24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Новые правила сожительства
Политика

Новые правила сожительства

«Усталость» Запада от санкций, безусловно, есть. Но ожидать разворота ЕС на 180 градусов в ближайшее время не стоит. Евросоюз по-прежнему увязывает возможные послабления с урегулированием конфликта на Юго-Востоке Украины. Россия же настаивает, что не является стороной конфликта. К тому же, согласно официальной российской версии, санкции России только на пользу.

На минувшей неделе комитет постоянных представителей стран–членов Евросоюза договорился о продлении санкций против России еще на полгода. Ограничения, которые будут действовать до января 2017 года, распространяются на финансовый, энергетический и военно-промышленный секторы, а также включают визовые ограничения против некоторых российских граждан.

В середине июня ЕС уже продлил на год действие санкций в отношении Крыма и Севастополя. Санкции включают запрет на импорт в ЕС любых крымских товаров, любые европейские инвестиции на территории полуострова, включая приобретение там недвижимости, финансирование бизнеса, предоставление услуг, например, туристических. Европейским судам, за исключением экстренных ситуаций, запрещен вход в крымские порты.

Продление «крымского пакета» санкций прошло фактически в рабочем порядке. Необходимость продлить действие более масштабных ограничительных мер, введенных против России, провоцировала достаточно оживленную дискуссию в рядах членов Евросоюза. Дискуссию о необходимости дискуссии, скажем так.

«Растущий спрос на политическую дискуссию» поминал на днях министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак. (Это центральноевропейское государство будет председательствовать в ЕС с июля по декабрь.)

«Я не призываю к отмене санкций, – сказал Лайчак журналистам. – Но мне не хотелось бы наблюдать, как мы формально поддерживаем санкции и за этими санкциями все подписывают масштабные соглашения с Россией, наносят туда визиты и встречаются с людьми, фигурирующими в черных списках».

Примечательно, что о необходимости дискуссии по проблеме антироссийских санкций говорил публично и министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эйро.

Среди членов Евросоюза существуют разные точки зрения на то, как выстраивать отношения с гигантским соседом на Востоке. И это не секрет. Но обострение дискуссии в Евросоюзе по этому вопросу многие СМИ и аналитики поспешили представить как неоспоримое доказательство того, что ЕС устал от санкций (и, конечно же, российских контрсанкций) и только и ждет момента, чтобы вернуться к «бизнесу как всегда».

«Они уже чуть ли не умоляют Россию: «ну попросите нас отменить санкции», чтобы вытребовать в ответ какие-то уступки от Москвы – типа обратного отсчета в выполнении минских условий (то есть начать с конца – с передачи под контроль Киева российско-украинской границы на юго-востоке)», – написал в своеммеждународного комитета Совета Федерации Константин Косачев.

«Усталость», безусловно, налицо. Но ожидать разворота ЕС на 180 градусов в ближайшее время не стоит. Ведь даже политики тех стран, чьи экономики в наибольшей степени пострадали от «войны санкций», жестко увязывают возможные послабления с урегулированием конфликта на юго-востоке Украины.

«Санкции не возобновляются в автоматическом режиме, но ключевой пункт заключается в том, чтобы была политическая дискуссия в Совете (Евросоюза) о том, что происходит, или же санкции и контрсанкции превращаются в рутину», – отмечал в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме премьер-министр Италии Маттео Ренци.

Но он же говорил и о том, что «договоры должны соблюдаться, мы приложили усилия, чтобы прийти к минским соглашениям, и все, повторяю, все должны их соблюдать».

«Я был в Санкт-Петербурге на прошлой неделе, и я несколько часов беседовал с Путиным. Позиция комиссии ясна: чем больше будет «Минска», тем меньше будет санкций», – заявил журналистам глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

«Больше «Минска» – меньше санкций» – это, пожалуй, новый подход западноевропейцев к России. Раньше снятие ограничительных мер увязывалось с выполнением минских соглашений в полном объеме.

Принципы новой «восточной политики» лаконично сформулировал министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. «Санкции сами по себе – это не самоцель. Они должны подталкивать к изменениям в поведении», – сказал дипломат в одном из интервью. А потому он выступает за их поэтапную отмену, но в жесткой увязке с поступательным выполнением минских соглашений. «Подход «все или ничего», хотя и звучит хорошо, не срабатывает», – отметил глава германского МИД.

«На Украине, если бы не было санкций, ситуация была бы намного хуже. И если вы так не думаете, то у вас просто недостаточно воображения. Вторжение (России) могло бы быть более значительным и пошло бы дальше, было бы гораздо больше беженцев. И, полагаю, без санкций у нас бы вообще не было минского процесса», – заявил недавно координатор Госдепартамента США по санкционной политике Дэниел Фрид, выступая в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне.

Итак, многие западные политики и эксперты считают, что с помощью такого специфического инструмента, как санкции, «коллективному Западу» удалось перевести войну на Донбассе в режим «конфликта малой интенсивности». Но вот дальше дело застопорилось. Россия жестко стоит на своем, уверяя, что в конфликте на Донбассе не участвует, что минские соглашения должен реализовать Петр Порошенко, а договариваться ему следует с самопровозглашенными ДНР и ЛНР.

Ну а, согласно официальной версии, санкции России только на пользу. «Лично я хотел бы, чтобы санкции против нас продержались подольше, а не побыстрее были сняты. Это мое личное мнение, – заявил глава президентской администрации Сергей Иванов в одном из недавних телевизионных интервью. «Мы долго говорили о диверсификации экономики… Знаете, есть такая поговорка: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Вот здесь это как раз сработало».

При этом в Кремле тоже намекают на готовность к диалогу. «Россия не была инициатором сегодняшнего развала, разлада и проблем, введения санкций. Все наши действия были и остаются исключительно ответными. Но мы, что называется, как у нас в народе говорят, зла не держим и готовы идти навстречу нашим европейским партнерам. Но это, безусловно, не может быть игрой в одни ворота», – говорил Владимир Путин на форуме в Санкт-Петербурге.

Впрочем, доверия особого нет. «Мы были бы готовы к таким шагам (отмене антизападных санкций первыми), если мы были бы уверены, что нас в очередной раз, как у нас говорят в народе, не кинут», – сказал Путин.

«Очевидно, что внутри ЕС растет давление на Брюссель, с тем чтобы эти санкции отменить. Как только появятся какие-то признаки позитивного развития на Донбассе, то может быть поставлен вопрос о постепенном смягчении ограничительных мер. Европейцы были бы рады зафиксировать какой-то прогресс, но его на сегодняшний день нет», – отмечает заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН Надежда Арбатова.

Многие российские политологи считают, что Евросоюз не торопится смягчать антироссийские санкции, потому что этому всячески препятствуют США. Арбатова с этим не согласна. «Отдельные страны прислушиваются к США, но у ЕС есть свой интерес, – пояснила она. – Интерес этот определяется тем, что Россия – крупнейший и ближайший сосед Евросоюза, каковым он не является для США. Для европейцев обеспечение стабильности – задача номер один. Утверждать, что США диктуют Европе, – это примитивный и упрощенный взгляд. У ЕС есть свои экономические и политические интересы».

Украинский фронт

В середине минувшей недели в Москву приезжала помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд. Встречалась она с помощником российского президента Владиславом Сурковым. Это уже вторая по счету встреча Нуланд и Суркова, первая прошла 15 января нынешнего года в Калининграде. «Это был своего рода мозговой штурм по поиску компромиссов с целью реализации минских соглашений», – заявил тогда Сурков.

Никаких решений по итогам очередной встречи Суркова и Нуланд принято не было, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Это традиционный обмен мнениями, сверка часов, – пояснил он. – США не участвуют в нормандском формате, и американские коллеги таким образом получают информацию из первых рук от стран «четверки».

Только вот вопрос: на какой основе строить эти отношения? Тут пока все очень туманно.

«Новые отношения с Россией будут базироваться на новых реалиях», – сказал посол ЕС в Москве литовский дипломат Вигаудас Ушацкас журналистам газеты Lietuvos zinios. Детальной концепции пока, по его словам, нет, но ясно, что «это будет новый образ действия, новые правила сосуществования, сотрудничества в тех сферах, где интересы совпадают».

При этом, как особо отметил Ушацкас, будут учтены существующие между партнерами различия. «О них мы говорили недостаточно, жили иллюзиями об интеграции сообществ и экономик. Сегодня мы стоим перед необходимостью признать разницу в подходах, что не должно препятствовать сотрудничеству», – сказал дипломат.

Россия и ЕС уже пытались выстраивать особые отношения. Можно вспомнить российскую инициативу 2003 года о формировании общего экономического пространства от Атлантики до Владивостока. Или же партнерство с Россией в целях модернизации, разработанное в 2010 году Германией. Ни пространства не сложилось, ни партнерства. Остается надеяться только на то, что украинский кризис все же вынудит РФ и ЕС наконец-то договориться о правилах сожительства.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».