрд рублей.
Фальсифицированная продукция хранилась на складах и промышленных площадях в Москве и Солнечногорском районе Московской области. Основная часть рабочих состояла из мигрантов из Узбекистана и Таджикистана – всего более ста человек. Контрафакт продавался под брендами самых известных мировых производителей и распространялся во всех регионах страны. В распоряжении преступной группы были три автоматизированные линии по розливу и фасовке масла, в ходе рейдов было изъято более 70 тонн нефтепродуктов и свыше 80 тысяч упаковок, готовых к продаже, фирменная пластиковая тара, этикетки различных брендов, а также бухгалтерская документация и печати более 30 юридических лиц.
Однако не стоит надеяться, что после такой масштабной операции полиции контрафакт вовсе исчезнет с рынка. Уже в феврале ГУЭБиПК сообщило о пресечении действий «более мелкой рыбы», на этот раз в Самарской области. По оперативным данным, производство поддельных моторных масел базировалось по трем адресам города Тольятти. В качестве сырья злоумышленники использовали дешевое масло самого низкого качества, а на бочки и пластиковые канистры наклеивали этикетки известных мировых брендов. Сырье и тару они привозили из других регионов России, а изготовление этикеток заказали в городской типографии. В результате полицейские изъяли 190 кубических емкостей с маслом, более 300 бочек объемом 200 литров каждая с наименованиями известных брендов, более 4 тысяч пластиковых канистр. По документам это была абсолютно легальная компания. Все бумаги подтверждали финансово‑хозяйственную деятельность по реализации масел, в них даже были указаны места сбыта контрафакта.
В обоих случаях были заведены уголовные дела по статье 180 Уголовного кодекса России «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)».
Согласно исследованию компании «Газпромнефть – смазочные материалы», наибольшее число жалоб на подделки – до 95% – приходится на известные бренды. Подавляющее большинство (79%) заявило, что их действительно беспокоит вероятность купить контрафактную продукцию. Треть потребителей (32%) не смогли назвать бренд, который бы имел достаточную защиту от подделок. Чтобы помочь своим клиентам защититься от злоумышленников, компания «Газпромнефть – смазочные материалы» специально разработала уникальную систему проверки подлинности своей продукции, выпускаемой под брендом Gazpromneft. Речь идет о самых популярных фасовках 4 и 5 литров масла. На этикетке каждой такой канистры под специальным защитным слоем скрыт уникальный код. Все коды наносятся при производстве на заводе и являются частью этикетки.
Для подтверждения подлинности продукции потребителю достаточно стереть защитный слой и отправить уникальный код на бесплатный номер SMS или ввести его на сайте «Газпромнефть – смазочные материалы». Система тут же проверит наличие данного кода в базе данных производителя. Коды не повторяются, размножить их также невозможно – если проверка уже была, то система сразу же выдаст сообщение о попытке повторного запроса.
Система проверки защищена международными патентами. «Газпромнефть – СМ» – единственный производитель смазочных материалов, внедривший данную систему. Поэтому компания дает 100% гарантию подлинности продукции.
«Масла Gazpromneft пользуются спросом благодаря высокому качеству. Поэтому мы позаботились о защите интересов наших покупателей, до того как столкнулись с проблемой подделки продукции, – заявил генеральный директор компании «Газпромнефть – смазочные материалы» Александр Трухан. – Внедрение системы проверки подлинности позволит гарантировать, что автомобилисты получат высокое качество оригинальной продукции Gazpromneft вне зависимости от места ее приобретения».
Долгое время под брендом Gazpromneft выпускались только промышленные масла и смазки для рынка b2b. В 2013 году компания начала также выпуск и моторных масел под брендом Gazpromneft, значительно расширив и обновив линейку в 2015 году. Новые продукты имеют допуски ведущих автопроизводителей. Сегодня компания «Газпромнефть – смазочные материалы» занимает 15% рынка смазочных материалов России, а ее продукция представлена более чем в 65 странах мира.