10 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Постовые без постов

Новый административный регламент ГИБДД, вступивший в силу в пятницу, устанавливает правила поведения инспекторов и содержит несколько нововведений. Сотрудники ДПС теперь не смогут сидеть в «засадах» и грубить водителям. Зато получат право останавливать машины практически где угодно. Одновременно в Госдуму внесли законопроект, который может ввести в России новый институт «народных инспекторов», которым предлагается докладывать о нарушителях, выкладывая видеозаписи на портале госуслуг.

Новый регламент разрабатывался с марта. На тот момент теперь уже устаревшие правила действовали восемь лет — предыдущая версия была принята весной 2009 года. Главными причинами перемен в МВД называли злоупотребления сотрудников, которые надо свести к минимуму, и недостаточный уровень защищенности граждан. Итоговый вариант регламента был изложен в приказе министерства от 23 августа.

Важных новшеств несколько. Среди них, например, запрет на «засады» на дорогах — ситуации, когда инспектор ДПС прячется, чтобы остановить нарушителя. Теперь патрульный автомобиль «должен быть четко и отчетливо виден участникам дорожного движения». Правда, этой нормой можно будет пренебрегать, если видимость на дороге ограничена «естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети».

В самой ГИБДД такие обстоятельства называют исключительными, обещают не злоупотреблять своими правами и не устраивать «засады» без крайней необходимости. При этом, уже остановив водителя, инспектор обязан будет «по возможности» совершать все свои действия в зоне видимости видеорегистратора своего служебного автомобиля.

Останавливать водителей для простой проверки документов и перевозимых грузов теперь можно будет где угодно, а не только на стационарных постах ДПС, как было раньше. В прежней версии регламента отдельно оговаривалось, что остановка в произвольном месте допустима, только если водитель подозревается в совершении преступления, нарушил правила или же может оказать помощь другим участникам дорожного движения. Причем в первом случае останавливать машину можно было даже там, где в обычное время стоянка запрещена — на железнодорожных переездах, трамвайных путях или рядом с опасными поворотами.

Это изменение МВД анонсировало раньше других. Еще летом на совещании у Владимира Путина первый замминистра Александр Горовой назвал введенный пять лет назад запрет на остановку вне стационарного поста ошибкой. Его коллега, начальник управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александр Быков пояснял, что за последние годы число стационарных постов в России сократилось в три раза, а значит у инспекторов просто нет возможности останавливать все подозрительные автомобили. Сделать это «в поле» зачастую будет легче, тем более, что автопарк, напротив, растет — за пять лет прибавилось шесть миллионов машин.

В регламенте появились нормы поведения инспектора. Как и раньше, сотрудник обязан представиться и назвать причину остановки. Если водитель передает документы со вложенными деньгами, инспектор должен вернуть их и предложить передать снова уже без денег. Но теперь любое общение с водителем и пассажирами должно стать еще и культурным. Сотрудник ДПС должен стараться разговаривать и вести себя так, чтобы не оскорбить собеседника (в том числе по половому, расовому и религиозному признаку), быть вежливым и не заносчивым, воздерживаться от замечаний и незаслуженных обвинений.

Некое подобие своих стандартов отныне есть и у водителей. Так, отдельно оговаривается, что документы нужно передавать не только без обложки, но и без каких-либо удерживающих устройств. В МВД отмечают, что многие водители прибегают к ухищрениям, чтобы инспектор не смог забрать документы к себе в машину — прикрепляют их к панели приборов или к другим частям автомобиля.

Новый регламент предоставляет привилегии тем водителям, кто сможет доказать свою трезвость. Если процедура освидетельствования (не стоит путать с медосвидетельствованием, которое проводится только в медучреждении) проводится на стационарном посту ДПС, водителя отвезут обратно к машине. Также инспекторов лишили полномочий забирать у провинившихся водителей права прямо на месте нарушения — гражданам придется самим в течение трех дней привозить их в подразделение ГИБДД.

Не обязаны теперь сотрудники ДПС и выдавать справки об авариях для страховых компаний. Все нужные страховщикам сведения и так содержатся в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении, уверены в МВД, а лишняя бумажная волокита только затянет процедуру оформления ДТП.

А вот предложить оформить аварию по европротоколу — отныне, наоборот, прямая обязанность инспекторов ДПС. Такая возможность предусмотрена для ДТП с двумя машинами без пострадавших. Если ущерб причинен только автомобилям, а участники не имеют между собой разногласий, оформить документы они смогут сами, заполнив в двух экземплярах бланк извещения о ДТП. В противном случае, придется ехать на ближайший стационарный пост или в отделение полиции.

Есть в новом протоколе несколько спорных моментов. Например, в нем отсутствует обязанность полицейского не препятствовать фото- и видеосъемке. Также исчез запрет на курение при общении с водителем. Однако в МВД заверяют, что опасаться нечего: право граждан на получение информации заложено в Конституции, а курить запрещает этический кодекс госслужащих.

Новый регламент — не единственное нововведение этой недели. В понедельник стало известно, что депутаты Госдумы во главе с единороссом Вячеславом Лысаковым разрабатывают законопроект, который позволит водителям оспаривать незаслуженные штрафы через интернет. Лысаков, который также возглавляет движение автомобилистов «Свобода выборов» (хотя многие соратники обвиняют его в том, что после избрания депутатом он перестал бороться за права автолюбителей и начал усложнять им жизнь), считает, что нынешняя процедура обжалования слишком забюрократизирована. Водителям приходится лично приезжать в отделение полиции, иногда в другой город, и долго ждать решения. Парламентарий предлагает оспаривать штрафы через портал госуслуг.

Уже в пятницу, одновременно со вступлением в силу нового регламента, правительство внесло в Госдуму еще один законопроект, предусматривающий внедрение «народных инспекторов». По замыслу его авторов из МВД, любой гражданин сможет снять нарушение ПДД на камеру или видеорегистратор и выложить на портале госуслуг. В этом случае нарушителю вынесут наказание без оформления протокола.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK