Профиль

Нищета охранительства

Почему бессмысленны все охранительные законы России, включая нашумевший антитеррористический пакет Яровой.

Почему бессмысленны все охранительные законы России, включая нашумевший антитеррористический пакет Яровой.

Американский фонд информационных технологий и инноваций включил «антитеррористический пакет» депутатов Озерова и Яровой в число десяти мировых инициатив в области хранения баз данных, способных навредить инновационному развитию. Если обобщить это заключение, применив его к другим охранительным, направленным против гражданского общества, инициативам российских властей, подаваемым как «антиэкстремистские», то, несмотря на производимый грозный шум и частные трагические следствия, они не способны спасти российскую политико-экономическую систему «капитализма закадычных друзей». Это может показаться вздором, потому что вокруг охранительных инициатив российских властей разворачивается активная полемика – демократическая пресса, гражданские организации и оппозиция проводят против них кампании, но тем не менее это так и есть.

Ни сами эти инициативы, ни кампании против них не имеют большого значения. Как бы ни смотрели на дело их непосредственные участники, какую бы субъективную уверенность в своей правоте и пользе они ни испытывали. Сами эти кампании являются лишь блеклым фоном для происходящих в мире, а значит, и в России изменений.

Наступит день, месяц, год, когда все это будет смыто масштабными переменами в России, когда как само охранительство, так и полемика вокруг него будут моментально забыты обществом. Как это произошло с дебатами советской эпохи, которые сегодня, спустя десятилетия, кажутся чем-то далеким от реальных проблем, которые нужно было тогда решать.

Так случится потому, что современная политико-экономическая система в России, имевшая почти 20 лет на то, чтобы раскрыть свой потенциал, создать привлекательный для окружающего мира образ настоящего и будущего, проиграла конкуренцию моделям, существующим в западной части земного шара и в соседнем Китае.

Наиболее ярким доказательством является тот факт, что ни одна страна мира не стремится взять за образец российскую политико-экономическую систему. Получать от нее ресурсы – пожалуйста. Быть ее союзниками (до известной степени) за получаемые ресурсы – возможно. Входить с ней в военные союзы (как страны Организации договора о коллективной безопасности) – допустимо.

Но сознательно ставить целью создание такой же системы в своей стране, с «суперпрезидентской» властью, «госкомпаниями», «парламентом» как «местом не для дискуссий» – нет. Более того, и само российское руководство не верит в долговечность своей системы. Или же, по меньшей мере, его взгляды отличаются странной противоречивостью.

Российские начальники при случае говорят о том, что Россия – это тоже демократическая страна: здесь честные выборы, свободная пресса, президент, по словам его пресс-секретаря, – «абсолютный либерал». И с западными странами Россия готова сотрудничать, потому что есть общие угрозы.

Инерция, пассивность, накопленные резервы и сила – вот четыре столпа, на которых стоит власть в современной России.

Охранительство играет в этой системе любопытную роль – не столько сдерживающую, сколько имитационную. Оно призвано показать: у нас есть что защищать, существующий порядок жизнеспособен, раз он сопротивляется, сражается со своими противниками. Этой же имитационной цели, демонстрации активной жизни полумертвого политико-экономического тела, служит буквально вся охранительная пропаганда во всех своих отделах – от демонстрации кризиса западной жизни до шельмования внутренней оппозиции.

Может показаться, что охранительство – совершенно безопасное для общества явление, если ход мирового развития сам собой неизбежно сломает сегодняшнюю отсталую российскую систему. Но это не так. Неспособность сегодняшних лидеров России увидеть образ будущего, приступить к сущностным переменам в стране, желание опираться в мире на тех, кто «признает национальные интересы России», т. е. оставить в покойном гниении нашу страну, приведет только к тому, что перемены придется делать не постепенно, а разом. В худших условиях, с большим технологическим, экономическим, политическим отставанием от мира. И неочевидно, что перемены будут успешны – окажутся способными в перспективе сделать Россию современной страной. Более вероятно, что накопленное отставание на обозримую перспективу определит периферийное положение нашей страны.

На первый взгляд все отлично. Новая колючая проволока, одетая «с иголочки» охрана, современное оружие. Но внутри, на оцепленной территории, – свежекрашенная будка коменданта со всеми удобствами и зарастающее травой поле. Охранять нечего и не от кого.

 

Американский фонд информационных технологий и инноваций включил «антитеррористический пакет» депутатов Озерова и Яровой в число десяти мировых инициатив в области хранения баз данных, способных навредить инновационному развитию. Если обобщить это заключение, применив его к другим охранительным, направленным против гражданского общества, инициативам российских властей, подаваемым как «антиэкстремистские», то, несмотря на производимый грозный шум и частные трагические следствия, они не способны спасти российскую политико-экономическую систему «капитализма закадычных друзей». Это может показаться вздором, потому что вокруг охранительных инициатив российских властей разворачивается активная полемика – демократическая пресса, гражданские организации и оппозиция проводят против них кампании, но тем не менее это так и есть.

Ни сами эти инициативы, ни кампании против них не имеют большого значения. Как бы ни смотрели на дело их непосредственные участники, какую бы субъективную уверенность в своей правоте и пользе они ни испытывали. Сами эти кампании являются лишь блеклым фоном для происходящих в мире, а значит, и в России изменений.

Наступит день, месяц, год, когда все это будет смыто масштабными переменами в России, когда как само охранительство, так и полемика вокруг него будут моментально забыты обществом. Как это произошло с дебатами советской эпохи, которые сегодня, спустя десятилетия, кажутся чем-то далеким от реальных проблем, которые нужно было тогда решать.

Так случится потому, что современная политико-экономическая система в России, имевшая почти 20 лет на то, чтобы раскрыть свой потенциал, создать привлекательный для окружающего мира образ настоящего и будущего, проиграла конкуренцию моделям, существующим в западной части земного шара и в соседнем Китае.

Наиболее ярким доказательством является тот факт, что ни одна страна мира не стремится взять за образец российскую политико-экономическую систему. Получать от нее ресурсы – пожалуйста. Быть ее союзниками (до известной степени) за получаемые ресурсы – возможно. Входить с ней в военные союзы (как страны Организации договора о коллективной безопасности) – допустимо.

Но сознательно ставить целью создание такой же системы в своей стране, с «суперпрезидентской» властью, «госкомпаниями», «парламентом» как «местом не для дискуссий» – нет. Более того, и само российское руководство не верит в долговечность своей системы. Или же, по меньшей мере, его взгляды отличаются странной противоречивостью.

Российские начальники при случае говорят о том, что Россия – это тоже демократическая страна: здесь честные выборы, свободная пресса, президент, по словам его пресс-секретаря, – «абсолютный либерал». И с западными странами Россия готова сотрудничать, потому что есть общие угрозы.

Инерция, пассивность, накопленные резервы и сила – вот четыре столпа, на которых стоит власть в современной России.

Охранительство играет в этой системе любопытную роль – не столько сдерживающую, сколько имитационную. Оно призвано показать: у нас есть что защищать, существующий порядок жизнеспособен, раз он сопротивляется, сражается со своими противниками. Этой же имитационной цели, демонстрации активной жизни полумертвого политико-экономического тела, служит буквально вся охранительная пропаганда во всех своих отделах – от демонстрации кризиса западной жизни до шельмования внутренней оппозиции.

Может показаться, что охранительство – совершенно безопасное для общества явление, если ход мирового развития сам собой неизбежно сломает сегодняшнюю отсталую российскую систему. Но это не так. Неспособность сегодняшних лидеров России увидеть образ будущего, приступить к сущностным переменам в стране, желание опираться в мире на тех, кто «признает национальные интересы России», т. е. оставить в покойном гниении нашу страну, приведет только к тому, что перемены придется делать не постепенно, а разом. В худших условиях, с большим технологическим, экономическим, политическим отставанием от мира. И неочевидно, что перемены будут успешны – окажутся способными в перспективе сделать Россию современной страной. Более вероятно, что накопленное отставание на обозримую перспективу определит периферийное положение нашей страны.

На первый взгляд все отлично. Новая колючая проволока, одетая «с иголочки» охрана, современное оружие. Но внутри, на оцепленной территории, – свежекрашенная будка коменданта со всеми удобствами и зарастающее травой поле. Охранять нечего и не от кого.

Самое читаемое
Exit mobile version